Иконография образа Иисуса Христа – особенности и символика реликвий

БИЛЕТ № 5

 

Иконография Иисуса Христа

Иконография образа Иисуса Христа – особенности и символика реликвий

Почитание икон – важный аспект христианства. Украшенные образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь – иконы всегда сопровождают верующего, являя ему лик Бога, Девы Марии, чтимых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатаны на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остаётся неизменной.

  Иконография в изобразительном искусстве строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен. В иконографии выделяют: Иконография Богородицы, Иконография Иисуса Христа,...

Впрочем, чтобы лучше понять показанные события, всё же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. Типы реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы.

  Слово «икона» происходит от греческого «εἰκόνα» и означает «изображение»

В эпоху преследований христианства икона Иисуса Христа стала аллегоричной – Сына Божьего могли запечатлеть в виде рыбы, агнца, пеликана или пастыря с овечкой на плечах. Несмотря на кажущуюся простоту, эти символы очень многозначны – так, греческое слово «Ίχθύς», то есть «рыба», одновременно является аббревиатурой словосочетания «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Поэтому христиане часто рисовали рыбок на стенах катакомб, где проводились молебны, а также носили на шее их фигурки – как напоминание о покровительстве Господа.

       Другими иконописными атрибутами Сына Божьего являются книга или свиток – знак учения, с которым Он пришёл в этот мир, а ещё красный хитон и синий плащ, олицетворяющие единение земной и духовной природы. Также на некоторых реликвиях можно увидеть нашивную тёмную полосу на правом плече фигуры – «клав», символ чистоты и совершенства Господа, признак Мессии. Эти черты свойственны всем образам Спасителя. Какими же они бывают?

 

1. нимб

2. гиматий - верхняя одежда

3. хитон

4. клав

5. книга

6. именование

 

 

Нерукотворный Спас

Как следует из названия, Нерукотворный образ Иисуса Христабыл создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением.Изображение лика (лица)может быть различным. Лик Господа либо вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.

Существуют разные легенды о том, как он явился людям – по одной из них, реликвия проступила на платке милосердной женщины Вероники, которая утёрла лик Спасителя, нёсшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была дарована царю Эдессы Авгарю, страдавшему от проказы. От этого зависит и вид иконы – в православной традиции лик Спасителя изображается умиротворённым и спокойным, тогда как у католиков Он выглядит страдальческим, испятнанным кровью и увенчанным тёрном.

Спас Пантократор (Вседержитель)

На таких иконах Господь предстаёт мужчиной среднего возраста, с прямыми, спускающимися на плечи волосами, небольшими усами и короткой бородкой. Правая рука Иисуса возложена на Евангелие, а левая поднята в благословляющем жесте. Композиция реликвий различна – они могут показывать Спасителя в полный рост, поясно, оплечно (как «Спас Ярое Око», написанный в XIV ст.) либо сидящим на престоле.

Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека.

Спас на Престоле

• Данный иконографический тип во многом похож на предыдущий, но Сына Божьего всегда показывают в полный рост, восседающим на троне. Иисус Христос изображается так же, как и «Спас Вседержитель», только в полный рост и сидящим на престоле. Престол Божий – это вся вселенная, весь мир – видимый и невидимый. С этого престола смотрит Господь на нас, видит все наши дела, знает наши мысли.

 

Спас в Силах

На иконах «Спас в силах» Спасителя, сидящего на престоле, окружают «силы» в виде трех фигур, вписанных один в другой, которые указывают на полноту Его Божественной власти над всем миром – вещественным и духовным.

Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.

К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.

Спас Эммануил

Это образ Иисуса Христа в возрасте 12 лет, когда Он впервые пришёл в Иерусалим. Название «Эммануил», переводящееся как «С нами Бог», происходит из книги ветхозаветного пророка Исайи, гласящей: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил».

Особенно популярным такой сюжет был в византийском и балканском искусстве, но и в иконописи Киевской Руси есть несколько подобных реликвий – например, Соловецкая святыня XVI ст.

Спас Благое Молчание

Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.

На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.

 

 

2. В работе над практическим заданием обучающийся должен назвать произведение, его автора и описание картины;

 «Крик» — одно из самых узнаваемых произведений в истории живописи, написанная художником-экспрессионистом из Норвегии Эдвардом Мунком. У Мунка четыре версии «Крика». Самая известная выполнена пастелью.Известная картина «Крик», считается одной из самых мистических картин в мире, так как ее сопровождает череда несчастий. На протяжении всего своего существования картина негативно воздействовала на людей, как-либо соприкасавшихся с ней. Они болели, проявляли агрессию, умирали от неожиданных болезней. Именно это и принесло ей дурную славу, и репутацию проклятой.

  Художник утверждает, что гулял с друзьями вдоль Осло-фьорда, когда внезапно небо окрасилось кровью и он услышал крик природы. А затем его охватил ужас и беспредельная тоска.

Само полотно на редкость лаконично. Большую его часть занимает кроваво-красное небо и темно-синие воды Фьорда. Но это не обычный закат над морем. Пространство сломалось и искривилось, небо с водой закрутились в безумном вихре, подчиняя себе все сущее. Единственная прямая линия здесь – мост, на котором стоят человеческие фигуры. Две из них ушли вперед, они не видят безумного танца природы, не слышат крик. Зато главный герой находится в самом его водовороте. Он почти утратил человеческий облик. Его лицо напоминает нечто между мумией и эмбрионом. Рот раскрыт – возможно, он сам издает тот крик, который его так пугает. При этом, существо панически зажимает уши руками, пытаясь спрятаться от себя самого.

Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой.

Автор использует сложную технику, в одной работе используя и масляные краски и темперу. Одновременно с этим колорит работы прост, даже скуп. Фактически два цвета - красный и синий, а также смешение двух этих цветов - и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.

Зритель решает для себя вопрос: что же первично в работе - крик или деформация. Что в основе работы? Пожалуй, отчаяние и ужас проявившиеся в крике и породили деформацию вокруг, отзываясь на эмоции человека, природа реагирует подобным образом. В деформации можно также усмотреть "крик".

Исторические сведения о картине

Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости "Крика". Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

Нужно добавить, что именно эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Впрочем, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: