Задания для самостоятельного изучения на период
С 18.05. 2020 по 23.05.2020
Задание 1. Практическое занятие по теме «Интерпретация, апробация и представление результатов исследования» состоится в режиме видео-конференции на платформе Zoom согласно расписанию занятий:
ЗФ- 106/173-2-1 – 20.05.20 в 19-15
ЗФ- 106/188-2-1 – 21.05.20 в 15-55
ЗФ- 106/173-2-2 – 21.05.20 в 19-15
Ссылка на подключение и инструкция по подключению направлена на личную почту.
Задание 2. Изучить теоретические материалы.
Сущность эксперимента
В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждет проявления интересующих процессов, в эксперименте он создает необходимые для их возникновения условия. Эксперимент (от лат. experimentum) в педагогике и психологии один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Успех экспериментальной работы во многом зависит от правильного управления ходом этого процесса. В ходе эксперимента сознательно изменяют ход какого-нибудь явления путем введения в него новых факторов.
|
|
Условие (фактор), изменяемое и контролируемое исследователем, называется независимой переменной. Условие, изменение которого изучается (наблюдается) в связи с изменениями независимой переменной, называется зависимой переменной.
Большая часть педагогических и психологических экспериментов не может быть проведена в «стерильных» условиях, поэтому в них не исключено присутствие неконтролируемых, случайных факторов. Их называют промежуточными переменными. Это неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, так как они способны существенно повлиять на качество полученных результатов.
Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.
Проверка эффективности эксперимента осуществляется на основе критериальной базы, то есть совокупности критериев, которые обеспечивают диагностируемость достижения цели.
Критерий – признак (зависимая переменная), на основании которого производится оценка чего-либо, мерило оценки.
|
|
При проведении исследования важной проблемой является выбор объективных показателей - критериев для измерения результатов исследования.
Как бы ни был совершенен тот или иной критерий, теоретически обоснованный и практически проверенный, с его помощью можно оценить лишь один-два аспекта исследуемой проблемы. В полной же мере характер и закономерности процесса можно установить, используя комплекс критериев. Чаще всего оценивается динамика развития знаний, умений, способов деятельности. При измерении явлений в сфере образования невозможно достичь абсолютной точности.
Поэтому при эксперименте всегда имеется возможность ошибки. Чем меньше таких ошибок и случайных факторов, которые не поддаются контролю и на которые трудно оказать воздействие, тем выше достоверность результатов. Для получения достоверных качественных данных надо определить измеряемый признак точно и однозначно. Состав критериев определяется характером изучаемого объекта, наличием или отсутствием выработанных нормативов, эталонов.
Таким образом, провести эксперимент - это значит изучить влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.
В науке различают два плана проведения экспериментов:
- традиционный, где меняется только одна независимая переменная;
- факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных
Виды эксперимента
В зависимости от условий проведения выделяют лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Например, запоминая важный и интересный учебный материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка интереса. Этот недостаток в некоторой мере устраняется при организации естественного эксперимента.
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. Впервые этот метод был предложен Александром Федоровичем Лазурским в 1910. К примеру, до настоящего времени используется предложенная им схема экспериментального развития психологических качеств, включающая:
- измерение проявлений особенностей личности испытуемых;
- социально-педагогическое воздействие на них в целях повышения
уровня отстающих качеств;
- повторное измерение проявлений личностных свойств испытуемых;
- сравнение результатов первого и второго измерений;
- выводы об эффективности осуществленных воздействий как
педагогических приёмов, приведших к зафиксированным результатам.
Существенный недостаток естественного эксперимента – неизбежное наличие неконтролируемых помех.
По характеру целей исследователя различают констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента - выявление существующего уровня развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий, характерных для существования какого-либо явления в сфере образования.
Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект для того, чтобы повысить его эффективность. Он предполагает при создании специальной ситуации активное формирование и воспитание. Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования качеств личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием, изучением и апробацией наиболее эффективных технологий, методов, форм учебно-воспитательной работы.
|
|
Контрольный эксперимент позволяет через определенный промежуток времени после формирующего эксперимента определить уровень изменений в сравнении с данными констатирующего эксперимента.
В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:
- поисковые (пилотныые), направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной.
- уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты исследования.
- критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;
- воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.
Планирование и организация эксперимента
При планировании эксперимента исследователь должен определить:
- количество и категории детей, включенных в эксперимент;
- критерии отбора экспериментальных групп;
- этапы проведения эксперимента;
- выделение и уточнение ресурсов эксперимента (кадровых, информационных, материальных).
Как указывают И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова, в психолого-педагогических исследованиях эксперимент проводится с ограниченной группой испытуемых, к примеру, детей старшего дошкольного возраста. При этом исследуется только часть совокупности (совокупность выборки) старших дошкольников, и по ней судят о всей совокупности. Достаточно большой объем и правильный выбор обеспечивают адекватность результатов по выборке самой совокупности. Неправильный же выбор обусловливает большие систематические ошибки. Следует отметить, что нельзя, например, брать в совокупность выборки девятых классов только классы спецшкол, городских школ или только классы с хорошей успеваемостью. Нужных для эксперимента детей надо выбирать так, чтобы с точки зрения цели эксперимента они были возможно репрезентативнее (представительнее).
|
|
В ходе отбора экспериментальных и контрольных групп сознательно уравновесить дополнительные переменные.
С этой целью специалисты рекомендуют использовать следующие способы.
1. Элиминирование дополнительных переменных. Например, в контрольной группе значительное влияние на результаты эксперимента начинают оказывать два очень слабо успевающих ученика. Эти учащиеся допускаются к участию в эксперименте, но их результаты не учитываются.
2. Составление эквивалентных экспериментальных и контрольных классов на основе:
1) попарного сравнения, когда из имеющихся групп отбирают по определенным признакам (например, по уровню знаний или способностей) двух самых лучших учеников и помещают одного в экспериментальную, другого в контрольную группу. По этим же признакам отбирают следующую пару и т. д.
Тем самым учащиеся разделяются для проведения эксперимента на специальные группы, примерно с равным средним уровнем способностей.
2) средних оценок и их варьирования, тогда находят средние оценки и вариации по какому-нибудь предмету. Попарно похожие группы, в которых арифметические средние и стандартные отклонения примерно одинаковы, отбирают в качестве экспериментальных и контрольных. Еще более объективные результаты получают тогда, когда отбирают группы с одинаковыми показателями на основе контрольных работ.
3. Уравнивание условий эксперимента. При проведении педагогического эксперимента в экспериментальных и контрольных группах должны быть созданы равноценные условия. Для создания таких условий имеется несколько возможностей:
1) уравнивание дополнительных переменных, обусловленных личностью ребенка (эксперимент перекрестных групп). Этот эксперимент проводится в два этапа. На первом этапе одна группа является экспериментальной, - другая - контрольной, на втором этапе (во втором полугодии) - наоборот. Этот прием
используется, главным образом, для уравнивания дополнительных переменных, обусловленных личностью ребенка;
2) уравнивание дополнительных переменных, обусловленных личностью преподавателя. Одной из основных переменных при педагогическом эксперименте является отношение преподавателя к экспериментальному материалу. Для уравнивания дополнительных переменных, обусловленных личностью педагога, также используется перекрестный эксперимент.
Задание 3. Практическая часть
Для выполнения практических заданий воспользуйтесь диссертациями и авторефератами диссертаций на сайтах
-Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/185/recent-submissions
-Российская государственная библиотека https://www.rsl.ru/ru/about/funds/disser
1. Подобрать диагностические методики для проведения экспериментальной работы по теме исследования.
2. По теме исследования разработать программу экспериментальной работы по следующему плану:
- Краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации данного эксперимента).
- Объект исследования.
- Предмет исследования.
- Цель эксперимента.
-Задачи экспериментальной работы.
-Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. то нововведение, за счет которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса).
-Методы и конкретные методики исследования (анкеты, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы).
-Сроки эксперимента (время начала, время предполагаемого завершения).
-Этапы экспериментальной работы (сроки и содержание работы)
-Состав участников эксперимента.
-База (вся школа, параллель, отдельный класс, группа детей, оговорить экспериментальные и контрольные объекты).
-Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов.
Литература:
1.Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017. —283 c. — 978-5-394-02783-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60483.html
2.Методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации [Текст]/ [сост. Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, Н.П. Шитякова].- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/316
3.Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с. (ЭБС «IPRbooks» Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.html)
4.Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 208 с. (ЭБС ЮУГГПУ: Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/591).
5.Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с. (ЭБС ЮУГГПУ: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/616
6.Циринг Р.А. и др Основы научно-исследовательской работы студентов: теория, технологии, практика [Электронный ресурс]: учебное пособие /Р.А.Циринг.- Электрон. текстовые данные – Челябинск: Печатный двор, 2016 -168 с.- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27610654
7.Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 208 c. — 978-5-394-02518-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10946.html
8.Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: изд-во РБИУ, 2010. – 317 с. (ЭБС ЮУГГПУ: Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/279).
Возникающие вопросы и задания направлять по электронной почте salavatulinalr@cspu.ru до 22.05.20