Комментарии
К заданию с карточками
Свет, тепло, электричество
1. Выключайте свет, когда он
вам не нужен.
2. Сохраняйте тепло
с помощью напольных
ковров, пледов, тапочек
и теплой одежды.
3. Протирайте от пыли окна
и осветительные прибо-
ры, чтобы получать боль-
ше света, не затрачивая
лишней электроэнергии.
4. Отключайте электропри-
боры от сети, когда вы
ими не пользуетесь.
5. Больше гуляйте на све-
жем воздухе вместо того,
чтобы проводить время
за экранами компьютера,
телевизора или телефона.
Вода
6. Загружайте стиральную
машину полностью.
7. Устраняйте протечки
в сантехнике.
8. Выключайте воду, когда
она вам не нужна.
Вода
9. Мойте продукты и посуду
в тазике, а потом опо-
ласкивайте их проточной
водой.
10. Принимайте быстрый душ
вместо ванной.
Вещи
11. Сортируйте отходы и сда-
вайте их на переработку.
12. Используйте многоразо-
вые вещи вместо однора-
зовых.
13. Чините сломанные вещи
или находите им новое
применение.
|
|
14. Бережно относитесь к ве-
щам, пусть у каждой вещи
будет свое место.
15. Покупайте только то, что
действительно нужно.
Слайд 1. Титульный
Учитель: Ребята, _____здравствуйте! Сегодня мы с вами узнаем, как можно заботиться
о себе и обо всем, что нас окружает. Начнем с небольшой разминки. Представьте,
что вы находитесь на огромной поляне. Погода будет меняться, и к вам будут при-
ближаться разные животные, а вы будете решать: выйти на полянку или спрятаться
в домик. Если захотите спрятаться, сложите руки над головой в форме крыши, а если
решите выйти, опустите руки и улыбнитесь.
Учитель перечисляет животных и погодные явления, делая паузы, а ребята реагируют
так, как считают нужным: прячутся в домик или остаются на поляне в зависимости
от того, вызывает ли у них названная ситуация дискомфорт.
Учитель: На поляне появляются белки,.. волки,.. козы,.. слоны,.. тигры,.. начался ли-
вень,.. к вам заглянули еноты,.. совы,.. мыши,.. ленивцы,.. сурикаты,.. поднялся силь-
ный ветер,.. приближаются змеи,.. обезьянки,.. лошади,.. стало очень жарко,.. приле-
тели пчелы,.. летучие мыши,.. а теперь очень холодно,.. бегут медвежата,.. а за ними
огромная медведица…
Ребята, я вижу, домики вам очень пригодились. Почему и зачем вы в них прятались?
Ребята отвечают.
Учитель: Вы прятались, когда было страшно, неуютно, некомфортно, когда вы чувство-
вали опасность. Представьте себе свой дом. Вспомните, какое у вас любимое место
дома, любимые вещи, свою семью… (Пауза.) Дом — очень важное место. И не только
для человека, но и для других живых существ. Думали ли вы, когда прятались, что
животные тоже могут вас бояться и тоже хотят защититься от непогоды и опасностей?
|
|
Ребята отвечают.
Учитель: Конечно, всем живым существам важны комфорт и безопасность. Где же
прячутся животные, и строят ли они себе дома?
Ребята отвечают.
Учитель: Многие животные очень неприхотливы, им достаточно кустика, ямки или
камня, чтобы найти себе временное укрытие, а постоянных жилищ у них нет. Однако
есть среди братьев наших меньших гениальные строители и инженеры, дома кото-
рых поражают красотой, уютом и практичностью.
Слайд 2
Учитель: Посмотрите на картинки и определите, кто может прятаться, спать, выво-
дить детенышей и заниматься другими важными делами в этих жилищах?
Ребята отвечают. (Учитель может называть номера, а ребята отвечать, чей это домик.)
Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.
В зависимости от возраста и знаний учащихся учитель может спросить, что ребята
знают об особенностях того или иного домика и о том, как в них живут его обитатели,
и/или рассказать интересные факты (см. раздел «Дополнительная информация для
учителя о домиках животных»).
Учитель: Как видите, животные очень ловко используют природные материалы для
строительства и обустройства своих жилищ, чтобы было тепло, уютно и безопасно.
Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее между домиками животных и человека?
Чем они похожи и чем различаются?
Ребята отвечают.
Слайд 3
Учитель: Самое главное сходство состоит в том, что все необходимое для жизни мы
получаем от природы. Слышали ли вы фразу «Планета — наш общий дом»? Как вы
думаете, что она означает?
Ребята отвечают.
Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.
Учитель: Вы, наверное, знаете, что в последнее время на нашей планете происходит
много неприятностей: загрязняется воздух, вода, почва, исчезают леса, гибнут живот-
ные и растения. Почему это происходит?
Ребята отвечают.
Учитель: Природа очень щедра и заботлива. Она обеспечивает миллиарды обита-
телей нашей планеты всем необходимым для жизни. Но ее запасы не бесконечны,
а люди часто берут больше, чем им на самом деле необходимо. Важно, чтобы каждый
житель нашего общего дома — Земли — заботился о нем и следил за порядком. Ведь
жизнь на Земле — это настоящее чудо. А на планете без чистого воздуха, чистой воды
и почвы никто не сможет существовать, в том числе и мы с вами.
Но как же нам позаботиться о целой планете? Оказывается, наши дома и то, как мы
в них живем, сильно влияют на здоровье и благополучие планеты и всех ее обитате-
лей. Давайте узнаем, как сделать так, чтобы в наших домиках было комфортно и уют-
но, и при этом наш общий дом — Земля — был _____в порядке и мог продолжать обеспечи-
вать всех живых существ всем необходимым.
Слайд 4
Учитель: Дом современного человека трудно себе представить без света, тепла и элек-
тричества. Ребята, вы могли бы без них обойтись? Почему?
Ребята отвечают.
Учитель: А вы знаете, откуда это все берется в наших домах?
Ребята отвечают.
Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.
Учитель: В стенах наших домов спрятаны провода и трубы, по которым приходит
тепло и электричество с электростанций. Электростанции бывают разными, но чаще
всего, чтобы нагреть воду, которая побежит по батареям, и получить электрический
ток, на них сжигают природный газ, уголь или мазут. Это топливо люди добывают
из земли. При сжигании топлива из труб выходит дым, загрязняющий воздух, а также
газы, из-за которых планета перегревается и погода начинает капризничать, созда-
вая наводнения, ураганы, засухи и другие неприятности для живых существ. Чтобы
погодных аномалий было меньше, воздух был чище, а ресурсы сохранялись, важно
использовать свет, тепло и электроэнергию разумно.
|
|
Слайд 5
Учитель: Посмотрите на картинку и скажите, в каком доме свет тратят впустую, а в ка-
ком — нет? Почему вы так решили?
Ребята отвечают.
Учитель: Правильно! Если в комнате никого нет, а свет горит, значит, он горит впустую.
То есть получается, мы берем больше, чем нужно, зря тратим ресурсы и загрязняем
воздух. Посмотрите на следующую картинку и попробуйте разгадать, в какой комнате
заботятся не только о своем доме, но и о нашем общем доме — Земле.
Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.
Ребята отвечают.
Учитель: Эта загадка посложнее. Секрет здесь в том, что мы получаем свет в доме
не только с помощью электричества, но и с помощью солнца. Если окна в нашем доме
чистые, а стены светлые, мы помогаем солнышку наполнять наш дом светом и мень-
ше используем искусственное, электрическое освещение, то есть бережем ресурсы
и сохраняем воздух чистым. Кстати, вытирать пыль с лампочек и осветительных при-
боров тоже очень важно, чтобы получать больше света. Хорошо! Переходим к следу-
ющей картинке. Что вы можете сказать о жителях этих домиков?
Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.
Ребята отвечают.
Учитель: Вы видите, что в одном домике теплее на целых 6 градусов и батареи работа-
ют на полную мощность. Это значит, затрат топлива и выбросов в воздух происходит
гораздо больше, чем это необходимо. Житель второго домика установил комфорт-
ную температуру, а дополнительное тепло создает и сохраняет с помощью коврика
на полу, теплой одежды и тапочек. Эти предметы дают тепло, не затрачивая ресурсов
и не загрязняя воздух, то есть помогают и человеку, и планете быть в порядке.
Кроме света и тепла, в наших домах обязательно есть водопровод. Ребята, вспомните,
когда и для чего вы используете воду в доме? Легко ли было бы обойтись без нее?
Ребята отвечают.
Слайд 6
Учитель: Мы настолько привыкли к тому, что можем открыть кран и получить сколь-
ко угодно чистой воды, что не всегда расходуем ее разумно. А ведь далеко не у всех
людей в мире есть такая возможность. Без доступа к чистой воде люди часто болеют
|
|
и даже умирают. В загрязненных водоемах не могут жить растения и животные. Что-
бы сохранить чистую воду, важно ценить этот драгоценный ресурс и расходовать его
бережно. Откуда же берется вода в доме?
Ребята отвечают.
Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.
Учитель: Вода появляется в наших домах из водохранилища после того, как прошла
через станцию водоочистки. Она движется по трубам с помощью насосов. После ис-
пользования грязная вода утекает по канализационным трубам и попадает обратно
в реки и озера. Иногда ее очищают, а иногда нет. Загрязнить воду гораздо легче, чем
очистить, поэтому важно разумно ее использовать, чтобы вода оставалась чистой,
а мы и другие живые существа были здоровы.
Слайд 7
Учитель: Посмотрите _____на картинки и скажите, в каких домиках воду тратят впустую,
а в каких — нет? Почему вы так решили?
Ребята отвечают.
Учитель: Многие люди любят проводить в ванной долгое время. За это время можно
потратить очень много воды. Хотя для того, чтобы вымыться, вполне достаточно пя-
тиминутного душа.
Многие люди оставляют кран открытым, пока чистят зубы. Казалось бы, это совсем
мелочь. Но всего за 1 минуту из крана вытекает целое ведро воды. То есть за день —
2 ведра, за месяц — примерно 60, а за год — 730 ведер. Этой водой можно было бы
целиком заполнить фургон грузовой машины. И это вода, потраченная только одним
человеком, а представьте, сколько людей имеют эту вредную привычку и просто так
превращают целые грузовики чистой воды в грязную, даже не использовав ее, хотя
в этом совсем нет необходимости. Для того, чтобы ополоснуть рот после чистки зубов,
достаточно всего полстакана воды, а кран в это время лучше закрыть.
Стирка — еще одно занятие человека, требующее большого расхода воды. Стираль-
ной машине нужно примерно 5 ведер воды на одну стирку. Если мы загрузим ее пол-
ностью, то эта вода постирает сразу большое количество белья или одежды, а вот если
положим всего несколько вещей, то часть воды мы потратим и загрязним впустую.
Кроме воды, тепла, света и электричества, человеческие дома отличаются от жилищ
животных большим количеством самых разных вещей. Ребята, вспомните, какие
вещи обязательно есть в каждом доме?
Ребята отвечают.
Слайд 8
Учитель: Наши дома наполнены мебелью, одеждой, техникой, книгами, домашней ут-
варью, игрушками и другими вещами. Откуда это все берется в наших домах?
Ребята отвечают.
Учитель: Мы покупаем вещи в магазинах, а в магазины они попадают с заводов и фа-
брик. Чтобы сделать любую вещь, нужно много труда и много ресурсов — природных
богатств, таких как древесина, руда, нефть, различные растения, а также химикаты,
энергия и вода. При добыче ресурсов и в ходе производства вещей природа очень
сильно загрязняется. Кроме того, любая вещь рано или поздно ломается или стано-
вится ненужной и превращается в мусор. Мусор отправляется на свалки, которых ста-
новится все больше и больше и которые отравляют воду, воздух и почву вокруг себя.
Каждая вещь дорого обходится нашему общему дому — планете, так что важно це-
нить вещи и бережно к ним относиться.
Слайд 9
Учитель: Давайте посмотрим, как с этим справляются жители домиков на слайде. Как
вам кажется, кто заботится о вещах, а кто — нет? Кто оставляет много мусора, а кто —
нет?
Ребята отвечают.
Учитель: Часто, когда вещи ломаются, мы их сразу же выбрасываем, так как можем
пойти в магазин и купить новые. Но если мы вспомним, что вместе с вещью мы вы-
брасываем природные ресурсы, воду, энергию и труд людей, которые были затрачены
на ее создание, то сможем поступить более разумно — попробовать починить вещь
или найти ей новое применение. Посмотрите, как преобразилась кукла в заботливых
руках, — теперь она не хуже новой и очень рада, что не отправилась на свалку. Свалка,
конечно, очень расстроится, ведь она будет меньше отравлять окружающую среду.
Зато все живые существа очень обрадуются, ведь чистого воздуха, воды, почвы и ре-
сурсов останется больше. Ребята, вспомните, какие вещи вы чинили вместе с родите-
лями или какие могли бы починить и спасти от свалки?
Ребята отвечают. (Учитель может подсказать ребятам, если они затрудняются с отве-
том, что мы спасаем вещи от свалки и продлеваем им жизнь, например, когда под-
клеиваем листы в книгах, ставим заплатки на одежде, делаем из ненужных вещей
полезные.)
Учитель: Если у вещей нет своего места, они быстрее ломаются и теряются, то есть
чаще приходится покупать новые, хотя в этом совсем нет необходимости. Чтобы вещи
служили дольше и были всегда под рукой, важно придумать им свои места. Тогда их
будет легко и удобно найти и взять в нужный момент. Например, если, возвращаясь
из школы, вы аккуратно вешаете свою одежду, значит, ее придется реже стирать и гла-
дить, то есть не понадобится тратить лишнюю воду и энергию, и одежда прослужит
дольше. А если ее бросать, где попало, то будет все наоборот. Или, если вы привыкли
разбрасывать игрушки на полу, рано или поздно кто-нибудь может наступить на ва-
шего любимого супергероя или куклу и оставить их без руки, ноги или даже головы.
Вашей игрушке придется отправиться на свалку, хотя она еще долгие годы могла бы
радовать вас и других детей, которым, возможно, вы захотите подарить ее, когда вы-
растете. Так что вещи служат дольше, когда к ним бережно относятся. И значит, по-
рядок будет не только у вас дома, но и на всей планете, ведь заводам не придется
все время делать новые вещи взамен старых и загрязнять природу, а свалки не будут
расти так быстро. Вспомните, все ли ваши вещи в порядке? Если вдруг какие-то — нет,
обязательно позаботьтесь о них, когда придете домой.
Еще один способ помогать природе оставаться чистой и не давать расти свалкам — это
использовать многоразовые вещи вместо одноразовых. Покупки из магазина мы ча-
сто приносим в пластиковых пакетах, которые сразу же выбрасываем. Знаете, сколько
пакетов люди используют в мире за один год? 5 триллионов. Это число выглядит как 5
и 12 нулей. (Напишите число на доске, чтобы произвести на ребят большее впечатле-
ние.) А каждую минуту на свалки отправляется 10 миллионов пакетов. Выброшенные
пакеты добрались до самой высокой горы Эверест, до дна самых глубоких впадин оке-
ана. Они повсюду, и мы своими руками позволяем им захватывать мир и разрушать
природу. Если мы хотим сделать планету чище, нужно заменить одноразовые вещи
многоразовыми. Разве трудно носить в магазин тканевую сумку и складывать в нее
покупки? Она прослужит очень долго и заменит тысячи опасных пакетов.
Учитель может спросить ребят, какие еще одноразовые вещи они знают и какая су-
ществует многоразовая замена для них. (Например, многоразовые стаканчики и бу-
тылки для воды вместо одноразовых, мешочек для сменки вместо пакета, тканевый
носовой платок вместо бумажных и т. п.)
Учитель: А если мусор все же появился, для него часто есть более подходящее место,
чем свалка. Ведь любая вещь, которую мы выбрасываем, сделана из какого-то мате-
риала, например: металла, стекла, бумаги, пластика. Вспомните, какие вещи из этих
материалов вы чаще всего выбрасываете?
Ребята отвечают.
Учитель: Если ненужные вещи не смешивать, а сортировать по материалам и отно-
сить в специальные контейнеры, то их можно отправить не на свалку, а на переработ-
ку. Это значит, что они принесут пользу, а не вред, и из них сделают новые полезные
вещи. Например, разбитые стеклянные банки или бутылки переплавляют и делают
новые. Новую бумагу можно сделать из старой, вместо того чтобы рубить деревья. Мы
можем собирать и сдавать макулатуру, чтобы для животных и их домиков осталось
больше леса.
