Быстрота выполнения операций

Учреждение образования

«Международный государственный экологический институт

Имени А.Д. Сахарова»

Белорусского государственного университета

Кафедра социально-гуманитарных наук и устойчивого развития

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия и методология науки»

На тему

Интеллект, его структура и функции

 

 

                               Выполнил: Якименко Анастасия Викторовна

                                                                                                      магистрант

                                 кафедры экологической медицины и радиобиологии

                                _________________________________

                                

                                    

                                          

                                     

Минск

Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ». 4

2. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА.. 6

3. ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

 



ВВЕДЕНИЕ

Интеллект ­– в переводе с латинского – разум. По своему содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям, вызывающим споры среди исследователей, психологов, философов. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Теоретическая и практическая значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человека влияет на реальное, весьма неудовлетворительное положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающее себя, в том числе, нарастанием критики самого понятия «интеллект».

Цель: рассмотреть понятия интеллекта, проанализировать его структуру и функции.

Задачи:

1. Определить многоликость понятия интеллект.

2. Рассмотреть подходы к структуризации интеллекта.

3. Выделить функции интеллекта.

 



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»

 

Конкретного определения термин «интеллект» не имеет. Слово интеллект от латинского «intellect us» в переводе ум, рассудок, разум.

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

1.   Биологическая трактовка. Интеллект – это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.

2.   Педагогическая трактовка. Интеллект – это способность к обучению (обучаемость).

3.   Структурная трактовка. Интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Однако мыслители и ученые в разные времена дают различные определения термину «интеллект», что говорит о многозначности и глубине этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Интеллект, по мнению Фомы Аквинского – это возможность души. Разум и интеллект в человеке неразделимы, однако интеллект относится к теоретическим, а разум – практическим явлениям.

Интеллект по Линде Готтфредсон — это общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта [1]. 

Интеллект по Ф.Н. Ильясову – способность создавать в ходе самообучения способы для решения задач определённого класса и решать эти задачи [2].

Интеллект по Ж. Пиаже – психическая адаптация к новым условиям, общий регулятор поведения [3].

Интеллект по  Векслеру – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами [4].

Интеллект по М. Шюреру — это «относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи»

Интеллект по С. Л. Рубинштейну — это эквивалент общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей [5].

Интеллект по Б.Г.Ананьеву – это многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы состояния и свойства личности [6].

По Дж.П. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию [7].

 



СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

 

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько разные значимые части интеллекта. Рассмотрим некоторые теории.

1)  Теория Спирмена [8]

Общий (генеральный) интеллект (фактор G, от англ. general – общий) – совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial – специальный) – совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

2) Теория Кеттелла

Два фактора Кэттелл назвал «связанным» интеллектом и «свободным» интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

Фактор «свободного» интеллекта определяется первичным накоплением знаний. С точки зрения Кэттелла, «свободный» интеллект абсолютно независим от степени приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изображении [9].

3) Теория кристаллического интеллекта

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

4) Теория «базиса и надстройки» в интеллекте

Интеллект А – врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В – результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

5) Теория первичных умственных потенций Терстоуна

Исследователем выделены семь  первичных умственных потенций:

·  счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

·  вербальная гибкость – легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

·  вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

·  пространственная ориентация;

·  память;

·  способность к рассуждению;

·  быстрота восприятия сходств или различий [10].

6) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда

Модель включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности, ее операции и результат мыслительной деятельности (см. рис). Гилфорд попытался придать систематический характер модели, классифицировав свойства интеллекта по трем измерениям.

Операции –  что умеет испытуемый:

·  познание,

·  память,

·  дивергентное мышление,

·  конвергентное мышление,

·  оценивание.

Содержание – природа материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Природа бывает:

·  образная,

·  звуковая,

·  символическая,

·  семантическая

·  поведенческая.

Результаты – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым. Результаты различаются по:

·  элементам,

·  классам,

·  отношениям,

·  системам,

·  типам преобразований

·  делаемым выводам [7].

 

 

Рисунок. Многоуровневая организация интеллекта по Б.Г. Ананьеву

Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. Интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое течением биологических процессов.  

7) У Бине и Векслера интеллект – это одноуровневая модель с двумя блоками показателей действенного и образного характера. Образный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые получает человек под действием культурной и образовательной среды. Действенный  интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей. На основе этой теории построены тесты, где общая оценка интеллекта является суммой отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого.  Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по мнению Векслера, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре [4].

Тест Векслера является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и образный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 образных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К образным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

8) Эксперементально-психологические теории

Широкое распространение получили теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и Р. Стернберга. Для теорий этого типа характерно признание IQ-концепции интеллекта, однако экспериментально-психологическому анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении.

Так, Айзенк утверждает, что базой и источником развития интеллекта являются биологические особенности нервной системы, отвечающими за точность передачи нервных импульсов. Им был предложен тест на «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями в его возрастной и профессиональной группе.

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие значения могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное отклонение – 16 баллов в каждую сторону, то есть у каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц  с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (66%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 17% в каждой), рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Хант является сторонником когнитивного корреляционного подхода. Его суть заключается в исследовании как отдельные элементарные познавательные функции соотносятся с успешностью исполнения определенного теста.

Стернберг свои экспериментальные разработки проводит в рамках когнитивного компонентного подхода – тщательный анализ основных компонентов процесса выполнения какого-либо традиционного интеллектуального теста для решения вопроса о том, как различия в степени выраженности каждого компонента сказываются на итоговых индивидуальных оценках по этому же тесту.



ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА

1. Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление.

2. Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления.

3. Логика архитектуры – степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта.

4. Глубина и широта ума – возможность всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи

Быстрота выполнения операций

6. Автономность и осознанность – степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии, так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многообразность понятия «интеллект», его различные стороны и особенные взгляды на понятие мыслителей и ученых говорит о нерешенности проблемы интеллекта.

В данном исследовании проанализированы понятия интеллекта с точки зрения различных ученых. В целом, сходятся они в одном – интеллект – это проявление разума. Структуризация интеллекта также многообразна и зависима от сферы исследований тех или иных ученых. Функции интеллекта также представляют собой неоднозначные понятия, однако точно применимые к данному понятию.

На основе проведенных исследований можно сделать следующий вывод – концепция «интеллекта» включается в себя больше число разнообразных и более мелких понятий, которые нужно трактовать отдельно, а уже после объединять в одно глобальное и такое яркое понятие «интеллект».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Тевосян, М. Осмысление процессов / М. Тевосян // «Accent Graphics communications». – 2014.

2. Ильянсов, Ф.Н.Коммуникативный подход к идентификации сознания / Ф.Н. Ильянсов  // Вестник Академии Наук СССР. – 1991. – №2. – С.62–67.

3. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения / Ж. Пиаже. – М.: Наука, 1969. – 380 с.

4. Дружинин, В. «Тот самый Векслер» / В. Дружинин // Школьный психолог. – 2001. – №06.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Издательство: Питер, – 2002. – 720 с.

6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. – 1969.

7. Гилфорд,  Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Прогресс. – 1965. – 14 с.

8. Spearman, C. "General intelligence," objectively determined and measured / C. Spearman // The American Journal of Psychology. – 1904. – Vol. 15. – No. 2. –Pp. 201–292.

9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. – 2007. – 368 с.

10. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. – Минск: Амалфея. – 2005. – 448 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: