Методика работы и анализа в процессе чтения и анализа народных сказок
Задание:
1. Рассмотрите методические рекомендации по работе с народной сказкой,
2.На основе предложенных рекомендаций и привлечения содержания Федерального государственного стандарта (Глава- требования к результатам) сформулируйте какие предметные результаты могут быть достигнуты обучающимися 2- 4 кл. при знакомстве и при выполнении анализа сказки.(Что узнают, что повторят относительно данного жанра? литературоведческие знания).
3 Сформулируйте перечень личностных результатов, которые станут основой воспитательных задач урока при работе над народной сказкой.
4.Какие навыки чтения могут закрепить обучающиеся 3-4 кл. или получить впервые 1- 2 кл.?
(для этого нужно самостоятельно посмотреть в различных источниках – виды чтения в начальной школе, также воспользоваться материалами занятий о формировании читательской компетенции 1-2 занятие дистанционное)
5. Какие средства, кроме текста учебника, могут быть использованы учителем на этапе мотивации, актуализации, первичного чтения, основного этапа, закрепляющего этапа при работе над сказкой?
|
|
6. Составьте последовательность работы над сказкой в течение урока, начиная с этапа мотивации и заканчивая подведением итогов урока.
(Текст сказки в Приложении №1)(пример-1.загадать загадку о…
2. рассмотреть иллюстрацию и т. д.)
*По каждому вопросу дать ответы в виде маркированного списка.
Методика чтения сказок
Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. К.Д.Ушинский называл сказки «первыми попытками народной педагогики», так как дети искренне радуются, что побеждает справедливость, а зло наказывается, торжествует добро.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений (например, главная мысль сказки «Заячьи слезы» - будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему). Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Главная ценность сказок заключается в подходе к изображению простых людей, народа. Он талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки.
|
|
Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога.
В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с преимущественным участием волшебных, фантастических сил. Отмечаются существенные черты сказки:
· занимательный сюжет;
· яркость, выпуклость героев;
· наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка);
· наличие антитезы (противопоставление добрых и злых героев, поступков);
· своеобразие языка: тавтологические повторы (жили-были, нежданно-негаданно), устойчивые и меткие эпитеты («я там был, мед пил..», «красна девица», «сокол ясный», «лето красное», «молочная река – кисельные берега);
· особые сказовые интонации.
По литературоведческой традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые.
Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы над текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. (Может ли такое случиться в отношениях между людьми?) Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но и обогатила их знаниями определенных явлений жизни.
Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (Кому они помогают и почему?, Как это характеризует героев сказки и т.п.), важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольные выступления, теневой театр, использование грамзаписи.
В социально-бытовых сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. В начальных классах социально-бытовые сказки в основном не читаются.
Приложение №1. Текст сказки (3 кл.)
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня,заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь...
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
|
|
|
|