Ргу имени С. А. Есенина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. А. ЕСЕНИНА»

РГУ ИМЕНИ С. А. ЕСЕНИНА

Доклад к презентации на тему: «Количественные методы обработки и анализа результатов исследования. Методы статистической обработки данных»

 

Выполнила: студентка заочного отделения (4,5)

ИППиСР 2 КУРСА ГРУППЫ 4852

Соловьева Е. Ю.

Специальность: Психология образования

Уровень подготовки: Бакалавриат

Проверил: кандидат психологических наук,

 доцент Исаева И. С..

 

 

Оценка: ______

 

Рязань, 2020 г.

Слайд 1 Титульный лист

Контрольная работа на тему:

«Количественные методы обработки и анализа результатов исследования. Методы статистической обработки данных.»

Слайд 2 Список литературы

•  Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие для вузов/ Скрипичникова И. В. – Ульяновск, 2017 г.

• Количественные методы исследования / Учебно-методическое пособие / Клюева Н. В. – Ярославль, 2016

Слайд 3 Общее представление

Современные социологические подходы предполагают применение жестко структурированных количественных методов исследования. Есть три ключевых класса методик, позволяющих получать данные, ложащиеся в базу для анализа: наблюдение; опрос; работа с документами. Было изобретено много вариантов применения указанных групп методик. В настоящее время отдельные модификации методов проведения исследования уже стали самостоятельными подходами. Именно такова судьба анкетирования, интервьюирования.

Слайд 4 Это важно!

Если обратить внимание на весь комплекс количественных методов исследования, доступный современному обществу, можно заметить, что наибольшее значение имеют:

-тесты с использованием подходов психологии;

-экспериментальный подход.

Оба варианта основаны на двух направлениях работы с фактами: фиксирование, обработка с использованием строго оговоренных методик. Эти два процесса протекают параллельно.  

Слайд 5 В чем суть?

Количественный метод исследования – социологический подход, в ходе которого собирают данные для последующего анализа. Такие исследования актуальны, если стоит задача получения максимально точных сведений, данных, все числовые параметры которых выверены предельно скрупулезно. В настоящее время принято применять статистические, математические модели. Такой подход позволил обеспечить точную результативность разработанных методов, корректность получаемых во время расчетов показателей. Значит, эту информацию можно будет применять на практике, не опасаясь ошибок.

Слайд 6 Зачем это нужно?

Есть строго определенный круг задач, решить которые можно с использованием количественных методов исследования в социологии.

В него входят:

-оценка рыночных объемов, потенциалов (финансовое выражение, натуральное);

-оценка того, какие процентные доли рынка занимают конкурирующие предприятия;

-выявление сегментирования сектора потребителей;

-выявление готовности клиента к покупке товара, тенденции, перспективы конкретной позиции;

- выявление клиентского портрета с учетом социальных, демографических, психологических факторов;

-определение заранее сформулированных параметров, позволяющих выявить, как покупатель относится к продукту.

 Слайд 7 Скажу, но не все! 

Рассматривая характеристики количественных методов исследования, особенное внимание принято уделять возможной анонимности участников. Это правило не является обязательным для всех исследований такого рода, но в некоторых случаях только его соблюдение позволяет получить достоверные результаты. Если предварительные оценки доказывают, что анонимность сделает достоверность информации выше, тогда анкету для работы составляют именно таким образом.

Бытует и противоположная точка зрения. Многие считают, что факт анонимности практически не влияет на уровень достоверности информации, передаваемой во время опроса граждан от респондентов исследователям. Практикуется и такой подход: интервьюеры социологического агентства у каждого респондента спрашивают минимальный набор идентификационных сведений – имя, телефон и адрес. На основании этой информации можно понять, насколько качественно работали ответственные за взятие интервью лица.

Слайд  8  Преимущества метода

 Проводя опросы граждан, можно прибегать к наглядным материалам. Впрочем, качественные исследования тоже допускают такой метод работы. Исследовательская работа с использованием количественных методик может строиться с применением разных подходов. Можно останавливаться на разработанных психологами тестах, психографических программах, методиках, позволяющих получить точную фактическую информацию о субъектах, объектах исследовательской работы. Немаловажен факт возможности получения через опросный лист фактуальных данных о личности интервьюируемого.

 

 

Слайд 9 Выборка субъектов

Чтобы обработка опросных листов дала хороший результат, нужно уметь правильно сформировать выборку интервьюируемых. Если организовать репрезентативный вариант, тогда достаточно просто случайным образом выбирать личностей, соблюдая определенный шаг. Это может быть, скажем, каждый третий человек, проходящий на улице мимо интервьюера.

Во время одного проекта можно собрать очень много опросных листов, если этого требуют условия исследования, но многое определяется масштабностью рынка. Обычно достаточно 300-2 000 человек. Если проводится сплошной опрос с задействованием меньшего числа участников, вероятно, информация будет недостоверной, и на основании таких данных принимать управленческие решения рискованно.

 Слайд 10 Анкеты

Чтобы итоги исследования были корректными, придется заранее составить анкету, содержащую заданное количество вопросов. Они могут быть закрытыми, когда респонденту сразу предоставляется несколько вариантов ответа, или открытыми, когда каждый желающий может развернуто обосновать свою позицию. При составлении анкеты социологи принимают решение в пользу персонификации либо анонимности, отражают это в специальном поле готового документа. Формирование анкеты и определение правил выборки – ключевые моменты, определяющие качество исследования в целом. Если удалось удачно сформировать опросный лист и выбрать целевую аудиторию для его заполнения, количественные данные окажутся полезными для заказчика.

Слайд 11 Виды количественных методов исследования

• Для сбора первичных данных применяют следующие подходы:

• -лицом к лицу;

• -телефонные исследования;

•  -интервьюирование на улицах;

• -опрос в местах совершения приобретений;

• -интервью по квартирам;

Довольно часто организуется мониторинг, в рамках которого допустимо дополнительно ввести процедуру регистрации ассортиментов, стоимостей. Такая регистрация может быть самостоятельным подходом, предоставляющим данные для количественного исследования.

Слайд 12 К чему прибегнуть?

Один из самых частых способов, используемых в настоящее время – телефонные опросы. Для этого обзванивают сотрудников разных предприятий, выбирая невысокие должности. Это позволяет оперативно получить необходимые для анализа данные. Работая над выборкой, следует иметь в своем распоряжении телефонный список, из которого номера выбираются случайным образом. Чаще всего используется методика равных интервалов.

В настоящее время телефонные опросы принято применять в силу экономичности такого подхода. Считается, что данные, передаваемые респондентом интервьюеру, довольно достоверные. С другой стороны, уровень телефонизации относительно невысок. Особенно заметна эта проблема в небольших населенных пунктах, в сельской местности. Чтобы организовать быстрый сбор данных, можно прибегнуть к услугам call-центра. Благодаря применяемым такими предприятиями технологиям рабочий процесс автоматизируется, удается быстро обзвонить большое число человек. Разработанные методики контроля позволяют быть уверенными, что интервью по телефону были взяты корректно.

Основной важный положительный момент такого подхода – высокая скорость проведения работ, то есть необходимая информация может быть получена действительно оперативно. Кроме того, по телефону удастся получить фактические сведения наравне с теми, из которых составляется характеристика отношения. Многие положительно оценивают возможность организации контроля за рабочим процессом.

Слабой стороной в первую очередь будет являться уже упомянутая проблема телефонизации, то есть нельзя в принципе получить мнение от тех, кто телефона не имеет. Также нет возможности показать иллюстрации, опросник респонденту, что существенно сокращает возможности презентации информации.

 Слайд 13 Плюсы и минусы

 Говоря о преимуществах, необходимо упомянуть возможность применения иллюстрированных материалов. Также можно охватить все регионы страны, в том числе те, где нет ни телефона, ни доступа к интернету, нет интервьюеров, которых можно привлечь к личной работе. Организовать почтовый опрос просто, не нужно готовить многочисленный персонал, да и контроль результатов представляет собой довольно легкую задачу. Чтобы повысить эффективность опроса, проводимого через электронную почту, можно за несколько дней до него направить всем адресатам оповещение о запланированном мероприятии и просьбу откликнуться и принять участие. Официальная статистика показала: такая мера дает увеличение частоты откликов на 15%. Еще 18% роста наблюдаются, если при отсутствии ответа на анкету направить пользователю напоминание через пару недель после мероприятия. При отсутствии реакции еще через две недели направляют вторичное оповещение. Это увеличивает ответы на 26%.

Слайд 14 Спасибо за внимание!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: