Класс
Тема: Урок внеклассного чтения №13. Сборник Юмористических рассказов Н. Носова
Цель урока: выявить различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом.
Задачи урока:
Образовательная: напомнить учащимся о том, что такое художественный вымысел в литературе; показать, что человек, обладающий фантазией, может создавать в своём воображении самые необычные, фантастические образы, целый мир; поработать со смысловыми нюансами близких по значению слов; показать причины и следствия фантазии и неправды на примере данного литературного произведения;
Развивательная: развивать навык выразительного, осознанного чтения целыми словами; развивать умение логически и доказательно выстраивать свой ответ; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательная: прививать интерес к чтению; умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Этапы урока | Ход занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент | Приветствие | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение цели и темы урока | Страна Вообразилия- Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия. Как их нам распознать? Для этого и будем Сегодня мы читать. - Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что сегодня будем делать? Над чем будем работать? (Выявлять отличие фантазии от неправды.) - Сегодня нам так же предстоит оценить поступки и характер героев произведения Николая Носова «Фантазёры». | ||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока | 1) – На прошлом уроке вы начали читать рассказ Н. Носова «Фантазёры», а дома завершили чтение.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного
2) – С кем вы познакомились в этом рассказе? (Ира и Игорь, Мишутка и Стасик)
- Сегодня они у нас в гостях (работа с иллюстрациями на доске: кто где).
- Кто такие Мишутка и Стасик? (наши ровесники)
- Что они любили делать? (фантазировать)
(на магнитную доску помещается табличка «фантазия»)
- На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли?
- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. (небылицы, соревнование во вранье)
- Что такое небылица? (выдуманная история)
- Подберите синонимы к слову «враньё». (на магнитную доску помещаются слова «небылица», «враньё», «ложь», «обман», «неправда» и таблички с трактовками этих понятий)
- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?
- Как вы думаете? (фантазия – это выдумка, никому не приносящая вреда. Это творческое воображение. Враньё – плохой поступок, который может принести вред. Эти таблички помещаются на доску.)
- Но ведь мальчишки фантазировали?!
3) – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии.
Прочитайте некоторые из них.
- Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения. (– А чего стыдно? Мы же никого не обманываем… Просто выдумываем, сказки рассказываем.)
4) – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? (Игорь)
- Кто он?
- Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. (Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!)
- Как вы понимаете значение слова «презрительно»?
- Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками?
- Легко ли Игорю было что-то выдумать?
- Как нам это показал автор? Прочитайте это. (многоточия и междометия: «А-а…», «Э- э-э», «Угу» и т.д.)
- Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте.
- Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней?
Физминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
5) – Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора – Н. Носова (с какой точки зрения будем характеризовать).
|
Умысел
Вымысел
- Какие слова получились? Знаете ли вы значения этих слов?
Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.
Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.
(таблички с этими словами помещаются на магнитную доску)
- Чьи поступки можно назвать вымыслом, а чьи умыслом? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?
- Можно ли по именам, по тому, как называет мальчиков Н. Носов понять, как автор к ним относится?
- Вот как сам автор говорил об этом рассказе, о его героях.
(Мальчики Мишутка и Стасик получали удовольствие от фантазий друг друга. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Игорь же поступил подло, он намазал сестре губы вареньем, когда она спала. Игорь обманул не только Иру, но и маму. Он врун и обманщик. Этот рассказ учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.)
- Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.
– Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?
- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?
- Бывает ли «ложь во спасение»?
- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. О мороженом для Иры)
- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)
- Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни.
7) Творческое задание (работа в паре).
- Перед вами на парте набор карточек со словами. С ними вы работали на уроке. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
- Объясните своё решение.
1 2
Врать сочинять
Обманывать выдумывать
Лгать изобретать
Клеветать фантазировать
- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.
|
|
Умысел Вымысел
- Как вы понимаете значение слова «клевета»? (порочащая кого- либо ложь)
- Как гласит русская пословица, «Клевета –что уголь: не обожжёт, так замарает».
- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)
- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)
- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему? (даны на доске)
- Горькая правда лучше красивой лжи.
- Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
- Выдумку можно простить, ложь – никогда.
- Раз соврал – навек лгуном стал.