Если в вашем населенном пункте установлены контейнеры для раздельного сбора
отходов, спросите ребят, видели ли они их и пользуются ли ими их семья. Также вы
можете пригласить ребят к участию в акциях по сбору вторсырья, если они проходят
в вашей школе или населенном пункте.
Учитель: Ребята, мы увидели, как полезные привычки и полезные вещи в наших до-
мах помогают нам заботиться о себе и о нашем общем доме — Земле. Сейчас я раздам
вам карточки. Рассмотрите их, и мы вместе придумаем советы, которые помогут нам
и другим людям сохранить чистоту на планете.
Учитель раздает каждой группе набор карточек из Приложения 3. Учащиеся выполня-
ют выбранное учителем задание с карточками.
Слайд 10
Во время выполнения задания в группах и последующего обсуждения всем классом
демонстрируйте слайд с изображением карточек и показывайте на экране карточки,
о которых идет речь в обсуждении.
После выполнения заданий обязательно обсудите с ребятами следующие вопросы:
• Каким советам вы уже следуете?
• Какие советы показались вам легкими, и вы захотели их выполнять?
• Какие советы кажутся сложными? Почему?
• Какие новые порядки мы можем завести в классе, чтобы заботиться о планете?
• Чем вы хотите поделиться с родителями после урока?
• Какие действия вы предложите своим родителям начать выполнять вместе с вами?
Слайд 11
Учитель: Чтобы ничего не забыть и поделиться с родителями и друзьями знаниями
о том, как заботиться о планете, не выходя из дома, мы своими руками сейчас сделаем
книжечку-памятку.
Учитель раздает учащимся распечатанные макеты. Ребята делают книжечки-памятки
с помощью учителя и схемы на слайде.
Слайд 12
Учитель: Ребята, спасибо вам за участие в этом уроке! Вы узнали сегодня много спо-
собов сделать так, чтобы наш дом не стал фабрикой по превращению чистой воды
и воздуха в грязные, а вещей в мусор. Давайте вместе следовать этим простым советам,
заботиться о нашем общем со всеми живыми существами доме, брать ровно столько,
сколько нужно, благодарить природу за ее щедрость и сохранять жизнь на Земле.
Дополнительная информация
О домиках животных
Бобровая хатка
Чтобы построить такой домик, бобры берут крупные ветки, между ними кладут ветки
помельче, а щели замазывают глиной или илом. В хатку ведут несколько ходов, кото-
рые всегда находятся под водой, так что пробраться внутрь может только отличный
пловец и ныряльщик, поэтому незваные гости не побеспокоят бобровое семейство.
Влезая в хатку, бобр не торопится, а сперва ждет, пока с него стечет вода, выжимает
шерсть, причесывает ее лапкой и только тогда идет в «столовую» или в «спальню».
В домике просторно, тепло и сухо, на полу в «спальне» уложена подстилка из древес-
ной стружки, а в «столовую» хозяева приносят веточки из запасов, которые хранят
возле хатки, и с удовольствием обгладывают с них кору. Когда семейство разрастает-
ся, бобры могут достраивать в хатке новые комнаты и этажи. В таком домике тепло,
уютно, безопасно и нет ничего лишнего.
Муравейник
Снаружи этот дом выглядит, как куча веток, листьев и хвоинок, а внутри раскинулся
целый муравьиный город, в котором обитают сотни тысяч жителей. Сложная система
ходов от холмика над землей уходит под землю и ведет во множество комнат, где есть
все необходимое для многочисленного дружного семейства. Крыша защищает жите-
лей от проникновения воды и затопления. Прямо под ней располагается комнатка,
которая прогревается солнышком и куда приятно забежать погреться. Глубже в земле
находится большой зал, в котором муравьиное семейство собирается, чтобы пере-
жить холода, впадая в полуспячку. Есть здесь и несколько кладовых. В одной муравьи
хранят зерна и семена, в другой — гусениц и другую «мясную» добычу. В муравейнике
всегда чистота и порядок: все на своих местах, и даже для мусора есть специальный
отсек. В самом защищенном месте находится комната царицы муравьев, которая от-
кладывает яйца. Для яиц, личинок и куколок тоже предусмотрено специальное про-
странство — целый «детский сад», в котором подрастают малыши-муравьишки.
Есть
место, где живут домашние питомцы. Для муравьев это тля, ее еще называют «му-
равьиной коровой». Эти насекомые пьют сок из листьев и превращают его в сладкую
медвяную росу, которой обожают лакомиться муравьи. В муравьином домике тле от-
водится отдельная теплая комната, в которую ее приносят на зимовку. У каждого жи-
теля есть своя профессия и работа, чтобы большая и дружная семья была обеспечена
всем необходимым.
Барсучьи норы
Домик под номером 6 принадлежит зверькам, которые очень к нему привязаны. Они
домоседы и редко уходят далеко от норы. Их лапы похожи на маленькие лопаты. Они
увлеченно, быстро и качественно строят просторные апартаменты со множеством
входов и выходов. Еще они часто соединяют свою нору с соседской, и тогда получает-
ся целое поселение. Это барсуки.
В домике барсука во всех комнатах есть мягкая сухая подстилка для сна, которую они
делают из травы и мха. Зверьки следят за чистотой: периодически меняют себе под-
стилку и в туалет ходят в одно и то же место, расположенное недалеко от норы. Летом
входы и выходы из нор служат вентиляцией, а на зиму барсуки закрывают их травой,
землей и листьями, чтобы было тепло и не было незваных гостей. Они так здорово
строят норы, что в них часто с удовольствием поселяются другие лесные жители (на-
пример, лисицы, енотовидные собаки). Спасаясь от хищников, в нору барсука могут
спрятаться хорек, куница, дикий камышовый кот. Так что просторное жилище служит
еще и тем, кому нужна помощь и кто не такой умелый строитель.
Медвежья берлога
Домик медведям нужен только для зимней спячки или для рождения медвежат,
а остальное время они проводят под открытым небом. Да и домиком берлогу не назо-
вешь, скорее это логово, убежище. Берлога может располагаться в специально выры-
той норе, яме под корнем дерева, между стволов поваленных деревьев или в пещере.
Медведь хоть и царь лесных зверей, но не очень хороший строитель и живет совсем
не во дворце. Он не прикладывает много усилий к созданию берлоги, а в первую
очередь ищет готовое место и немного обустраивает его. К строительным работам
(рытью) он приступает, только если не нашел ничего подходящего или живет в се-
верной местности (под землей зимовать гораздо теплее). Часто у спящего медведя
нет даже крыши над головой — его просто засыпает сверху снегом, и он оказывается
в снежной пещере. А вот к устройству подстилки мишка подходит ответственно: за-
ранее натаскивает мох, сухие листья, траву, кору, хворост, ельник, чтобы было тепло
и мягко. В берлоге медведи сворачиваются клубком, лежа или полусидя, так что лапы
оказываются прямо перед мордочкой. Но лапу медведь во вне не сосет, это все выдум-
ки. Вот такой скромный домик у царя лесных зверей — ничего лишнего.
Птичье гнездо
Птицы строят гнезда, чтобы отложить в них яйца и вывести птенцов, так что это вре-
менный домик для обзаведения потомством. Гнездо помогает защитить яйца от хо-
лода и опасностей. Постройка может располагаться на ветвях деревьев, в зарослях
кустарников, на земле и даже на воде. Для строительства птицы используют самые
разнообразные материалы: веточки, листья, шерсть животных, пух, перья, траву, гли-
ну, слюну, а иногда даже бумагу, алюминиевую проволоку и другие подходящие пред-
меты, созданные человеком. Некоторые виды птиц каждый год строят новое гнездо,
другие могут поселяться в найденных гнездах или скворечниках, а третьи передают
свои гнезда по наследству, ремонтируют и подновляют их. Конструкции гнезд могут
быть очень разнообразными в зависимости от места обитания и особенностей обра-
за жизни того или иного вида птиц.
Панцирь улитки
Улитка, как и некоторые другие моллюски, носит свой домик на себе и прячется в него
в случае опасности. На самом деле раковина — это не совсем домик, а внешний ске-
лет. Внутри панциря у улитки находятся внутренние органы, и к нему крепятся мыш-
цы. Раковина растет вместе со своим хозяином. Выползти из такого домика моллюски
не могут, иначе они очень быстро погибнут.__