Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения

Класс

Тема: Урок внеклассного чтения №13.  Сборник Юмористических рассказов Н. Носова

Цель урока: выявить различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом.

Задачи урока:

Образовательная: напомнить учащимся о том, что такое художественный вымысел в литературе; показать, что человек, обладающий фантазией, может создавать в своём воображении самые необычные, фантастические образы, целый мир; поработать со смысловыми нюансами близких по значению слов; показать причины и следствия фантазии и неправды на примере данного литературного произведения;

Развивательная: развивать навык выразительного, осознанного чтения целыми словами; развивать умение логически и доказательно выстраивать свой ответ; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная:  прививать интерес к чтению; умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Этапы урока Ход занятия
Орг. момент Приветствие
Сообщение цели и темы урока Страна Вообразилия- Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия. Как их нам распознать? Для этого и будем Сегодня мы читать. - Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что сегодня будем делать? Над чем будем работать? (Выявлять отличие фантазии от неправды.) - Сегодня нам так же предстоит оценить поступки и характер героев произведения Николая Носова «Фантазёры».
Работа по теме урока 1) – На прошлом уроке вы начали читать рассказ Н. Носова «Фантазёры», а дома завершили чтение. - Поделитесь впечатлениями от прочитанного 2) – С кем вы познакомились в этом рассказе? (Ира и Игорь, Мишутка и Стасик) - Сегодня они у нас в гостях (работа с иллюстрациями на доске: кто где). - Кто такие Мишутка и Стасик? (наши ровесники) - Что они любили делать? (фантазировать) (на магнитную доску помещается табличка «фантазия») - На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли? - Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. (небылицы, соревнование во вранье) - Что такое небылица? (выдуманная история) - Подберите синонимы к слову «враньё». (на магнитную доску помещаются слова «небылица», «враньё», «ложь», «обман», «неправда» и таблички с трактовками этих понятий) - Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же? - Как вы думаете? (фантазия – это выдумка, никому не приносящая вреда. Это творческое воображение. Враньё – плохой поступок, который может принести вред. Эти таблички помещаются на доску.) - Но ведь мальчишки фантазировали?! 3) – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии. Прочитайте некоторые из них. - Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения. (– А чего стыдно? Мы же никого не обманываем… Просто выдумываем, сказки рассказываем.) 4) – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? (Игорь) - Кто он? - Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. (Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!) - Как вы понимаете значение слова «презрительно»? - Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками? - Легко ли Игорю было что-то выдумать? - Как нам это показал автор? Прочитайте это. (многоточия и междометия: «А-а…»,  «Э- э-э», «Угу» и т.д.) - Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте. - Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней? Физминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело.   5) – Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора – Н. Носова (с какой точки зрения будем характеризовать).
ы м с у  л  е
8 6 10 4 14 12

 

ы м ы с в л е
9 7 5 11 3 15 13

 

Умысел

Вымысел

- Какие слова получились? Знаете ли вы значения этих слов?

 

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.

Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

(таблички с этими словами помещаются на магнитную доску)

- Чьи поступки можно назвать вымыслом, а чьи умыслом? Обоснуйте свой ответ.

- Как вы думаете, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

- Можно ли по именам, по тому, как называет мальчиков Н. Носов понять, как автор к ним относится?

- Вот как сам автор говорил об этом рассказе, о его героях.

(Мальчики Мишутка и Стасик получали удовольствие от фантазий друг друга. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Игорь же поступил подло, он намазал сестре губы вареньем, когда она спала. Игорь обманул не только Иру, но и маму. Он врун и обманщик. Этот рассказ учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.)

  • Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.

 – Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?

- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?

- Бывает ли «ложь во спасение»?

- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. О мороженом для Иры)

- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

  •  Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни.

 

7) Творческое задание (работа в паре).

- Перед вами на парте набор карточек со словами. С ними вы работали на уроке. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.

- Объясните своё решение.

                 1                                                      2

          Врать                                             сочинять

          Обманывать                                  выдумывать

          Лгать                                             изобретать

          Клеветать                                      фантазировать

 

- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.

           Умысел                                         Вымысел

- Как вы понимаете значение слова «клевета»? (порочащая кого- либо ложь)

- Как гласит русская пословица, «Клевета –что уголь: не обожжёт, так замарает».

- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)

- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)

 

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему? (даны на доске)

 

  • Горькая правда лучше красивой лжи.
  • Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
  • Выдумку можно простить, ложь – никогда.
  • Раз соврал – навек лгуном стал.

 

  Сейчас я вам расскажу про еще одного автора, который пишет юмористические рассказы Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в баку. В раннем детстве у Виктора проявились способности и тяга к рисованию. Когда ему исполнилось 12 лет, началась война, его отец ушёл на фронт. Виктор рисовал карикатуры на фашистов и на Гитлера. После войны Виктор Голявкин оканчивает художественное училище и институт живописи, но у художника появляется ещё и желание писать рассказы для детей, которые он сам и оформляет. В 1959 году выходит его первая книжка «тетрадки под дождём», а затем ещё ряд других: «ты приходи к нам, приходи», «Это мальчик», «Мой добрый папа» (1964 г.); «Рисунки на асфальте» (1965 г.) «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», «Как я под партой сидел», «Два подарка», «как она запутала саму себя». Ребята, как вы думаете, какие это будут рассказы, какого жанра? (Юмористические рассказы) Как вы об этом догадались? Ведь мы еще не читали его рассказов. (по названию) Молодцы. К следующему занятию прочитайте несколько рассказов, чтобы мы могли обсудить прочитанное. Итог занятия: - А теперь вернемся к нашему рассказу. Подведем итоги. -Как вы думаете, что хотел сказать Николай Носов этим произведением детям? - Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная? - Хочется ли вам прочитать это произведение ещё раз? - А кому бы вы хотели прочитать это произведение?  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: