Тема 2.3. Способы организации трудовой деятельности дошкольников

План:

1. Методы и приемы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста: словесные, наглядные, практические.

2. Специфика использования методов и приемов организации трудовой деятельности с учетом возрастных и психофизических особенностей дошкольников.

3. Способы ухода за растениями и животными

1.Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

2. Специфика использования методов и приемов организации трудовой деятельности с учетом возрастных и психофизических особенностей дошкольников.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти условия?
Систематическое включение каждого ребенка в труд.

В практике дошкольных учреждений, особенно в младших группах, нередко к участию в труде привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие дополнительного внимания педагога. Дети стеснительные, неуверенные в себе, рассеянные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые поручения. Это приводите неравномерному формированию у детей трудовых навыков.
В то же время известно, что даже самые неорганизованные проявляют большую настойчивость и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети хорошо справляются с заданием, так как оно дает им возможность проявить свою активность, занять себя полезной деятельностью.

Для того чтобы к участию в труде дети привлекались равномерно, воспитателю следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто и какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает на ходу, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
Учет нагрузки на ребенка.

Труд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет собой труда взрослых. Так, дети расчищают участок от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т. д. Это же выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Дети включаются в эту деятельность только в той мере, которая посильна для них.

Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных сторон личности.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет направлена на преодоление усилий.
Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.

Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.
Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.
Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату.
Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому воспитателю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах труда - покраснение лица, потливость, частое дыхание.

Видами труда, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются уборка снега и вскапывание земли (для детей старшего дошкольного возраста). Так как возможности детей еще очень ограничены, воспитателю следует научить их приемам работы, которые бы помогли им в короткий срок достичь необходимых результатов.

Прежде всего, надо учить детей планировать работу (определять, куда сгребать снег, сколько брать его на лопату, на какое расстояние от вскопанной земли отступать всякий раз и пр.). Не имея этих навыков, дети часто не получают ощутимого результата; они работают, но непоследовательно: то в одном месте погребут, то в другом, а участок остается заснеженным.

Или: взял ребенок на лопату слишком большой ком и не в состоянии поднять его. Поэтому важно приучать детей при сгребании снега держать определенное направление, указывая: «Будем грести снег все с разных сторон, но к этому дереву» или «Расчистим дорожку от середины к краям» и т. д.

Взрослый может предварительно провести центральную дорожку (допустим, в случае, когда выпало много снега и детям трудно будет откидывать снег в одну сторону), от которой они будут разгребать снег направо и налево. (Детям рекомендуется сгребать только свежевыпавший снег, ибо расчистка слежавшегося снега им не по силам).

Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой. В тех детских садах, где участки позволяют разбивать огороды (из нескольких гряд), зимой на месте гряд воспитатели вместе с детьми устраивают «снежные лабиринты»: снег сгребают с междугрядий на гряды, на которых постепенно вырастают валы. В таком случае дети уже не затаптывают гряды, а используют дорожки между ними как лабиринт.
В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели часто полагаются на детей: устанут - перестанут работать. Однако большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по сравнению с другими результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.
Утомление вызывается интенсивностью труда, темпом и длительностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается, приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя, наблюдает за работой товарищей.
Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления.

Ребенок, овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Поэтому интенсивность труда у детей оказывается различной.
Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети; они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.

Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Если воспитателю не удается снизить темп их деятельности, следует ограничить ее продолжительность.
Другие дети работают очень медленно, хотя и не отвлекаются от дела. Таких детей следует учить работать энергичнее.

Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее оптимальной, соответствующей силам и особенностям детей.

Формируя правильные навыки работы со снегом и по вскапыванию земли, надо организовывать труд детей так, чтобы в нем участвовало несколько детей. При этом создается возможность менять характер их работы, например: сначала одни сгребают снег, другие накладывают его на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8-10 минут дети меняются местами. Это позволяет дать отдых тем, кто сгребал снег, переменить деятельность каждого, что служит некоторым отдыхом.

Подбор оборудования для труда.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться.

Подбирая оборудование, воспитатель непременно учитывает возраст и содержание труда детей своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих сходство с игрушкой.
Для малышей нужен особенно удобный инвентарь. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют их на пол, если воспитатель не приобретет для них небольшие подносы, стаканчики (небьющиеся) и не научит ими пользоваться.

Предлагая детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например, легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки сверху).

Для старших детей оборудование должно помочь им получить реальный результат. Не следует давать детям лопаты, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю или сгребать снег. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не получат видимого результата. Желание трудиться пропадает.
Необходимо также продумать наличие предметов труда, позволяющих детям приводить себя в порядок: щетки для обуви, одежды, небольшие венички для сметания снега с валенок, другие - с одежды; иголки и нитки, пуговицы разного размера и цвета и т. д.

Большую заботу проявляет воспитатель и о размещении оборудования. Надо разместить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться орудием, чистить или вытирать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использования и ухода за предметами труда.

Создание в группе трудовой атмосферы.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо приготовлять ко сну и убирать после сна постель - аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.
Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи - свое место».

Немаловажное значение имеет и умение педагога своевременно обнаруживать неполадки и в костюмах детей, и в одежде кукол, и в игрушках, и в пособиях, и в местах хранения всего игрушечного хозяйства, находящегося в пользовании. Если педагог сразу принимает меры к их устранению, не откладывая «на потом», это помогает воспитывать и у детей такое же отношение ко всякого рода нарушениям в группе.
И совсем неправильно, когда он сам сразу включается в восстановление порядка, но не привлекает к этому детей. Тогда у них не возникает желания помочь воспитателю или самостоятельно включиться в дело, не требующее отлагательства: дети либо не замечают этого, либо ждут указаний взрослого.
То же происходит, когда педагог сам постоянно находит для себя занятия, связанные с обслуживанием детей: он то расчищает площадку, то приводит в порядок полку с пособиями, то поправляет небрежно поставленные игрушки, т. е. он все делает для детей, но не с ними.

Такой пример воспитателя не побуждает к подражанию. А потому воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, стремления к полезным делам.

 

3. Способы ухода за растениями и животными

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы: чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);
уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли; выращивание растений из черенков (для школы, в подарок родителям);

участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.); уборка участка.

Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности (рыбка гибнет, если ее не накормить).
Наибольший воспитательный эффект дает длительный уход за одними и теми же объектами: за птицами (от появления их из яйца до выведения следующего потомства), морскими свинками (до получения потомства) и т. п. В процессе длительного ухода за животными дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда.

Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем кормить их, а затем передать эти знания детям, тщательно планировать их работу в уголке природы. Это важно потому, что в уголке природы редки повторения одних и тех же действий. Различные живые объекты (рыбы, птицы, растения) требуют, конечно, и различного ухода.

Ведущей формой организации труда в уголке природы считаются дежурства: дети объединяются в группы (звенья по 3-4 человека) и выполняют трудовые обязанности длительностью от 3 до 4-5 дней. Кроме того, имеются и более длительные (сроком от 2 до 3 недель) индивидуальные поручения по уходу за каким-либо растением, животным.

Группы комплектуются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими опыт, дежурили и новички. Когда дети «вошли» в работу, устанавливаются правила и определяется круг обязанностей дежурных: своевременно приходить на дежурство, знать последовательность трудовых обязанностей, выполнять их к моменту сбора всех детей, правильно пользоваться инвентарем и др.

Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности, побуждает их работать так же аккуратно, как взрослый; тем, кто затрудняется, оказывает своевременную помощь, вселяет в них веру в свои силы и тем самым поддерживает интерес к труду и желание трудиться.
Рассмотрим возможности детей каждого дошкольного возраста для труда их в природе, методы организации этого вида труда и руководства им.

Содержание труда по уходу за животными и растениями. Младший возраст (третий год жизни)

Возможности детей этого возраста крайне ограничены, и трудовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с доступными явлениями природы.

Умственному и трудовому воспитанию детей третьего года жизни в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и начало формирования наблюдательности.
Программные требования по ознакомлению детей с природой могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном обучении. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать), направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят.
Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными. Например, при ознакомлении с растениями, привлекая ребенка к наглядно-действенному обследованию (покажи стебелек, проведи - какой длинный, а листики маленькие, цветок круглый, как шар, - покажи цветок, понюхай его, сорви цветок на длинном стебельке и т. д.), воспитатель помогает лучше воспринять особенности. Практические действия, знакомство с растениями своего участка обогащает опыт детей, упорядочивает, уточняет представления о растениях (трава, дерево, цветы). Они накапливают новые впечатления и знания.

Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов. Дети этого возраста в течение всего года могут пользоваться разнообразными природными материалами, действия с которыми обогащают ребенка впечатлениями. В играх с песком, водой, снегом дети знакомятся со свойствами этих материалов (сухой песок сыплется, из мокрого песка легко лепить, строить; в воде плавают рыбки, уточки и др.). В играх с водой у детей возникает много ощущений (можно менять температуру). Они реально чувствуют, что такое холодная, теплая, горячая вода. Следует обращать внимание детей на изменение погоды: светит солнце, льет дождь, падает снег, дует, ветер. Можно организовать наблюдения за трудом взрослых (как убирают снег, сажают деревья и др.).
Во время наблюдений за животными детям дают простейшие поручения по уходу за ними (насыпать крошек, зерен для птиц на участке, покормить рыбок). Дети уясняют необходимость в этом, узнают, как надо делать (под руководством воспитателя). Например: «Ты мне поможешь кормить рыб. Это корм для них. Положим его в кормушку». Кладет корм и предлагает ребенку сделать то же.

Познавательная деятельность маленького ребенка формируется и проявляется в содержательной трудовой деятельности.

Воспитатель должен организовать дело так, чтобы действия детей стимулировали нужные проявления живого объекта (например, предлагает покормить щеглов, кролика, котенка, чтобы показать их повадки). От поверхностного восприятия повадок животного ребенок переходит к восприятию способа их действия (как ест, как плавает, летает и т. д.), у него развивается анализирующая способность выделять отдельные части тела животных (клюв, язык, крылья и др.). Таким образом, дети начинают пользоваться практическими действиями как познавательными.
Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых (воспитателя, няни). Этому способствуют серии последовательных разнообразных наблюдений, проводимых с подгруппами детей.
Наблюдая с детьми, как моют комнатные растения, им объясняют: листья надо мыть, чтобы они были чистые, красивые.

Цель должна быть понятна детям, а пути ее достижения - наглядными и ощутимыми для них. Показать, как аккуратно надо смывать пыль, например, с листьев фикуса, аспидистры. Показ приемов сопровождается объяснением. Следует привлечь внимание детей к результатам труда: каковы листья после обмывания.
Для ребенка постепенно приобретает значение содержательная сторона деятельности. Можно предложить некоторым детям помочь воспитателю. «Посмотрите, как нужно мыть листья, — говорит воспитатель. — Научитесь, потом все будете мыть. А сейчас мне помогут Оля и Саша».
Постепенно воспитатель приобщает малышей к выполнению простейших поручений. На участке они могут собрать листья, в уголке природы - полить растения. Педагог учит правильно держать леечку и медленно выливать воду в землю. Копируя действия взрослого, дети приобретают умение действовать.
При выполнении даже небольших эпизодических поручений воспитатель связывает их с заботой о живых существах: «Птичку покормим, чтобы она пела»; «Польем это растение, а то листочки засохнут». Во время прогулки детей приучают не рвать цветы на клумбах.

Содержание труда по уходу за животными и растениями. Младший возраст (четвертый год жизни)

У детей четвертого года жизни воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источником радости.
С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними.

Выполнение несложных поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель намечает, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все упражнялись в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить на место предметы ухода за животными и растениями.
В уголок природы помещают комнатные растения с широкими листьями, которые легко мыть, обильно цветущие (примулы, бегонию и др.). Здесь должен быть и аквариум, где можно содержать карасиков - жителей наших стоячих водоемов.

Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, так как эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям.
Детям четвертого года жизни объясняют, что за птицами надо ухаживать: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учат насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воды, ставить их в клетку.
При уходе за рыбками дети под наблюдением воспитателя набирают ложечкой корм и осторожно насыпают в кормушку, чтобы не загрязнять аквариум; могут мыть камешки при смене воды в аквариуме. Детей постепенно приучают поливать растения, выращивать овес, сажать лук, сеять крупные семена цветов, протирать большие листья цветов и цветочные горшки.

Для воспитания осознанного отношения к трудовым процессам очень важно сочетать работу по уходу за растениями с посадкой или посевом самих растений, с игрой природным материалом (песком, водой, глиной, снегом) и давать ребятам возможность разнообразно действовать с ним.
При организации деятельности детей необходимо учитывать особенности материала (песок сыпучий; он бывает сухой и сырой, из сырого песка можно строить; глина вязкая, крепкая; снег холодный, тает; в теплую погоду он липкий, из него можно лепить домик, снеговика, горку и др.).
Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Воспитатель учит ребенка отличать сухую почву от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при отсутствии влаги растения (листья, стебель) теряют упругость, поникают.

Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля.
Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. Время от времени воспитатель объединяет детей для общей работы по выращиванию растений и уходу за ними, например обмывание листьев растения (3-4 раза в год). Здесь надо обратить особое внимание детей на бережное отношение к растению: мыть осторожно каждый листочек, чтобы не сломался.

Обучение приемам выполнения этой работы лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев (например, фикуса, лимона и др.): «Пыли много на листьях. Растения надо мыть, чтобы они были чистые, красивые, лучше росли. Сегодня мы будем это делать. Я покажу вам, как обмывать листья. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить ее; положить на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу. Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист».

Растения моют теплой водой. Дети видят, что вначале вода была чистая, прозрачная, а затем становится грязной. Чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в уходе за растениями, их должно быть достаточное количество.

Воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность работы, чтобы они осознали задание, которое им предстоит выполнить. Свой показ и объяснение сочетает с последующими практическими упражнениями детей: «А теперь все будете мыть растения так, как я буду говорить».
В младших группах используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж, дети выполняют отдельные приемы по указанию воспитателя. В конце занятия воспитатель обязательно напоминает: «Поработали, пополощите тряпочки, отожмите и повесьте сушить. В следующий раз, когда мы будем мыть растения, тряпочки будут чистые».

Возвращаясь с прогулки, обязательно надо обратить внимание детей на окна: «Нравятся вам растения? Мы все вместе мыли», чтобы вызвать у них удовлетворение от проделанной работы.

Вначале малышам дается однородная работа: все обмывают листья, либо поливают растения, либо сеют семена. Разные задания отвлекают детей, каждому хочется делать то, что делает сосед. К концу года ребенок приучается к выполнению порученной ему работы независимо от того, что делают остальные.

Когда на участке нет зелени и цветов, детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими, например появление ростков овса. Сеять овес нужно только в случае, когда есть кого кормить. Эта цель общая для всех детей: вырастить зеленую травку для нашей птички, чтобы птичка была здоровой и весело пела. В начале работы воспитатель показывает выросший овес, дает детям возможность покормить травкой птичку. Показ результатов труда позволяет детям понять цель, вызывает желание выполнить ее.

В данном случае для ребенка будет иметь значение не только процессуальность действия (посеять семена), но и сравнительно отдаленный результат. Посев можно провести несколько раз. Повторные посевы углубляют представления и совершенствуют умения детей.
Сеют дети самостоятельно, каждый в свою коробочку, втыкая семена в землю. Работа эта удобна тем, что ее результаты не зависят от темпа, детям не нужно координировать свои действия друг с другом. Вместе с тем у детей появляется представление о том, что в работе необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

Перед посевом овса воспитатель должен приготовить бумажные коробочки с метками (их могут сделать дети старшей группы), вместе с детьми подготовить землю, пригодную для посева, положить в блюдце семена овса (по 2 блюдца на стол), иметь воду для поливки.
Воспитатель показывает, как сеять семена: «Это семена, посмотрите их все, потрогайте». Процесс посева для детей состоит из двух звеньев: втыкание семян в землю (этот прием требует от детей известного трудового усилия, чего нет при посеве семян вразброс) и полив. Объяснение должно быть краткое, четкое.

Действия воспитателя должны совпадать со словом: «Семена надо посеять в землю, втыкать глубоко, чтобы только кончик был виден; беру одно семя, втыкаю в землю, другое воткну близко от первого, рядышком, еще одно и так много посею». Фразу «беру одно семя» надо повторять, чтобы приучать детей сеять тщательно, по одному, близко друг к другу. Обращение к детям вначале должно быть индивидуальное: «Все, и Саша, и Слава, и Ира, будут сеять семена».

Воспитатель проверяет качество работы, помогает засыпать семена землей, поливает вместе с детьми.

В конце занятия надо еще раз обратить внимание детей на значки на коробочках, чтобы они запомнили их, и каждый мог наблюдать и ухаживать за своим посевом. Надо предложить детям поставить травку на подоконник: «Там будет тепло и светло, семена скоро прорастут, если будем их поливать».
После окончания работы надо похвалить детей: «Ты постарался, хорошо сделал»; «Хорошо потрудились, много травки посадили. Вырастет густая травка». Такой конец занятия радует детей, в следующий раз они охотно принимаются за работу.

С декабря-января дети сажают лук. Для ребенка 3-4 лет выполнение действия часто совпадает с получением результата. Поэтому до сознания ребенка нужно доводить мысль о том, что не сразу зазеленеет лук, вырастет трава, что их надо каждый день поливать.

Маленькие дети иногда слишком много выливают воды в одно место, в результате чего семена всплывают, портятся. Следует объяснить, что овес надо поливать по всей коробочке, а лук около корешка. Чтобы растения напились, воду лить надо осторожно, понемногу и смотреть, как она впитывается в землю. Это воспитывает сосредоточенность и затормаживает их поспешные действия.

В феврале-марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию. Растения зацветают в конце апреля. Воспитатель может использовать иллюстрации и показать, какие растут красивые цветы. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевами до появления оутонов. Трудовые занятия по посевам проводятся и на участке. Весной детей привлекают к посеву садовых бобов овощей (гороха, фасоли) и др.

Воспитатель показывает детям семена фасоли - блестящие черные, большие. Объясняет, что семя кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Чтобы облегчить работу на месте посадки на расстоянии 8-10 см ставят палочки. На месте палочек дети должны сделать ямки (на каждого ребенка по 3-5 ямок) на глубину, отмеченную на палочке. Объяснение и показ даются постепенно перед началом каждого нового действия, так как малыши все сразу не запомнят и, увлекшись одним, могут забыть о другом.
На повторных занятиях у детей возрастает и самостоятельность при посеве семян. От подробных объяснений, напоминаний о каждом действии и их последовательности воспитатель переходит к общим объяснениям. Он лишь напоминает, что дети должны делать: «Полей растение хорошо, как тебя учили», «Посади эти семена правильно, как мы сажали настурцию» (переход к действиям по представлению). Такой прием побуждает малышей вспомнить, какой способ выполнения применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.

Помимо посева и полива, дети могут наблюдать за рыхлением почвы, выпалыванием сорняков.

Привлекать их к выполнению данной работы можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прополки бобов воспитателем дети начинают интересоваться, где бобы, где травка (сорняки). Они сами просят назвать, какая это травка. Взрослый должен ответить на вопросы детей и показать им 3-4 разных сорняка.

Дети быстро отличают, например, бобы от пахучей ромашки, подорожника. Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение детей: они начинают приглядываться к окружающей природе; гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная; радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к нему, трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просят назвать их.

Дети также наблюдают, как старшие собирают урожай на огороде, и сами принимают в этом участие: выдергивают лук, морковь, свеклу, редис, вылущивают семена подсолнечника, помогают собрать мусор с огорода, цветника. Сухие ветки, прутья, камни, щепки ребята на маленьких тачках увозят в определенное место.

С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко подвешенную кормушку.

Весной вывешиваются скворечники, дуплянки, чтобы птицы гнездились на участке. Птиц, живших зимой в уголке природы, на лето можно переселить на участок, устроив для них вольер. Если в детском саду есть куры, дети наблюдают, как за ними ухаживают старшие, сами кормят их, наливают в поилку воды. Дети принимают участие в кормлении кроликов, живущих в крольчатнике на участке. Можно предложить детям покормить их, нарвать травы, принести еду.

Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно с воспитателем участвуют в расчистке дорожек (сметают снег, отвозят его на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее.
Зимой внимание детей следует направлять на заснеженные деревья и кустарники. На участке при детях надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться водички».

Содержание труда по уходу за животными и растениями.

Средний возраст (пятый год жизни)

У детей этого возраста воспитывается устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, более сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых существ.

Наблюдая явления природы, дети учатся сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, они отмечают: холодно, метель, корма нет - птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка.

Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Вначале к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочередно.
Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.).
Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде. Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений. Этому способствуют и отчеты детей по уходу за животными и растениями перед сверстниками, которым они должны рассказать, что делать, как, почему и когда.

Ухаживая за посевами и посадками, ребенок систематически наблюдает за ними, привыкает ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т. д.). Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.
На пятом году жизни детей продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняют, кому надо больше воды — маленькому или большому растению. Дети делают вывод, чем больше растение, тем больше надо поливать.

Следует также учить ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля - черная, темная. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Полезно побеседовать с детьми и о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы. Их надо больше поливать.

Дети уже знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно обрызгивать из пульверизатора.

При обучении детей рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга (лук, бобы, настурция). Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

Растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходство и различие по форме, величине, окраске листьев и цветков. Весной можно внести луковичные растения (амариллис, кринум и др.). Поливают их так, чтобы не залить луковицу, тогда они будут хорошо расти и зацветут.
В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать, какой корм необходим животным (белке, кролику, хомяку, курам), как он называется, где и как хранится.
Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам. На участке скликают кур, кормят их. В террариуме дети могут ухаживать за лягушкой, ящерицей (это сезонные обитатели), кормить их.
Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. Они должны обращать внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит - нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову - не хватает кислорода.

Чтобы животные были здоровы, надо мыть поилки, кормушки теплой водой, наливать свежей чистой воды, менять подстилку, выгребать мусор из курятника и посыпать пол песком. На участке дети кормят кур.
Наблюдая за сменой воды в аквариуме, дети моют вместе с воспитателем камешки, ракушки, укладывают их и насыпают песок на дно аквариума, могут частично заменить (освежить) воду. В средней группе увеличивается количество и разнообразие рыбок в аквариуме, помещают рыбок наших водоемов: серебрянку (верховку), карпа, линя, вьюна и разновидности золотой рыбки.

В уголке природы можно организовать общую уборку, распределить работу между детьми: помыть поилки, кормушки, горшки и поддоны, протереть листья растений, полить, порыхлить землю.

Во второй половине года вводится новая форма систематической работы - дежурства. Готовность детей к дежурствам обеспечивается предшествующей повседневной работой в уголке природы.

На занятии, посвященном введению дежурств, воспитатель должен уточнить с детьми обязанности дежурных, вспомнить правила ухода за каждым обитателем уголка природы, рассказать им об ответственности за выполнение всех требований.

Особый интерес вызывают у детей растения, выращенные ими. Поэтому важно всем вместе сеять и сажать их в уголке природы (выращивать корм птицам и зелень лука для стола и др.).

В этом возрасте повышается осознанность, самостоятельность, стремление к выполнению поставленной цели. Опора на опыт детей позволяет лучше понять содержание и назначение их труда, охотнее выполнить работу.
Здесь нет необходимости напоминать о конечной цели труда (дети ее хорошо помнят). Вместе с воспитателем дети готовят землю, пригодную для посева овса и посадки лука, насыпают ее в ящики, коробочки, сеют семена и сажают луковицы, поливают их. В процессе работы воспитатель напоминает словом, показом, предлагает детям поучиться друг у друга, отмечает аккуратность, соблюдение правил выполнения работы.

Дети сажают корнеплоды с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Весной нужно привлекать детей к устройству огорода и цветника, рыхлению граблями перекопанной земли, очищению ее от камней и палок, разметке борозд для посева. Дети могут также посеять крупные и мелкие семена (огурцов, свеклы, моркови, редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление.

В развитии трудовой направленности ребенка среднего до школьного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат. Полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке.

В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действиям. Они почти безразлично относятся к тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушая взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т. д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхний слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающиеся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане.

Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми, работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания: правильно вскопанную часть участка, красиво сделанную грядку, клумбу, ровные и прямые междугрядия, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов.
На первых порах не так важно, сколько ребенок сделает, будет ли работать до конца, выполняя трудовое поручение. Важно, чтобы он принял участие в этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому при выполнении трудовых заданий иногда происходят срывы: ребенок может прервать трудовое действие и уйти играть, а затем вернуться и продолжить работу.

Видя наглядный результат труда, дети стремятся работать, как взрослые, по-настоящему. Но и в этих работах ребенка в первую очередь еще интересует и удовлетворяет не результат деятельности, а сам процесс трудовых действий. Дети долго могут рыхлить землю в одном и том же месте, поливать одну и ту же гряду несколько раз в день. Они уже спокойно выслушивают поручение взрослого, присматриваются к его движениям, стараются подражать его действиям сознательно, просят показать правильные приемы.

Большое значение для поддержания интереса к трудовым процессам имеют поручения. Работу следует построить так, чтобы каждый ребенок ясно представлял, какую конкретную задачу он должен выполнить, чтобы эта задача была доступна ему.

Задание, даваемое ребенку средней группы, нужно серьезно обдумать, определить его дозировку, чтобы дети, не утомившись, получили удовлетворение от хорошо выполненной совместной работы.
Для поддержания интереса к уходу за растениями на участке и формирования правильных представлений важно использовать не рассказы и показы картинок, а сам факт роста и развития растений, направить внимание воспитанников на необходимость ухода за ними. Например, поливая растения, детей надо более настойчиво подводить к установлению зависимости состояния растений на участке (как и в уголке природы) от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Поэтому при выполнении трудовых процессов приходится несколько раз объяснять, для чего выполняется данная работа, напоминать, как это нужно делать. Поняв суть дела, ребята по-иному начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение не только к «своим» овощам, цветам, но и ко всем растениям.
В ходе работы на участке детей привлекают и к прополке растений. Находясь рядом со взрослым, они получают представление о роли прополки для роста растений, узнают некоторые сорняки. Обучение прополке следует проводить на грядках с хорошо знакомыми детям растениями (лук, бобы).
Надо приучать детей осознавать, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений (летом жарко, земля высыхает, надо поливать каждый день).

Постепенно дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Осенью они собирают овощи, крупные зрелые семена цветущих растений, раскладывают их по видам, усваивают обобщенные понятия: «овощи», «семена», - выделяя характерные свойства плодов: цвет, форму, особенности поверхности.
В плодовом саду дети могут участвовать в сборе фруктов (подносят корзины, собирают опавшие плоды), учатся отличать зрелые плоды от незрелых по величине, цвету, плотности. В уходе за садом они помогают воспитателю окучивать деревья, поливают молодые яблони, ягодные кустарники.
Зимой после снегопада дети расчищают дорожки, очищают от снега свой участок, сгребают снег для построек и игр.

Уточняются представления детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Воспитанники наблюдают, какие птицы постоянно прилетают, какие редко, какой корм больше любят, сколько съедают. Вновь прилетающих птиц дети сравнивают с уже известными, рассказывают о характерных признаках внешнего вида (синица, снегирь, свиристель), готовят для них любимый корм (несоленое сало для синицы, крупу для голубей, косточки с мясом для вороны и т. д.). Дети должны разметать от снега кормовой столик, в начале весны продолжать подкормку птиц.

Содержание труда по уходу за животными и растениями.

Старший возраст (шестой год жизни)

В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение).
Уход за животными в уголке природы осуществляется также под контролем воспитателя и при непосредственном его участии.
При таких условиях дети быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками и со второй половины года могут ухаживать за животными и растениями самостоятельно.

В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за животными и растениями, осознают свои обязанности. Поэтому воспитатель имеет возможность с начала года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Они могут сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать. Педагог в этом случае очень тонко и незаметно «подсказывает» детям выбор объектов, следит за тем, чтобы они бережно обращались с животными и растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца.

Следует так поставить работу, чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы и просили проверить сделанное. Вначале работа ребенка оценивается в конце каждого дня. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживают за животными и растениями, что нового, интересного заметили. Поэтому целесообразно периодически производить осмотр уголка природы со всеми детьми. Это вызывает еще больший интерес к работе, повышает ответственность детей за выполнение своих обязанностей. При оценке работы следует подчеркнуть хорошее состояние животных и растений с тем, чтобы доставить детям удовлетворение и радость от результатов своей работы.
Время от времени дети привлекаются к коллективной уборке уголка природы: моют комнатные растения, заряжают аквариум и др. Здесь очень важно так распределить поручения, чтобы дети могли окончить работу одновременно, важно поддерживать у них согласованность в работе, правильные взаимоотношения. В календарном плане воспитатель планирует работу с подгруппами детей. В старшей группе дети дежурят 3-4 дня. Количество дежурных зависит от разнообразия объектов.
В уголке природы надо подобрать такие растения, которые были бы интересны для детей. Растения должны быть контрастны по строению стебля, форме, величине и окраске листьев, цветению. Они требуют разнообразных приемов ухода.

Например, растение с сочными, мясистыми листьями, покрытыми маловодопроницаемым слоем покровных клеток (алоэ), нуждается в воде меньше, чем растения с крупными, нежными, снабженными большим числом устьиц, сильно испаряющими влагу листьями (колеус, бальзамин, китайская роза).
Растение с поверхностной корневой системой (примула) требует более частого полива, чем растение с глубоколежащим корнем (аспидистра). Кроме того, целый ряд растений испытывает в зависимости от времени года неодинаковую потребность во влаге.

Воспитателю, безусловно, нужно знать особенности роста растений и приемы ухода за каждым из них. Растения с сочными мясистыми листьями нужно поливать реже, у них достаточно влаги в листьях, стеблях. Растения с крупными, нежными листьями - колеус, примулу, глоксинию и др. - поливать чаще.

При определении необходимости поливки у детей должен быть «избирательный подход» к растениям при обследовании. Есть растения, по внешнему виду которых нельзя определить, нуждаются ли они в поливке. Решить это можно, разрывая почву палочкой, — она рассыпается (кактус, алоэ, аспарагус); наличие воды на поддонах говорит о влажности почвы (традесканция, циперус).

Детей этого возраста продолжают обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. Правилами поливки растений дети могут пользоваться в соответствии с полученными знаниями, каждый раз обдумывая, что и как делать.

По мере необходимости дети рыхлят почву у комнатных растений, определяя потребность в этом по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки. Они узнают также, что рыхлить землю нужно по-разному. Если корни растения расположены близко к поверхности земли (традесканция, бегония), рыхлить землю надо особенно осторожно.
Дети помогают воспитателю подкармливать растения, убеждаясь при этом в том, что растения, которые подкармливают, цветут гораздо дольше и красивее, чем те, которые не подкармливались.

Дети усваивают новые и закрепляют усвоенные ранее приемы содержания растений в чистоте. Они учатся обрызгивать растения с нежными мелкими листочками, очищать щеточкой пыль с ворсистых листьев (камнеломка, бегония-реке), чтобы не повредить листья и нежные волоски.
Детям объясняют, что растениям нужен свет и воздух. Есть растения особенно светолюбивые (седум, фуксия, бегония вечноцветущая, камнеломка, примула, традесканция), а есть теневыносливые (аспарагус, аспидистра, бегония-реке). Зная это, дети сами решат, куда какое растение поставить, при проветривании убирают растения от форточки.
Для того чтобы дети понимали необходимость ухода за объектами уголка природы, воспитатель предлагает им задачи для самостоятельного решения (Что надо делать? Для чего? Как все делать по правилам?) и проверяет, как каждый ребенок выполняет все процессы (рыхлит землю, поливает растения, моет листья), при этом от детей требует бережного отношения к растениям.
В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомятся с различным посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). Это укрепляет их умение сеять, сажать, ухаживать.

В старшей группе посадку лука и посев овса поручают дежурным. Важно проводить с детьми выгонку из луковиц цветущих растений: тюльпанов, нарциссов, гиацинтов. Посадка клубнелуковиц в горшки проводится от начала сентября до конца октября. При этом воспитатель опирается на опыт детей: предлагает детям рассказать, как посадить луковицы. Дети вспоминают, находят корешки и верхушку луковиц и вполне справляются с посадкой свеклы, моркови в комнате для получения зелени животным.
Из семян выращивают цветущие растения как для группы (семена турецких бобов, настурций, душистого горошка), так и для выгонки рассады (анютиных глазок, табака, астр, бархатцев). Сеют и семена овощей, главным образом листовых (кресс-салат, хибинскую капусту, листовую горчицу).
Уходу за животными детей обучают, используя показ и объяснение.
При кормлении рыб дети должны соблюдать следующие правила: кормить рыбок каждый день в одно и то же время (утром); кормить рыбок сухим и живым кормом; насыпать корм по мерке (сухого корма игрушечную ложечку, 2-3 мотыля на рыбку); корм насыпать только в кормушку, чтобы не загрязнять воду

Поручения следует связать с интересным наблюдением («Покорми рыбок и посмотри, какой корм лучше едят»).

Для воспитания умения ухаживать за рыбками следует привлекать ребят к перезарядке аквариума. Она приучает детей к коллективной работе для достижения поставленной цели и готовит их к дальнейшему самостоятельному выполнению более сложного и нового для них процесса — ухода за обитателями уголка природы. Уголок природы в течение года пополняется другими животными (кролик, белка, птицы). Дети рассматривают животных, знакомятся с их повадками, потребностями, осваивают правила ухода за ними. Ребята с помощью воспитателя содержат их помещение в чистоте, проветривают и чистят клетку, меняют песок.
В уходе за птицами - обитателями уголка природы - узнают, каким кормом и в каком количестве надо кормить птицу: два раза в день разными семенами, морковью, зеленым овсом, поить свежей водой комнатной температуры, менять ее ежедневно, выпускать птиц полетать.

В сельской местности дети знакомятся с трудом колхозников по разведению птиц и домашних животных, строительству теплых помещений для скота, наблюдают, как колхозники ухаживают за животными, что получают от них (молоко, шерсть, мясо). Можно показать, как обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, овощи, фрукты, собирают урожай. Наблюдение труда взрослых содействует более глубокому пониманию значения труда, служит наглядным примером бережного отношения к растениям и тщательного выполнения труда на пользу и радость людям.

Подготовка детей к предстоящим работам на участке начинается задолго до посадок на огороде, в цветнике. Воспитатель беседует с ними об овощах, рассказывает о том, что они будут делать в этом году, предлагает вырастить свою рассаду помидоров и астр.

Перед посевом семян на участке в группу приносят семена овощных и цветочных культур. Дети рассматривают эти семена, рассказывают, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель берет блюдце и вату, кладет ее в блюдце, на вату кладет несколько семян какой-нибудь овощной культуры, поливает их водой и ставит в теплое место: «Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него появится».

Часть семян, предназначенных для посева, оставляется в группе, с тем чтобы каждый ребенок мог рассмотреть их, потрогать и сравнить их с проросшими семенами. Наблюдения за прорастанием семян помогают детям увидеть своими глазами развитие растения и понять переход семян от одного состояния к другому. У воспитанников участие в уходе за рассадой еще больше пробуждает интерес, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы; дети стремятся как можно быстрее приступить к работе.
Однако в первоначальных трудовых процессах детей, даже в тех случаях, когда производится большая предварительная работа в помещении (уход за комнатными растениями, выращивание рассады, цветов из луковиц), побуждающим моментом трудовой деятельности является стремление удовлетворить потребность в действовании, присущую дошкольникам. Ребенка увлекает перспектива дела, возможность активно действовать самому «по-настоящему», увлекает представляемый им конечный результат труда.
Все дети хотят работать на участке, но их действия, как и у детей средней группы, вначале небрежны, поспешны, недостаточно точны, часто переходят в игру. В результате трудовые процессы зачастую не заканчиваются, ребята не стремятся к высокому качеству работы, не беспокоятся о том, что растения могут погибнуть. А ведь специфика работы по выращиванию растений и заключается в том, что получение конечного результата опосредствовано рядом промежуточных звеньев - трудовых процессов, осуществляемых в определенной последовательности (сначала надо приготовить землю, а потом посадить семена; чтобы они росли, их надо поливать, нужно делать прополку, рыхлить землю и т. д.).
Каждое промежуточное звено в свою очередь имеет свою цель и свой маленький результат, который в той или иной мере зависит от качества ухода, от затраты сил ребенка, примененных им в процессе выполнения трудового поручения.

В первоначальных работах очень важно суметь вовремя использовать стремление и интерес ребенка к трудовым процессам и помочь осознать их роль для роста растений.

