Установление владения

Тема 22. Общие положения о владении

Вопросы для изучения:

1. Понятие и виды владения

2. Возникновение владения

3. Прекращение владения

4. Защита владения

 

1. Понятие и виды владения

Владение определяется как фактическое господство лица над вещью. В римском праве владение и право собственности представляют собой две различные категории.

Объектом владения выступали только материальные вещи (res corporales). Владение в отношении прав (например, сервитутов) римляне называли квазивладением. Римляне различали юридически значимое и признанное владение как самостоятельное вещное право, снабженное особой преторской защитой, - possessio и простое держание вещи от имени другого лица, собственника - detentio.

Possessio имело два элемента: фактическое обладание вещью (corpus) и субъективный момент - намерение, волю (animus) лица владеть вещью как своей. Держание второго элемента в своем составе не имело. Пассессором является, например, собственник вещи, держателем - ее арендатор.

Владение (possessio) - это фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей.

Фактическое обладание лица вещью (corpus) в древнем праве понималось как обладание в физическом смысле (в руках, в доме, во дворе). В развитом праве господство лица над вещью, обладание ею стали понимать более широко, как такое состояние, когда при нормальных условиях для лица обеспечена возможность длительного беспрепятственного проявления господства над вещью. Так, дикие звери и птицы лишь до тех пор остаются в нашем владении, пока они состоят под нашей охраной и не вернулись в естественное состояние свободы. Домашнее животное не выходит из нашего владения, даже если уйдет со двора, пока сохраняет привычку возвращаться обратно.

Римские юристы считали, что безумный и малолетний без одобрения опекуна не могут владеть, так как у них отсутствует желание (намерение) обладать. Владение может быть приобретено через своих подвластных. "Что бы подвластный сын ни приобрел себе в пекулий, этим сразу же завладевает его домовладыка".

Аналогичная ситуация складывается в отношении владения через раба, так как и сын, и раб находятся во власти домохозяина. Римляне полагали, что собственник владеет не только, когда владеет он сам, но и когда другой находится во владении от его имени, хотя бы он не был подчинен власти собственника, "каковы арендаторы земельного участка и жилища, считается также, что через тех, у кого мы оставили (вещь) на сохранение, или кому сдали в ссуду, или кому доставили бесплатное жилье, - владеем мы сами" (Гай, 4.153).

Римские юристы различали несколько видов владения.

Цивильное владение (possessio civilis). Его еще называют титульным владением, которое имеет правовое основание (iusta causa). Ему противостоит естественное (или беститульное владение) - possessio naturalis. Цивильное владение известно уже по Закону XII Таблиц, в котором предусмотрена возможность приобретения вещи в собственность по давности владения.

Наличие правового основания (титула) владения дает возможность приобретения вещи не только во владение, но и в собственность по давности (usucapio), которое еще называют владением ad usucapionem. С I в. до н.э. такой владелец управомочен также на вещный петиторный иск - actio in rem Publiciana. Вот что на этот счет писали римляне: "Родов владения существует столько, сколько и правовых оснований приобретения нами того, что не является нашим, например, в качестве покупателя; как отказанным по завещанию; как приданым; в качестве наследника; как выданным в возмещение ущерба; как своим, как бывает в отношении тех вещей, которые мы захватываем на земле и на море, у врагов; или тех, чье существование в природе вещей мы создали сами. В общем, скорее существует один род владения, а число видов бесконечно" (Д. 41.2.3.21).

В качестве естественного владения (безтитульное) рассматривается владение арендатора, ссудопринимателя и т.п., т.е. держание, когда вещью владеют на чужое имя.

Владение законное и незаконное

Законным является владение собственника. Незаконное владение - владение вора (iusta possessio - iniusta possessio).

Владение добросовестное и недобросовестное

Добросовестный владелец (possessio bonae fidei) не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью (например, купил ворованную вещь, не зная о том, что вещь ворованная). Недобросовестный владелец знает о незаконности своего владения. Например, вор.

Производное владение

В ряде случаев римское право давало преторскую интердиктную защиту не владельцам, а держателям: владение кредитора вещью, данной в реальный залог; владение секвестра - лица, которому вещь сдана на хранение на время процесса о собственности по соглашению сторон с тем, чтобы она была выдана победителю процесса; владение наследственного арендатора общественного поля, когда отношение не может быть прекращено арендодателем (гражданской общиной) до тех пор, пока уплачивается рента (vectigal); прекарное владение (precarium), полученное от собственника в безвозмездное пользование до востребования. Во всех этих случаях владелец выступает только как держатель, так как он держит вещь на чужое имя и у него нет воли, намерения владеть ею как своей. Такое держание никогда не станет собственностью по истечении давности владения. И тем не менее по разным причинам такому держанию, в отличие от других случаев, дается интердиктная защита. В литературе по римскому праву эти случаи предлагается называть производным владением (или, по Савиньи, аномальным владением), или владением ad interdicta.

Установление владения

"Владение мы приобретаем и духом и телом", - писали римские юристы (Павел, "Пять сентенций к сыну". 5.2.1), т.е. нужно не только материальное завладение вещью, но и намерение, воля владеть ею как своей. Оригинальным способом приобретения вещи считался ее захват (accupatio). Нормальным способом производного приобретения вещи от другого лица была передача вещи (traditio).

Захват вещи мыслился не как простое прикосновение к вещи, а как окончательное завладение ею, обеспечивающее фактическое господство, т.е. обычное положение владельца в отношении вещи в соответствии с назначением этой вещи. Так, если раненное охотником дикое животное окончательно поймает другой, то именно поймавший станет его владельцем. С помощью захвата овладевали ничьими вещами.

Римляне допускали приобретение владения через других лиц. Например, приобретение хозяином через раба, домовладыкой через подвластных. В классическом праве получило признание приобретение владения через третьих свободных лиц - управляющего, прокуратора, опекуна.

Самовольный захватчик чужого владения в отсутствие и без ведома владельца окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав о таком захвате, не оспаривал его. Владение прежнего хозяина земельного участка не прекращалось, если его подвластные оставались на этом участке.

При передаче владения не всегда возможно передать вещь из рук в руки. В развитом праве римляне переходили от материальной передачи к мысленной, абстрактной традиции.

Символическая передача имеет место при передаче ключей от склада (необходимо, чтобы ключи передавались вблизи от склада), клеймении бревен, скота, документов на рабов, смене стражи и т.п.

Передача длинной рукой - traditio longa manu. "Если деньги которые ты мне должен, или другую вещь я прикажу тебе положить у меня на виду, то происходит то, что и ты сразу освобождаешься и вещь становится моей: вещь тогда, поскольку никто не удерживает телесное владение этой вещью, считается, что она приобретена мной и предана мне как бы длинной рукой" (Д. 46.3.79). Для такой передачи необходимо, чтобы вещь была покинута на глазах у приобретателя. Цельс приводит пример о передаче поля, видимого с башни (Д. 41.2.18.2).

Передача короткой рукой (traditio brevi manu) имеет место, когда держатель с согласия прежнего владельца сам становится владельцем (например, наниматель выкупает вещь у наймодателя). Вещь уже находилась у держателя, и материального акта передачи владения от наймодателя к нанимателю не происходит. Как пишут римляне, "иногда достаточно даже одной голой воли собственника без передачи владения, чтобы перенести владение вещью" (Д. 41.1.9.5).

Другой случай установления владения только голой волей собственника получил в Средние века название constitutum possessorium (от constituere - устанавливать). Это имеет место тогда, когда собственник, продав вещь, оставляет ее у себя, например, на правах аренды. Здесь прежний владелец-продавец становится держателем, а покупатель - новым владельцем, хотя материального акта передачи не было, так как вещь осталась у прежнего владельца, теперь держателя.

Прекращение владения

Владение прекращалось при смерти владельца, утрате господства над вещью, при изъятии вещи из оборота и ее гибели. Если представитель утрачивал обладание вещью, которой он владел для хозяина, то хозяин вещи утрачивал владение, если только для него была исключена возможность воздействия на вещь. Следует различать забытое и потерянное, домашних и диких животных. Так, случайно забытые вещи в определенном месте или помещении, блуждание домашнего скота по окрестностям не влекли потери владения, так как могли быть устранены розыском. Оставление имения владельцем без обработки и в пренебрежении влекло к утрате владения. "Каждый может без насилия приобрести владение также чужим имением, которое пустует, или вследствие небрежности собственника, или потому что собственник умрет, или будет долгое время отсутствовать" (Гай, 2.51).

Специфика владельческой защиты владения (possessio)

Вещное право в римском праве характеризуется особой владельческой защитой. Особенности владельческой защиты заключались в следующем.

Она осуществлялась не в форме судебного разбирательства, а посредством приказов претора - интердиктов, которые давали ход особому интердиктному производству, т.е. носила административный характер. Владельческая защита называлась поссессорной (possessorium) в отличие от петиторной (исковая защита) - petitorium.

Поссессорная защита не решала вопрос о правовом основании владения, а защищала лишь фактическое состояние (кто владел и кто нарушил). Здесь не было спора о праве и не разрешалось ссылаться на право в возражениях на иск. В этом заключалось отличие поссессорной защиты от петиторной, которой решался спор о праве. В этом плане поссессорная защита могла выступать как провизорная, предварительная, так как фактический владелец, выигравший поссессорную защиту, мог в будущем проиграть собственнику вещи, заявившему петиторный иск о виндикации вещи.

Владельческие интердикты

Известны три вида владельческих интердиктов:

интердикты, направленные на удержание существующего владения - interdicta retinendae possessiones, в которых сторонам запрещались какие-либо нарушения существующего положения;

интердикты о возврате владения (i. recuperandae);

интердикты об установлении владения впервые (i. adipiscendae).

Интердикты об удержании владения имели два подвида: для недвижимого имущества (интердикт uti) и движимого (utrubi). Название давалось по первым словам интердиктов (uti - как вы владеете теперь"; utrubi - "кого из двух"). Гай в своих Институциях приводит главные редакции этих двух интердиктов:

"Я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы владеете" (интердикт uti). "Запрещаю всякое насилие и требую, чтобы этот раб, о котором идет спор, остался у того, у кого он пробыл большую часть этого года" (Гай, 4.160). При Юстиниане защита движимых вещей была приравнена к защите недвижимых, и интердикт "utrubi" утратил свое значение (I. 4.15.4а).

Оба интердикта содержат возражение о порочном владении - "если вы начали владение не силой, не тайно, не прекарно один от другого". Защиту выигрывал правильный владелец, кто не имел пороков в своем владении, кто не захватил вещь силой (vi), тайно (clam) или в процессе пользования до востребования (прекарно) по отношению к другой стороне спора. Если эти пороки владения имелись в отношении третьих лиц, не участвовавших в процессе, они в расчет не принимались.

Оба интердикта были двойными, т.е. присуждение владения могло быть в пользу любой стороны, не имевшей пороков владения, в том числе не той, которая начала процесс. Здесь нет истца и ответчика, каждая сторона может оказаться в роли ответчика.

Интердикты о возврате владения также двух видов - unde vi и de precario. Unde vi дается юридическому владельцу недвижимости, насильственно (vi) лишенному владения. Законный владелец, отбивший свой участок, используя вооруженный отряд, должен восстановить владение, в том числе и порочному владельцу, который сам отнял участок силой. Ответчик утрачивает эксцепцию (возражение) об использовании истцом вооруженной силы. Действует принцип: "Лишенный владения должен был прежде всего восстановлен во владении". При Юстиниане интердикт unde vi был распространен на случай самовольного захвата недвижимости в отсутствии владельца.

Интердикт de precario давался лицу, предоставившему вещь другому в прекарное пользование (т.е. в бесплатное пользование до востребования), если лицо, взявшее вещь, не возвращало ее.

Интередикт для приобретения владения. Этот интердикт не относится собственно к защите владения. Он позволял новому преторскому владельцу (bonorum possessor, bonorum emptor) отстранить прежнего владельца от обладания вещью.

Гай так разъясняет сущность интердикта для получения владения владельцу наследственного имущества - "Quorum bonorum". "Действие и сила его состоят в следующем: если кто владеет в качестве наследника или владельца имуществом, которое претор дал в обладание другому, или если кто посредством обмана завладел этим имуществом, то он обязан возвратить таковое тому, кому владение дано претором. Интердиктом для получения владения он называется потому, что он полезен только тому, кто теперь впервые добивается получить владение вещью" (Гай, 4.144).

Actio in rem Publiciana (Публицианов иск)

Этот иск был введен Публицианом около 70 г. до н.э. для защиты добросовестного владельца претором. Иск давал владельцу право требовать возврата вещи, владение которой он утратил, так, как если бы он владел вещью по цивильному праву благодаря приобретательной давности. В иске предполагалась фикция, что давность уже истекла, хотя на самом деле она не истекла, т.е. это был вещный иск с фикцией. Выигравший этот иск добросовестный владелец становился квиритским собственником. Этот иск давался лишь тому добросовестному владельцу, владение которого отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения собственности по давности, за исключением истечения самого срока давности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: