Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Камиль Сен-Санс. Имя выдающегося французского композитора хорошо известно любителям классической музыки во всём мире. Будучи универсально одарённой и талантливой личностью, он оставил потомком богатое творческое наследие, среди которого есть одно удивительное сочинение. Это комическая сюита для камерного ансамбля, названная маэстро «Карнавал животных». Необыкновенная композиция покорила весь мир несмотря на то, что поначалу самим автором была осуждена. Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не "прославиться автором глупых музыкальных произведений". Однако судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие.

Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название.

· «Интродукция и Королевский марш льва». Эта миниатюра, состоящая из двух разделов, начинается с активных тремолирующих аккордов двух фортепиано, на фоне которых струнные исполняют величественного характера трёхзвучный восходящий мотив. Небольшое двенадцатитактовое вступление заканчивается эффектным расходящимся по всей клавиатуре фортепианным глиссандо. Далее в исполнении того же инструментального состава: струнных и двух фортепиано, звучит следующая часть, которая изображает льва - важного и властного царя зверей. «Королевский марш льва» начинается с фортепианных фанфарных аккордов, в четвёртом такте меняющих свой ритм на чёткий маршеобразный. Затем вступает струнная группа с исполняемой в унисон незамысловатой темой. Она повторяется несколько раз и прерывается призывными возгласами фортепиано, которое вскоре стремительными октавными пассажами начинает изображать грозное рычание льва, а добавленные к ним чуть позже хроматические триоли виолончелей и контрабасов делают грозный рык царя зверей более устрашающим. Впоследствии основная тема переходит в партию фортепиано, а ворчание свирепого зверя изображают струнные инструменты.

· «Куры и петухи». В данной пьесе звукоизобразительность музыки столь высока, что в ней явно слышаться, как кудахчут курочки, и кукарекает петушок. Иллюстрацию клохтанья кур, используя для этого репетицию надоедливо повторяющихся нот и скачок на квинту украшенную форшлагом, композитор поручил струнным инструментам. Крик петуха выразительно звучит в исполнении фортепиано и впервые появившегося кларнета.

· «Антилопы». Этих быстрых и проворных степных животных композитор изобразил своеобразными стремительными пассажами, которые в головокружительном темпе исполняются на двух фортепиано. По своей сути пьеса представляет собой техничный и красивый этюд.

· «Черепахи». По характеру данная композиция контрастна предыдущей. Она очень медленная, так как изображает неторопливую рептилию. Музыка пьесы очень комична, ведь автор на фоне пульсирующих фортепианных аккордов, в исполнении струнной группы, в очень замедленном темпе процитировал знаменитую тему канкана из оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду».

· «Слон». Этого импозантного и величественного животного представляет самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра – контрабас. Он, под трёхдольный вальсовый аккомпанемент фортепиано, пародийно в медленном темпе исполняет изящные темы: Скерцо из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона и танец сильфов из драматической легенды «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза. Ирония заключается в том, что эти мелодии, изначально написанные композиторами для высокозвучащих инструментов: скрипки и флейты, Сен-Санс шутливо доверил тяжеловесному по своему звучанию контрабасу. Несмотря на всё это музыка композиции звучит весьма элегантно.

· «Кенгуру». Неугомонного и суетливого животного озвучивают два фортепиано, которые как бы соревнуются между собой. Поначалу острые прыгающие аккорды, изображающие грациозные движения кенгуру, поднимаются вверх, а затем опускаются и становятся мягкими и пластичными.

· «Аквариум». Очень красочная композиция, в которой светлая мелодия, исполняемая флейтой и поддерживаемая засурдиненными голосами скрипок и альтов, звучит в радужных переливах фортепианных рулад. Живописность безмолвного подводного мира в музыке рельефно подчёркивается булькающим звучанием стеклянной гармоники или же челесты.

· «Персонажи с длинными ушами». Крик ослов, а именно они проиллюстрированы в этой пьесе, изображают всего две скрипки, которые поочерёдно играют, то короткие взвизгивающие высокие звуки, то тянущиеся низкие ноты.

· «Кукушка в глубине леса». В пьесе мягкие красочные аккорды двух фортепиано рисуют картину приутихшего леса. На фоне лирических интонаций размеренной музыки поначалу раздаются редкие, а затем беспрерывные «кукующие» звуки. Кларнетисту в этом произведении приходиться двадцать один раз неизменно повторять только два звука.

· «Птичник». Здесь на фоне мягко тремолирующих скрипок и альта виртуозная флейта изящно имитирует весёлое пение птиц. Затем плавная мелодия и меняющие её широкие скачки, передающие грациозный щебет экзотических пернатых, сливается с фоновыми звуками фортепиано, тоже изображающими птичье чириканье. Композиция завершается восходящим пассажем по звукам хроматической гаммы.

· «Пианисты». В этой части сюиты показано как начинающие музыканты неловко и спотыкаясь, играют ученические упражнения сначала от звука «до», а затем от «ре – бемоль», «ре» и «ми – бемоль». Переход от ноты ноте прерывается аккордом, который помогает играть струнная группа. Далее задание усложняется, и пианисты отрабатывают упражнение терциями, при этом струнные исполняют в унисон однообразные четырёхзвучные восходящие подголоски.

· «Ископаемые». Остаётся загадкой, почему Сен-Санс этой композиции дал такое название. Здесь автор заставил ксилофон процитировать тему своей «Пляски смерти», а затем в музыкальный материал пьесы вставил мелодии старинных французских песенок. Мотивом каватины Розины из «Севильского цирюльника» он напомнил, что является последователем эксцентрических образных замыслов великого Россини.

· «Лебедь». Это произведение, вошедшее в золотой фонд мировой музыкальной классики, является выдающимся образцом возвышенной лирики. Светлый образ гордой и величественной птицы отображён в красивой певучей мелодии, которая проникновенно звучит в исполнении виолончели на фоне пульсирующе-покачивающего аккомпанемента фортепиано, воспроизводящего рябь на поверхности воды.

· «Финал». Заключительная пьеса, подводящая итог всему предыдущему действию. Композиция начинается с темы «Интродукции», после которой звучит бойкая танцевальная мелодия. Затем, постоянно возвращаясь как рефрен, она служит обрамлением для тем, изображающих уже знакомые персонажи: льва, кенгуру, антилоп, курочек, ослов и птичек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: