Тема 1. Введение в психологический практикум.
Цель – Предмет и задачи психологического практикума. Место психологического практикума в системе отраслей психологической науки.
Вопросы для обсуждения:
Ø Предмет и задачи психологического практикума.
Ø Своеобразие психологического исследования. Понятие факта.
Ø Классификация методов в психологии.
Ø Составление отчета об исследовании.
Ø Этические нормы.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Приготовьте доклад по любому из вопросов для обсуждения.
Тема 2. Изучение познавательных процессов.
Цель – Изучение особенностей ощущения, восприятия и внимания.
Изучение свойств и качеств наблюдательности и внимания.
Вопросы для обсуждения:
Ø Пороги ощущения и их измерение. Методы измерения чувствительности анализаторов. Влияние прошлого опыта на ощущение и восприятие.
· Время реакции.
· Методы определения порогов чувствительности.
|
|
· Эксперимент по оценке глазомера.
Ø Метод наблюдения. Эксперимент с методом наблюдения в естественных условиях. Достоинства, недостатки, типичные случаи применения.
· Ошибки наблюдения.
· Процессы наблюдения. Категоризация. Виды метода наблюдения.
· Исследование поведения студентов на территории университета методом наблюдения в естественных условиях.
· Изучение особенностей восприятия времени, пространства.
· Эксперимент по оценке отрезков времени. Целостный характер восприятия. Двойственность восприятия. Иллюзии в восприятии: контраста, светотени, перспективы. Роль установки и условий преодоления иллюзий.
Ø Внимание и наблюдательность.
· Определение качеств внимания (объема, устойчивости, концентрации, переключения, распределения и др.) на словесном и цифровом стимульном материале.
· Корректурная проба Бурдона.
· Красно-черные таблицы.
· Таблицы Шульте.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте отчеты:
· Эксперимент по оценке глазомера.
· Эксперимент по оценке отрезков времени.
· Корректурная проба Бурдона.
· Красно-черные таблицы.
· Таблицы Шульте.
Тема 3. Изучение основных свойств и качеств памяти.
Цель – Память и ее виды. Произвольное и непроизвольное запоминание. Память на чувства, переживания. Память на образы. Качественные и количественные критерии запоминания. Особенности выявления кратковременной и долговременной зрительной памяти. Механическая и словесно логическая память. Роль мнемоники в запоминании.
|
|
Вопросы для обсуждения:
Ø Память и ее виды.
Ø Произвольное и непроизвольное запоминание.
Ø Память на чувства, переживания.
Ø Память на образы.
Ø Качественные и количественные критерии запоминания.
Ø Особенности выявления кратковременной и долговременной зрительной памяти.
Ø Механическая и словесно логическая память.
Ø Роль мнемоники в запоминании.
· Пиктограммы.
· Методика опосредованного запоминания.
· Оценка объема кратковременной памяти по методу Джекобса
Ø Образная память.
Ø Оценка яркости представлений отдельных сенсорных каналов.
Ø Методы исследования мнемического процесса сохранения запоминаемого. Коэффициент узнавания (по А.Н. Леонтьеву).
Ø Выявление объема запоминания, длительности сохранения, точности воспроизведения.
Ø Зависимость запоминания от установки субъекта.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования. Составьте отчеты:
· Оценка объема кратковременной памяти по методу Джекобса.
· Оценка яркости представлений отдельных сенсорных каналов.
· Методы исследования мнемического процесса сохранения запоминаемого. Коэффициент узнавания (по А.Н. Леонтьеву).
· Выявление объема запоминания, длительности сохранения, точности воспроизведения.
Тема 4. Изучение основных свойств и качеств мышления.
Цель – Сущность мышления. Особенности выявления связей и зависимостей между процессами и явлениями. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация и др. Шаблонность мышления и ее выявление.
Вопросы для обсуждения:
Ø Сущность мышления. Особенности выявления связей и зависимостей между процессами и явлениями. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация и др. Шаблонность мышления и ее выявление.
· Тест идей Шмидта.
· Тест сравнение понятий.
· Тест возрастающей трудности Равенна.
Ø Методы выявления особенностей мышления.
Методики:
· «Количественные отношения»,
· «Закономерности числового ряда»,
· «Компасы»,
· «Часы»,
· «Сложные аналогии»,
· «Выделение существенных признаков,
· «Исключение лишних слов»,
· внушенный ответ,
· логические задачи.
Ø Решение задач на практически-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление.
Ø Психологические причины шаблонности мышления при решении мыслительных задач.
· Задачи на стереотипность мышления.
· Задачи на комбинаторное мышление.
Ø Выявление способности логически мыслить. Простые аналогии. Сложные аналогии.
Ø Творческие задачи и загадки.
Ø Упражнение на развитие логического мышления.
Ø Групповое мышление. Метод Осборна.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования. Составьте отчеты:
Ø Тест идей Шмидта.
Ø Тест сравнение понятий.
Ø Тест возрастающей трудности Равенна.
Ø «Количественные отношения»,
Ø «Закономерности числового ряда»,
Ø «Компасы»,
Ø «Часы»,
Ø «Сложные аналогии»,
Ø «Выделение существенных признаков,
Ø «Исключение лишних слов».
Ø Выявление способности логически мыслить. Простые аналогии. Сложные аналогии.
Ø Групповое мышление. Метод Осборна.
Тема 5. Изучение интеллектуальных особенностей человека.
Цель – Понятие интеллекта в отечественной и зарубежной психологической науке. Предназначение прогрессивных матриц Равенна. Предназначение прогрессивных матриц Равенна. Тест CFIT, особенности его использования.
|
|
Вопросы для обсуждения:
Изучение интеллекта.
Ø Тесты изучения интеллекта Бине-Симона.
Ø Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Ø Тесты когнитивных стилей.
Ø Исследование полезависимости-поленезависимости (тест Готтшальдта).
Ø Тест Кагана.
Ø Методика исследования интеллекта Векслера. Предназначение методики Векслера.
Ø Шкалы Векслера.
Ø Вербальная и невербальная шкалы.
Ø Методика исследования интеллекта Векслера. Предназначение методики Векслера.
Ø Шкалы Векслера.
Ø Вербальная и невербальная шкалы.
Ø Школьный тест умственного развития
Ø Краткий Ориентировочный Тест – адаптированный вариант теста обучаемости Вандерлика.
Ø Диагностика критических точек интеллекта (по Анастази).
Ø Особенности построения блоков тестов методики Г.Дж. Айзенка на установление коэффициента интеллекта
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования. Составьте отчеты:
· Тесты изучения интеллекта Бине-Симона.
· Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
· Тесты когнитивных стилей.
· Исследование полезависимости-поленезависимости (тест Готтшальдта).
· Тест Кагана.
· Методика исследования интеллекта Векслера.
· Школьный тест умственного развития
· Краткий Ориентировочный Тест – адаптированный вариант теста обучаемости Вандерлика.
· Диагностика критических точек интеллекта (по Анастази).
· Особенности построения блоков тестов методики Г.Дж. Айзенка на установление коэффициента интеллекта.
Тема 6. Интеллектуальные тесты конкурсного отбора.
Цель – Изучение интеллектуальных тестов конкурсного отбора.
Вопросы для обсуждения:
Ø Понятие креативности.
Ø Подход Гилфорда к пониманию творчества, его кубическая модель структуры интеллекта.
|
|
Ø Качества творческого мышления.
Ø Параметры творческой одаренности и творческой продуктивности. Показатели уровня креативности.
· Аналитический тест интеллекта Мейли.
· Тест креативности Торранса.
· Тест вербальной креативности (RAT) Медника.
· Тесты ШТУР, КОТ.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте заключение по предложенным тестам.
Тема 7. Изучение психических состояний человека.
Цель – Основные методы изучения психических состояний человека.
Выявление агрессивности личности.
Определение уровня тревожности и стрессоустойчивости личности..
Вопросы для обсуждения:
Ø Сущность психических состояний и особенности их проявления.
Ø Структура психических состояний.
Ø Психические состояния как различная форма активности, напряженности, переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности. Агрессивные проявления психических состояний.
Ø Многообразие методов изучения психических состояний.
Ø Выявление влияния психических состояний на деятельность и поведение человека.
Ø Внешние и внутренние проявления психических состояний.
Ø Объективные и субъективные методы изучения психических состояний человека:
· Метод запоминания и воспроизведения 10 нейтральных и 10 эмоциональных слов.
· Тест Хомской.
· Метод свободных ассоциаций на эмоциональные и нейтральные слова.
· Семантический дифференциал.
· Цветовой тест Люшера.
· Распознавание эмоций по выражению лица.
Ø Выявление агрессивности личности.
Ø Качественная и количественная характеристики агрессивности.
Ø Содержательно направленная сторона агрессивности.
Ø Мотивационная агрессия, как самоценность.
Ø Инструментальная агрессия, как средство.
Ø Методы выявления агрессивности: метод наблюдения, опросники и тесты.
Ø Тест оценки фобий.
Ø Теоретическая концепция, лежащая в основе методики Басса-Дарки. Психологическая сущность методики выявления показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого). Понятие норм агрессивности и враждебности. Особенности обработки и интерпретации результатов изучения проявлений различных видов агрессивных и враждебных реакций.
Ø Самооценка агрессивности.
· Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенк.
· Тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера.
Ø Психологическая сущность тревоги.
Ø Источники возникновения тревоги: в сфере физиологии, в психической сфере.
Ø Основные реакции тревоги: адаптивные, дезадаптивные, оптимальный уровень тревоги, высокий уровень тревоги.
Ø Методы выявления тревожности: наблюдение, тесты-опросники, шкалы самооценки и пр.
· Тест «Знаете ли Вы себя?».
· Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
· Выявление уровня тревожности у подростков. «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша.
· Шкала тревожности Дж. Тейлора.
· Тест «Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертности» Д. Моудсли».
Ø Стрессоустойчивость личности и методы выявления. «Шкала социальной адаптации. (Накопленный стресс)».
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.
Тема 8. Изучение мотивационной сферы личности.
Цель – Изучение мотивационной стратегии личности, причин, объясняющих поведение человека.
Вопросы для обсуждения:
Ø Понятие «локус контроля». Выявление уровня субъективного контроля.
· Опросник уровня субъективного контроля (УСК Дж. Роттера).
· Тест-отшосник СЛК С.Р. Пантелеева и В.В. Столина.
· Методика: «Конструктивность мотивации» («КМ»).
· Опросник Мехрабиана (ориентация на успех избегание).
· Тест незаконченные предложений.
· Методика карта интересов.
· Методика ценностные ориентации М.Рокича.
Ø Профессиональная ориентация.
· Тест профессиональной ориентации "Карта интересов". Теоретическая концепция методики.
· Методика ДДО Е.А. Климова. Сущность методики и процедура обследования. Особенности обработки и интерпретации результатов обследования.
· Тест "Ориентировочная анкета" или ценностные ориентации личности (ЦОЛ) В. Смекалы и М. Кучера. Обработка результатов. Интерпретация: количественная, качественная.
· Методика Д. Голланда. Сущность методики совместимости личности с той или иной профессиональной средой. Процедура обследования. Обработка результатов. Интерпретация результатов обследования.
· Методика Л.А. Йовайши. Сущность методики. Нормативные данные для возрастных групп. Процедура обследования. Особенности предъявления результатов обследования. Интерпретация результатов обследования.
· Тест «Мотивы выбора профессии». Предназначение методики и ее сущность. Процедура обследования. Обработка и интерпретация результатов обследования. Определение степени выраженности показателей. Иерархия мотивов.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.
Тема 9. Изучение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и темперамента
Цель – Изучение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и темперамента.
Вопросы для обсуждения:
Ø Соотношение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и темперамента.
Ø Понятие силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
· Методика «Тип Высшей Нервной Деятельности». (Типолог). Теоретическая концепция, лежащая в основе методики. Процедура обследования. Художественный и мыслительный типы. Обработка и интерпретация результатов обследования.
· Теппинг тест.
· Тест оценки пластичности-ригидности.
Ø Доминирующий инстинкт.
· Опросник Яна Стреляу (адаптация Н.Р. Даниловай и Ф.Г. Шмелева). Сущность теста-опросника. Особенности выявления силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Процедура опроса и подсчета тестовых баллов. Понятие тестовых норм и стандартных отклонений.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.
Тема 10. Изучение черт и качеств характера.
Цель – Характер и особенности его изучении. Выявление акцентуации. Стратегия поведения человека в конфликте Томаса-Кильменна.
Вопросы для обсуждения:
Ø Характер.
Ø Механизмы психологической защиты.
Ø Реакция на фрустрации.
· Методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга.
· Метод оценки механизмов защиты Келлермана-Плутчика.
· Теоретическая концепция, лежащая в основе методики Кейрси.
Ø Понятие – акцентуация характера.
Ø Проявление характера в деятельности и поведении человека.
Ø Методы изучения характера.
· Тест ДМО Тимоти Лири. 16 вариантов межличностного взаимодействия. Типы интерперсонального поведения. Факторы: доминирование-подчинение, доброжелательность-агрессивность. Особенности процедуры обследования. Количественный анализ результатов. Интерпретация результатов.
· Методика аутоидентификации акцентуации характера Э.Д. Эйдемиллера. Стратегия поведения человека в конфликтных ситуациях К.Томаса.
· Характерологические параметры, выявляемые тестами-опросниками Г. Шмишека и К. Леонгарда. Особенности методики выявления черт и качеств характера человека. Количественная и качественная обработка результатов обследования. Графическое отображение результатов обследования.
Ø Стратегии поведения в конфликте К.У. Томаса и Р.Х. Kилменна.
Ø Мера, в которой стараются удовлетворить интересы другой стороны (кооперация). Мера, в которой стараются удовлетворить собственные интересы. Основные характеристики стратегий в конфликтных ситуациях: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество.
Ø Индивидуальные и совместные действия. Активные и пассивные действия. Определение стилей разрешения конфликтов. Интерпретация результатов. Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется тот или иной стиль разрешения конфликтов.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.
Тема 11. Дополнительные методы исследования.
Цель – Социометрия группы. Опросы и анкеты. Пилотажные исследования. Беседа и интервью. Исследование документов и текстов. Библиографический метод. Тренинги.
Вопросы для обсуждения:
Ø Рисуночные проективные тесты. Тест «Автопортрет», тест «несуществующее животное», тест «Дом, дерево, человек».
Ø Проективные тесты. Тест Роршарха. Тест руки. Тат.
Ø Интерактивные методы в психологии. Тренинги.Сценарии тренингов.Разработка сценария тренинга.Типичные затруднения в тренинге. Основные правила работы в тренинге.
Ø Отношения в группе. Социотипы личности.
· Социометрия группы.
· Метод Дж. Морено.
Ø Невербальное поведение: описание признаки и их значение.
· Экспресс диагностика личности по внешним признакам.
Ø Пилотажные исследования.
· Исследования документов и текстов.
Ø Исследование личности библиографическим методом.
Ø Экспериментальные планы.
Ø Межгрупповые эксперименты.
· Внутригрупповые эксперименты.
· Попарный отбор.
· Эксперименты с одной переменной.
· Факторные планы.
· Сходящиеся серии экспериментов.
Ø Квазиэксперименты.
Ø Оценка качества жизни.
Ø Сообщение о результатах исследования.
Ø Общение с участниками эксперимента после исследования.
Ø Обсуждение этических норм обратной связи.
Ø Формы представления результатов исследования.
Задания студентам:
Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.
Задания для самостоятельного письменного выполнения.
Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.