Трагическая история любви

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский жил и творил в сложную для истории России пору 60-80-х годов XIX века, когда удивительной активности и творческой результативности достигла деятельность учёных, литераторов, художников.

Сын начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода, Чайковский в детстве был далёк от музыки, однако впоследствии сумел получить признание современников и стать одним из самых известных композиторов своего времени.

Несмотря на выдающиеся способности мальчика, родные не спешили связывать его жизнь с музыкой. В 10 лет Чайковский был разлучён со своей горячо любимой матерью и отправлен в Санкт-Петербург в Императорское училище правоведения. Посещая занятия, мальчик не переставал мечтать о музыке. Вскоре его мать умерла – эта трагедия произвела глубочайший эффект на 14-летнего подростка.

Окончив училище, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в министерстве юстиции, однако через некоторое время бросил службу и посвятил все своё время освоению техники композиции и гармонии, посещая Русское музыкальное общество (впоследствии – консерваторию). Получив достаточные теоретические знания, Чайковский вскоре после окончания занятий, по приглашению музыканта Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил должность профессора в Московской консерватории. В этот же период он создал свою увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» - сочинение, имевшее большой успех у публики и благосклонно принятое московской музыкальной элитой.

 

Уильям Шекспир (26 апреля 1564 г. (крещение) - 23 апреля 1616 г.), английский поэт и драматург

Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта

Идея произведения по мотивам пьесы Шекспира появилась у Чайковского ещё в самом начале творческого пути. Он обсуждал её с русским композитором Милием Балакиревым, который поощрял эту идею и даже посылал некоторые музыкальные предложения для начала работы.

Ганс Макарт. Ромео и Джульетта

Трагическая история любви

Произведение не является зеркальным отражением сюжета Шекспира, но содержит три основных линии пьесы – мир и счастье, которое нашли двое влюблённых, когда их любовь благословил монах Лоренцо, их страсть друг к другу и вражда двух семей, Монтекки и Капулетти, которая, в конечном счёте, приведёт влюблённых к трагическому финалу. Драматический диапазон оркестра контрастирует с простыми, но вдохновенно льющимися мелодиями – темами, в которых Чайковский заключил чувства героев.

Увертюра начинается с затаённого вступления, по звучанию напоминающего хорал, предвосхищающего встречу Ромео и Джульетты с Лоренцо – единственным, кто понимает их любовь и согласен помочь им воссоединиться.

Трагический финал

И вот через этот бурный поток прорывается восхитительная тема любви, в первом спокойном мягком проведении у английского рожка и группы альтов. Чайковский не даёт слушателю полностью насладиться этим звучанием, оставляя ощущение скрытой опасности и словно намекая, что влюблённым никогда не найти истинное счастье. Теперь мы слышим взволнованную тему, наполненную щемящей тоской, а затем она вырастает во вдохновлённую, исполненную блаженства и любви прекрасную мелодию, подхваченную целым оркестром. Вновь тему прерывают тревожные звуки, мощное крещендо доходит до своей кульминации, и затем всё смолкает. Вдруг из тишины доносятся удары литавр, словно тяжёлая поступь похоронного шага. Теперь тема любви звучит остро и искажённо. Когда она стихает, мы слышим хорал из вступления увертюры, казалось бы, всё кончено. Но звучание оркестра всё разрастается, нежная светлая мелодия звучит у струнных и увертюру венчают мощные, ликующие аккорды, словно утверждающие бессмертную любовь двух героев...

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: