Основные музыкальные формы и их схемы.
Наименьшая музыкальная форма, выражающая относительно законченную мысль - это период.
Период – состоит из двух, реже трех предложений.
Предложения -это основные крупные разделы периода, они делятся на фразы. (Иногда встречаются предложения неделимые на фразы).
Фразой (по-гречески – «выражение») называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.
Мотив (от латинского — «двигаю») - самое маленькое построение в музыкальной речи. М отив – это наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта. Если бы мы сравнивали мотив в музыке, с какой-либо формой в литературной речи, то его можно сравнить со словом в литературном тексте.
Различают период повторного и неповторного строения.
ПРОСТАЯ ФОРМА
Итак, самая маленькая музыкальная форма — период. Можно найти много миниатюр, которые написаны в форме периода.
Форма называется простой, когда каждая часть произведения является периодом. Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной.
|
|
Простая двухчастная форма состоит из двух периодов, а простая трёхчастная — из трёх. Бывают ещё и сложные формы, каждый раздел которых состоит из нескольких периодов. Все эти формы — и простые, и сложные — используются в миниатюрах. А в крупных произведениях используются совсем другие формы: вариации, рондо, сонатная и рондо-сонатная формы.
Основные музыкальные формы
Малые | |
Простые | Сложные |
Период Простая двухчастная Простая трёхчастная | Сложная двухчастная Сложная трёхчастная |
Крупные | |
Вариации Рондо Сонатная Рондо-сонатная |
Обычно в форме периода пишется музыкальная тема.
Музыкальная тема – первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке.
Сочинения, построенные на одном музыкальном материале, не содержащие контрастных частей, называют сочинениями ОДНОЧАСТНЫМИ. В одночастном инструментальном произведении одна музыкальная тема, один музыкальный образ.
Период – это одночастное произведение.
Музыкальные сочинения, построенные на двух разных музыкальных темах, передающих разные мысли и чувства, называются ДВУХЧАСТНЫМИ.
В двухчастном музыкальном произведении две музыкальных темы, два музыкальных образа.
Схемы двухчастных форм