- Здравствуйте, ребята, открываем тетради, записываем 15 апреля. Классная работа.
- Сегодня на уроке мы будем повторять полюбившуюся вам часть речи – имя прилагательное. Уже в самом названии этой части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Нас всюду сопровождают вопросы, ведь нам хочется побольше узнать о предметах. Что же это за вопросы? (какой? какая? какие? чей?). Отвечая на эти вопросы, мы называем имена прилагательные.
- Давайте вспомним, что же такое имя прилагательное как часть речи. Откроем учебник на с.98 (старый учебник – с. 85), прочитаем правило.
- А что мы знаем о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных? Откроем учебник на с. 86, 89, прочитаем правило.
- Поработаем с текстом. Запишите текст, раскрывая скобки. Определите род, число и падеж имени прилагательного, графически обозначьте орфограмму.
1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали (весёлый) птички.
|
|
- Итак, мы с вами вспомнили, что признаками имени прилагательного являются род (в ед.ч.), число и падеж (только у полных прилагательных). А теперь выполним Задание на исправление ошибок. Исправьте ошибки, где это необходимо.
- В древнем городе (ж.р., ед.ч., П.п.);
- чайной розой (ж.р., ед.ч., Т.п.);
- белая ромашка (ж.р., ед.ч., В.п.);
- по широкому полю (м.р., ед.ч., Д.п.);
- на царском троне (м.р., ед.ч., Т.п.);
- в хрустальной вазе (мн.ч., П.п.);
- ароматным пирогом (м.р., ед.ч., Т.п.);
- грамотная речь (ж.р., ед.ч., И.п.);
- солнечным зайчиком (м.р., ед.ч., П.п.);
- у синего моря (м.р., ед.ч., Р.п.).
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Надеюсь, если вдруг совершите ошибку, сразу же ее заметите и сможете исправить.
- А теперь вспомним: Что общего между полными и краткими прилагательными и чем они отличаются?
- Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящий? Откроем учебник на с. 92, прочитаем правило.
- Очень хорошо, молодцы, вспомнили. А кто мне скажет, как называются слова одной части речи, имеющие противоположное значение? (Антонимы) Отлично! Перед вами предложение «Маленькое дело лучше большого безделья». Что это? (Пословица). Хорошо. Найдите в пословице антонимы («Маленькое – большого»). Какой части речи эти слова? (Прилагательное). Молодцы. Давайте сделаем полный морфологический разбор этих двух предложений по вариантам. Первый вариант делает морфологический разбор слова «маленькое», второй – слова «большого». Кто немножко призабыл порядок разбора или испытывает затруднение, откройте с. 94-95 учебника.
- Сегодня мы с вами повторили всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», завтра вам предстоит выполнить контрольную работу по данной теме, а для этого дома необходимо подготовиться.