Мы продолжаем знакомиться с темой
«Мир образов камерной и симфонической музыки.
Записываем число и тему урока в тетрадь.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по театру. Но прежде мы с вами вспомним, как же нам попасть в театр?
-Как зрители узнают о начале спектакля, оперы или балета?
Конечно же из из Афишы.
-А что такое афиша?
(Записать в тетрадь, что выделено красным)
Афиша - это объявление о спектакле, концерте, об опере, о балете.
-Что же делают дальше зрители, войдя в фойе театра? (покупают билет и театральную программу)
-А что такое театральная программа?
Театральная программа - это небольшая книжка, в которой написано содержание театральных, концертных, балетных представлений. Это листок с перечнем исполняемых номеров, выступлений, действующих лиц и исполнителей.
-А что такое буклет?
Буклет - это краткий путеводитель, реклама.
Мы с вами купили билет, программу и вошли в зал. Тихо нашли свое место в зале, сели спокойно. Войдя в зал, прежде всего мы видим сцену, закрытую занавесом.
Ребята! Как вы думаете, какую роль играет занавес в театре?
-Для чего нужен занавес на сцене?
Оказывается, занавес создается художником специально для данной пьесы или же только для одного действия, чтобы настроить зрителя на необходимый лад так же, как в музыке увертюра. Увертюра (в переводе с французского) означает открытие, начало представления. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно- интонация в сжатой форме раскрывает замысел балета и создается на основе ее главных тем.
Так же и занавес, как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего зрелища, стараясь ненавязчиво, а иногда только символически рассказать о нем.
-Увертюру исполняет симфонический оркестр.
-Оркестром управляет Дирижер.
-А кто такой дирижер?
Дирижер - это руководитель оркестра. А палочкой в руке дирижер показывает, когда нужно играть тем или иным инструментам.
Сюжеты и образы литературных произведений часто служат основой музыкальных произведений. Так, античный миф «Орфей и Эвридика» вдохновил композитора 18 века, фамилию которого вы узнаете чуть позже, на создание оперы, которая так и называлась «Орфей и Эвридика».
Ария- это вокальный номер с оперы, в котором передаются переживания героя, раскрывается его характер.
Начинающий российский композитор Александр Борисович Журбин (р.1945) на либретто Ю. Димитрина написал рок-оперу «Орфей и Эвридика», с которой мы сегодня также будем знакомиться.
Постановку оперы, рок-оперы можно увидеть в театре, целью нашего урока будет: войти в мир музыкального театра с помощью данных произведений.
Пенье волшебное в душу целебное
Льет нам волнение
Скорбь и мучение замерли в нас.
Из либретто оперы Орфей и Эвридика»
Сегодня мы будем знакомиться с оперой Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика».
«Орфе́й и Эвриди́ка» (итал. Orfeo ed Euridice) — опера К. В. Глюка, созданная в 1762 году на сюжет греческого мифа об Орфее. Опера положила начало оперной реформе Глюка, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому[1][2]. Первоначальная версия либретто написана Раньери де Кальцабиджи на итальянском языке.
В 1859 году Г. Берлиозом подготовлена собственная редакция оперы, где партия Орфея предназначена для женского голоса (меццо-сопрано или контральто).
Послушайте несколько фрагментов из оперы «Орфей и Эвридика»
К.В. Глюка:
- «Мелодию».
- хор и пляску фурий. https://www.youtube.com/watch?v=cqtS5HYwwgs
- арию Орфея «Потерял я Эвридику…» https://www.youtube.com/watch?v=4lXv06G--XQ
При слушании музыки нужно постараться внутренним слухом услышать основные темы оперы, ориентируясь на нотную запись.
- Обратите внимание какими средствами выразительности композитор рисует различные образы героев оперы?
- Почему ария Орфея из заключительного действия оперы написана композитором в мажорном ладу?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением – это рок-опера
«Орфей и Эвридика», которую как вы уже знаете написал российский начинающий композитор Александр Борисович Журбин (р.1945).
Данное произведение он написал под впечатлением от рок-оперы американского композитора Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».
В рок-опере А.Журбина (на либретто Ю.Димитрина) сохранена лишь основная сюжетная линия античного мифа – любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возращение к жизни без неё и, наконец их воссоединение навсегда. В либретто рок-оперы соединились древний миф и история современной рок-звезды, красивая сказка о чистой и жертвенной любви и история падения творческой личности – талантливого певца.
В рок-опере главные действующие лица –Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон. Эсть и группа певцов, соревнующихся с Орфеем, а также хор Вестников, на протяжении всего спектакля, как и в древнегречесской трагедии, комментирует происходящее на сцене.
Музыкальную постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина осуществил вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» под руководством А.Васильева.
Орфей, победивший в состязании певцов, завоёвывает Золотую лиру и благосклонность Фортуны. Прельстившись славой и поклонением почитателей своего таланта, Орфей покидает Эвридику. Песня их любви известна теперь всему миру, изменяется до неузнаваемости: «Ты не любишь Орфей, твое сердце во льду!»
Орфей бросает вызов судьбе-Фортуне, и в его душе, как и прежде, начинает звучать нежная песня Эвридики. В сердце Орфея снова оживает любовь!
Послушайте фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина:
- дуэт Орфея и Эвридики; https://www.youtube.com/watch?v=a0KJHh2Drho
- песню Орфея; https://www.youtube.com/watch?v=-exq-cnrxPU
- сцену состязания
- явление Фортуны. https://www.youtube.com/watch?v=efBmNC_pS7Y
Домашнее задание:
Учитель: Прошу к следующему уроку написать эссе на тему» «Если звёзды, зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». (В. Маяковский) Аргументируй своё мнение на примерах музыкальных сочинений.
На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание прислать ВК,ОК, или вайбер +380713248503
Орфей https://www.youtube.com/watch?v=-exq-cnrxPU
Дуэт Орфея и Эвредики