В работе с детьми старшей группы нужно стремиться так организовать детский труд, чтобы он стал для ребенка жизненной потребностью.
С первых дней трудовой деятельности каждый воспитанник должен иметь определенный участок работы, за который он несет ответственность перед всем коллективом.

Основной формой организации труда являются длительные и систематические поручения. Тот или иной участок работы (например, выращивание моркови) закрепляется за группой из 3-4 человек. Внутри каждого звена работа выполняется поочередно дежурными.
При распределении детей по группам следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Хорошо соединять в одну группу подвижных и медлительных, трудолюбивых и нетрудолюбивых детей.
На участке работой могут быть заняты почти все воспитанники. Взрослый работает вместе с детьми. Работа проводится преимущественно вечером, а в прохладную погоду утром от 12-15 до 20-30 минут с перерывами. Повседневно участвуя в работе по уходу за растениями, ребенок начинает осознавать, что игровые приемы непригодны, так как они не приносят желаемого результата.

Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют во второй перекопке земли (первую вскопку делают взрослые). Детям объясняют и показывают, как вскопать и рыхлить землю: глубоко всаживая лопату, переворачивать ее и сбрасывать ком земли; копая землю, нажимать на лопату по очереди правой и левой ногой; при вскопке земли двигаться назад, не затаптывая вскопанную землю; граблями рыхлить землю, не оставляя комьев, зубьями выбрасывать остатки травы, тыльной стороной выравнивать землю.

К установлению этих правил работы нужно привлекать самих детей: спросить, с чего начать, что и как делать. Надо объяснить и показать правильные действия, затем предложить отдельным детям продемонстрировать приемы работы.

В процессе вскапывания и рыхления надо обратить внимание детей на живые существа, находящиеся в почве (дождевые черви, личинки майского жука), разъяснить их пользу и вред.

После устройства грядок и клумб дети сажают семена знакомых им овощей и цветов. Вначале дети вместе с воспитателем вспоминают приемы посева: крупные семена сеять в ямку по одному; семена помельче - по одному, раскладывая в бороздки на равном расстоянии; мелкие семена сеять, смешивая с песком; бороздки и ямки для посева делать на равном расстоянии; ямки и бороздки легко закрыть землей; поливать посевы, не вымывая семян из земли

Чтобы облегчить детям усвоение приемов, надо показать им, как различать места для посева семян (отмерить палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку для крупных семян), как раскладывать семена редиса в бороздки на равном расстоянии в 2-3 пальца.

Конкретные и понятные детям указания помогают им сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Проверяя работу детей, требовать от них обоснованных действий: почему они делают так, а не иначе.
Посев мелких семян (морковь, репа) более труден для детей. Воспитатель показывает, что если смешать семена с песком, то в одно и то же место семян будет попадать меньше, чем если сыпать одни семена. Вместе с воспитателем засыпают семена черноземом, землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Ребята высаживают рассаду (помидоров), пересаживают цветы: анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунью, табак. В ходе работы они учатся делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение с комом земли в ямку, засыпать землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для поливки. Междугрядия посыпают песком.
Намечая места для высадки рассады в клумбу, нужно посоветоваться с детьми, куда какие цветы посадить. Это предложение вызовет активность детей, заставит их сравнивать растения и практически решать задачу.
Дети учатся поливать, не размывая корни растения, правильно держать лейку обеими руками, ближе к земле и боком к себе. Надо следить, чтобы, поливая, они двигались вперед вдоль гряды, лили воду только через ситечко, поливали сначала одну сторону гряды, а затем другую. В начале работы на огороде они могут провести поливку в форме игры. Этого не следует бояться.
Формирование трудовой направленности у детей старшего возраста происходит значительно быстрее. Уже после 2-3 упражнений в поливке дети сами начинают планировать и контролировать свои действия.
В ходе поливки ребята научаются определять ее своевременность и обильность, учитывая потребности конкретных растений. При этом они устанавливают зависимость состояния растений на участке не только от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида, но и от способности почвы удерживать влагу. Для этого ребятам надо показать, что нельзя поливать в одинаковом темпе песчаную и суглинистую почвы. Песчаная почва быстро впитывает влагу, растения оказываются с избытком насыщены влагой, а на глинистой смочены лишь сверху, так как вода стоит на грядке. Детям показывают опыты: почему разные почвы нуждаются в разной степени поливки? В три мензурки помещают с грядок разную почву: песчаную, глинистую, чернозем, уплотняют и поливают сверху водой. По тому, с какой скоростью почва пропускает влагу, дети судят о ее особенностях. Земля с песком быстрее пропускает воду, глинистая - хуже, чернозем не так уж быстро, как песок. При поливе дети должны также руководствоваться и величиной обрабатываемой поверхности почвы (поливать обильно и равномерно вею поверхность грядки, клумбы) и состоянием погоды (температура воздуха, осадки). Воспитатель следит за качеством полива и приучает детей самих определять его окончание (разрывать палочкой землю).

Дети следят за состоянием поверхности почвы, определяют необходимость рыхления. Они замечают, что на просыхающей земле после дождя образуется корка, которая не пропускает воду, через нее всходы плохо пробиваются. Дети должны контролировать свои движения и с неодинаковой силой рыхлить землю. Может получиться так, что во время первого рыхления дети поломают или вытащат растения, потому что они не умеют еще точно контролировать свои движения. Несмотря на то, что ребенок различает местоположение растений и знает, как держать палочку, он все-таки не может соразмерить свой размах (амплитуду движения) с местопо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: