Как выучить с дошкольником состав числа.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.
Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей переходя от простого к сложному.
Можно разместить в детской комнате красочные изображения числовых домиков и картинки с составом чисел, обращая на них внимание ребенка, делайте пояснения. Благодаря зрительной памяти, информация усвоится быстрее.
Примеры игр и заданий. (Все игры можно использовать для состава числа от 2 до 10 в зависимости от возраста).
Числовая линейка.
Для запоминания состава числа и решения примеров пригодится обычная линейка. Допустим, нужно сложить 4 и 2. Ребенок ставит пальчик или карандашик на первое из чисел — 4 и перемещает его на 2 деления вправо, до цифры 6. Важно донести до ребенка принцип: если нужно сложить два числа, двигаем палец вправо. Когда вычитаем, то перемещаем влево. Аналогичные действия выполняют с числовыми лучами.
|
|
Игра с цветными кружками.
Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)
Сколько здесь всего кругов?
Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.
Сколько стало кругов?
Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.
Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.
3. Прищепки.
Для игры кроме карточек с цифрами до 10 пользуемся бельевыми прищепками. Их можно заменить большими канцелярскими скрепками. Число 1 приравниваем к одной прищепке, 2 ― к двум и так до десяти. Берем карточку с цифрой 4, прицепляем 4 прищепки с одной из сторон. Спрашиваем ребенка: «Сколько всего прищепок? (4). Сейчас разделим число 4 на 2 части. Здесь оставляем три прищепки, на противоположной стороне прикрепим одну. Как ты думаешь, из каких частей состоит число 4? (3 и 1)». Покажите, как можно разделить иначе: 2 и 2. Упражняйтесь со всеми числами первого десятка. Чтобы сделать состав числа понятным для дошкольников, возьмите прищепки либо скрепки двух цветов. Игра развивает математическое мышление и моторику.
4. Решение "весёлых" задач.
Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.
Например:
Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?
|
|
Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.
5. Игра "Кто в домике живёт?"
Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.
6. Игра "Угадай - ка"
У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.
- Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.
7. Игра "Магазин"
Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.
8. Числовые домики.
Игра поможет дошкольникам запомнить состав чисел первого десятка. В качестве наглядного пособия используют 9 числовых домиков из нескольких этажей: от 2 до 10. Расскажите ребенку, что у домиков есть хозяева — числа, нарисованные на крыше. На каждом этаже 2 квартиры (два окошка). Общее количество жильцов одного этажа должно совпадать с числом на крыше. Тогда хозяин разрешит поселиться. Покажите ребенку, как заселить домик, где хозяйка цифра 4. Комментируйте ваши действия: «На первом этаже будут жить 0 и 4, вместе получим 4. На втором — пара 2 и 2, а на третьем (3 и 1)?» Спросите, из каких чисел еще состоит 4. Затем предложите ребенку самому заселять домики, начав с первого этажа. Учите рассуждать вслух, сколько жильцов должно быть в каждой квартире? На первых занятиях можно применять счетные палочки. Играя с домиками, дети быстро научатся раскладывать числа на части.