Буквенные обозначения звуков и тональностей

БУКВЕННАЯ СИСТЕМА обозначения музыкальных звуков появилась в Х веке. Сущность ее заключалась в том, что звуки минорного звукоряда, начинавшегося с ЛЯ и содержавшего II пониженную ступень (си b) были названы первыми семью буквами латинского алфавита: ля – а; си бемоль – b; до - c; ре - d; ми - e; фа - f; соль - g. Позже для обозначения ноты си была введена буква h.
Для обозначения производных ступеней к буквe добавляются слоги:
диез - is, бемоль - es, дубль-диез - isis, дубль- бемоль - eses. НАПРИМЕР: до# - cis,
до дубль-диез - cisis,ре b -des, ре bb - deses. ИСКЛЮЧЕНИЯ: си бемоль - b; ля бемоль - as; ми бемоль - es.

В буквенной системе мажорные тональности пишутся с заглавной буквы, а мажорный лад обозначается словом dur (твердый). Минорные тональности пишутся с прописной буквы, минорный лад обозначается словом moll (мягкий). НАПРИМЕР: Си мажор - H dur, Ре бемоль мажор - Des dur, соль минор - g moll, фа диез минор - fis moll.

 

2. Построить и спеть в тональности G – dur:
а) гамму - ↑ натуральный, ↓ гармонический вид;
б) цепочку ступеней: I –III –V –IV –IV # -V –VII –I;
в) 2 пару тритонов с разрешением;
г) аккордовую последовательность: T5/3– S6/4 - S6/4г. – T5/3 -  D7 – T3.
3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.

4. Определить и разрешить: c – e – g - b.

5. От звука «а» построить: ↑ ч.5, ум.7, ч.4; ↓ Б 5/3, б.3, Б 6/4

6. На слух вне лада: аккорды и интервалы.
                                                      БИЛЕТ 3

1. Родственные тональности. 1 степень родства тональностей.
РОДСТВЕННЫМИ называют те тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.
Тональности 1 степени родства:
1) параллельная главной тональности
2) тональность субдоминанты
3) параллельная тональности субдоминанты
4) тональность доминанты
5) параллельная тональности доминанты
6) тональность минорной субдоминанты (в гармоническом виде) для мажора или мажорной доминанты (в гармоническом виде) для минора.
Например: До-мажору родственны тональности:
1) ля минор
2) Фа мажор
3) ре минор
4) Соль мажор
5) ми минор
6) фа минор.
Ля минору родственны тональности:
1) До мажор
2) ре минор
3) Фа мажор
4) ми минор
5) Соль мажор
6) Ми мажор.

2. Построить и спеть в тональности a-moll:
а) гамму - ↑ мелодический, ↓ гармонический вид;
б) цепочку ступеней: I -↓VII# - II - I – III – IV – IV# – V – I;
в) главные трезвучия с обращениями;
г) ув.2 на VI и ум.7 на VII# с разрешением.
3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.

4. Определить и разрешить: d – gis.

5. От звука «g» построить: ↑ м.2, ув.4, М 5/3; ↓ Ум.5/3, ч.5, б.3

6. На слух вне лада: аккорды и интервалы.

                                            БИЛЕТ 4

1. Тритоны.
ТРИТОНЫ – это интервалы, содержащие 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5).
Увеличенная кварта охватывает 4 ступени, а уменьшенная квинта – 5 ступеней. Существуют 2 пары тритонов
1 пара тритонов строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре: ув.4 на IV ступени, а ум.5 - на VII ступени (в гармоническом миноре – на VII#).
2 пара тритонов строится в гармоническом мажоре и натуральном миноре: ув.4 на VI  ступени (в гармоническом мажоре – на VI b), а ум.5 - на II ступени.
При разрешении звуки увеличенной кварты расходятся в сексту, а звуки уменьшенной квинты сходятся в терцию.


2. Построить и спеть в тональности h-moll:
а) гамму - ↑ натуральный, ↓ гармонический вид;
б) цепочку ступеней: I – III – V – VI - V- II - II b – I - ↓VII # - I;
в) ув.2 на VI и ум.7 на VII# с разрешением;
г) D7 с обращениями и разрешением.

3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.

4. Определить и разрешить: cis – b.

5. От звука «h» построить: ↑ б.2, ч.5, Б6; ↓м.3, м.7, Ув.5/3.

6. На слух вне лада: аккорды и интервалы.

 

                                              БИЛЕТ 5

1. Характерные интервалы.
ХАРАКТЕРНЫМИ называются интервалы, которые строятся только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся увеличенная секунда (ув.2), уменьшенная септима (ум.7), увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4).
В гармоническом мажоре на VI пониженной строятся только увеличенные интервалы – ув.2 и ув.5, а в гармоническом миноре на VII повышенной – только уменьшенные – ум.7 и ум.4.

Ув.2 строится на VI (VI b в мажоре) ступени, разрешается в ч.4;

Ум.7 строится на VII (VII# в миноре) ступени, разрешается в ч.5;

Ув.5 строится на VI b ступени в мажоре, на III в миноре, разрешается в б.6;

Ум.4 строится на III в мажоре, на VII# в миноре, разрешается в м.3


2. Построить и спеть в тональности As – dur:
а) гамму - ↑ натуральный, ↓ гармонический вид;
б) цепочку ступеней: I – III – V – VI b – V – IV – V - I;
в) 2 пару тритонов с разрешением;
г) аккордовую последовательность: T5/3 - S6/4 - T5/3 – МVII7 – УмVII7 – D6/5 - T5/3

3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.

4. Определить и разрешить: es – fis.
5. От звука «f» построить: ↑ ч.4, м.6, М6/4; ↓ б.2, ч.5, б.3.

6. На слух: аккорды и интервалы.
3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.
4. Определить и разрешить: d – fis –a - c.

                                       

                                              БИЛЕТ 6

1. Доминантовый септаккорд, обращения D7.
СЕПТАККОРД – это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД строится на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Обозначается D7, состоит из б.3+м.3+м.3. Это малый мажорный септаккорд (мБ7).
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенной тоникой.
Обращения доминантового септаккорда:

1). Доминантовый квинтсекстаккорд (D 6/5) - строится на VII ступени, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.

2). Доминантовый терцквартаккорд (D 4/3) строится на II ступени, разрешается в полное (развернутое) тоническое трезвучие;

3). Доминантовый секундаккорд (D 2) строится на IV ступени, разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой.


2. Построить и спеть в тональности B – dur:
а) гамму - ↑ гармонический, ↓ натуральный вид;
б) цепочку ступеней: I – VII – II – I – III – IV - IV # - V - I;
в) D7 с обращениями и разрешением;
г) аккордовую последовательность: T6 – D4/3 - T5/3 - МVII7 – УмVII7 – D6/5 - T5/3

3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.
4. Определить и разрешить: cis - g.

5. От звука «с» построить и спеть: ↑Ув.5/3, м.6, ч.4, ↓ D7, м.7
6. На слух: интервалы и аккорды.
                                              БИЛЕТ 7

1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
СЕПТАККОРД – это аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям.
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ - это септаккорды, которые строятся на VII вводной ступени в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
К вводным септаккордам относятся малый вводный МVII7 и уменьшенный вводный Ум.VII7 септаккорды.

Малый вводный септаккорд строится в натуральном мажоре, по своему составу он малый уменьшенный – м.3 + м.3 + б.3, между крайними звуками м.7

Уменьшенный вводный септаккорд строится в гармоническом мажоре и гармоническом миноре, по своему составу он дважды уменьшенный септаккорд – м.3 + м.3 +м.3, между крайними звуками ум.7.

Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией или через D6/5 в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.

СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ – это септаккорд на II ступени лада. Строится в натуральном мажоре. Этот септаккорд по составу малый минорный – м.3 + б.3 + м.3, между крайними звуками м.7. Обозначается: SII7 или II7. Разрешается в тонический секстаккорд или через D4/3 в полное тоническое трезвучие.

Вводные септаккорды принадлежат к доминантовой функции, а септаккорд II ступени - к субдоминантовой.


2. Построить и спеть в тональности g – moll:
а) гамму (мелодический вид);
б) цепочку ступеней: I – II - VII# - I – V – III – II - II b - I;
в) ув.2 на VI и ум.7 на VII# с разрешением;
г) аккордовую последовательность: t 5/3 – t 6 - s 5/3 – II7 – D4/3 - t 5/3.

3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.
4. Определить и разрешить: d – fis – a - c.

5. От звука «g» построить: ↑ м.3, м.6, М5/3; ↓ ум.5, Ум.5/3, ч.4.

6. На слух: интервалы и аккорды.
                                               БИЛЕТ 8

1. Лады народной музыки. Пентатоника.
К ладам народной музыки относятся:

ИОНИЙСКИЙ – натуральный мажор;

ЛИДИЙСКИЙ – мажор с повышенной IV ступенью;

МИКСОЛИДИЙСКИЙ – мажор с пониженной VII ступенью;

ЕОЛИЙСКИЙ – натуральный минор;

ДОРИЙСКИЙ – минор с повышенной VI;

ФРИГИЙСКИЙ – минор с пониженной II;

ЛОКРИЙСКИЙ – минор с пониженными II и V ступенями;

ПЕНТАТОНИКА – это лад из 5 ступеней без полутонов. Пентатоника получится, если в мажоре убрать IV и VII ступени, а в миноре - II и VI.

 

2. Построить и спеть в тональности D – dur:
а) гамму - ↑ гармонический, ↓ натуральный вид;
б) цепочку ступеней: I – VII – II – II b - I - ↓V - ↑I – III – V - I;
в) 2 пары тритонов с разрешением;
г) Построить D7 с обращениями и разрешением.

3. Определить аккордовую последовательность в ладу на слух.
4. Определить и разрешить: c - fis.

5. От звука «d» построить: ↑ ум.5, б.3, б.6, Б5/3; ↓ м.3, м.2.

6. На слух: интервалы и аккорды.

 

 





















































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: