Общий психологический практикум

Тема 1. Введение в психологический практикум.

Цель – Предмет и задачи психологического практикума. Место психологического практикума в системе отраслей психологической науки.

Вопросы для обсуждения:

Ø Предмет и задачи психологического практикума.

Ø Своеобразие психологического исследования. Понятие факта.

Ø Классификация методов в психологии.

Ø Составление отчета об исследовании.

Ø Этические нормы.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Приготовьте доклад по любому из вопросов для обсуждения.

 

Тема 2. Изучение познавательных процессов.

Цель – Изучение особенностей ощущения, восприятия и внимания.

Изучение свойств и качеств наблюдательности и внимания.

Вопросы для обсуждения:

Ø Пороги ощущения и их измерение. Методы измерения чувствительности анализаторов. Влияние прошлого опыта на ощущение и восприятие.

· Время реакции.

· Методы определения порогов чувствительности.

· Эксперимент по оценке глазомера.

Ø Метод наблюдения. Эксперимент с методом наблюдения в естественных условиях. Достоинства, недостатки, типичные случаи применения.

· Ошибки наблюдения.

· Процессы наблюдения. Категоризация. Виды метода наблюдения.

· Исследование поведения студентов на территории университета методом наблюдения в естественных условиях.

· Изучение особенностей восприятия времени, пространства.

· Эксперимент по оценке отрезков времени. Целостный характер восприятия. Двойственность восприятия. Иллюзии в восприятии: контраста, светотени, перспективы. Роль установки и условий преодоления иллюзий.

Ø Внимание и наблюдательность.

· Определение качеств внимания (объема, устойчивости, концентрации, переключения, распределения и др.) на словесном и цифровом стимульном материале.

· Корректурная проба Бурдона.

· Красно-черные таблицы.

· Таблицы Шульте.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте отчеты:

· Эксперимент по оценке глазомера.

· Эксперимент по оценке отрезков времени.

· Корректурная проба Бурдона.

· Красно-черные таблицы.

· Таблицы Шульте.

 

Тема 3. Изучение основных свойств и качеств памяти.

Цель – Память и ее виды. Произвольное и непроизвольное запоминание. Память на чувства, переживания. Память на образы. Качественные и количественные критерии запоминания. Особенности выявления кратковременной и долговременной зрительной памяти. Механическая и словесно логическая память. Роль мнемоники в запоминании.

Вопросы для обсуждения:

Ø Память и ее виды.

Ø Произвольное и непроизвольное запоминание.

Ø Память на чувства, переживания.

Ø Память на образы.

Ø Качественные и количественные критерии запоминания.

Ø Особенности выявления кратковременной и долговременной зрительной памяти.

Ø Механическая и словесно логическая память.

Ø Роль мнемоники в запоминании.

· Пиктограммы.

· Методика опосредованного запоминания.

· Оценка объема кратковременной памяти по методу Джекобса

Ø Образная память.

Ø Оценка яркости представлений отдельных сенсорных каналов.

Ø Методы исследования мнемического процесса сохранения запоминаемого. Коэффициент узнавания (по А.Н. Леонтьеву).

Ø Выявление объема запоминания, длительности сохранения, точности воспроизведения.

Ø Зависимость запоминания от установки субъекта.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования. Составьте отчеты:

· Оценка объема кратковременной памяти по методу Джекобса.

· Оценка яркости представлений отдельных сенсорных каналов.

· Методы исследования мнемического процесса сохранения запоминаемого. Коэффициент узнавания (по А.Н. Леонтьеву).

· Выявление объема запоминания, длительности сохранения, точности воспроизведения.

 

Тема 4. Изучение основных свойств и качеств мышления.

Цель – Сущность мышления. Особенности выявления связей и зависимостей между процессами и явлениями. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация и др. Шаблонность мышления и ее выявление.

Вопросы для обсуждения:

Ø Сущность мышления. Особенности выявления связей и зависимостей между процессами и явлениями. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация и др. Шаблонность мышления и ее выявление.

· Тест идей Шмидта.

· Тест сравнение понятий.

· Тест возрастающей трудности Равенна.

Ø Методы выявления особенностей мышления.

 Методики:

· «Количественные отношения»,

· «Закономерности числового ряда»,

· «Компасы»,

· «Часы»,

· «Сложные аналогии»,

· «Выделение существенных признаков,

· «Исключение лишних слов»,

· внушенный ответ,

· логические задачи.

Ø Решение задач на практически-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление.

Ø Психологические причины шаблонности мышления при решении мыслительных задач.

· Задачи на стереотипность мышления.

· Задачи на комбинаторное мышление.

Ø Выявление способности логически мыслить. Простые аналогии. Сложные аналогии.

Ø Творческие задачи и загадки.

Ø Упражнение на развитие логического мышления.

Ø Групповое мышление. Метод Осборна.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования. Составьте отчеты:

Ø Тест идей Шмидта.

Ø Тест сравнение понятий.

Ø Тест возрастающей трудности Равенна.

Ø «Количественные отношения»,

Ø «Закономерности числового ряда»,

Ø «Компасы»,

Ø «Часы»,

Ø «Сложные аналогии»,

Ø «Выделение существенных признаков,

Ø «Исключение лишних слов».

Ø Выявление способности логически мыслить. Простые аналогии. Сложные аналогии.

Ø Групповое мышление. Метод Осборна.

 

 

Тема 5. Изучение интеллектуальных особенностей человека.

Цель – Понятие интеллекта в отечественной и зарубежной психологической науке. Предназначение прогрессивных матриц Равенна. Предназначение прогрессивных матриц Равенна. Тест CFIT, особенности его использования.

Вопросы для обсуждения:

Изучение интеллекта.

Ø Тесты изучения интеллекта Бине-Симона.

Ø Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Ø Тесты когнитивных стилей.

Ø Исследование полезависимости-поленезависимости (тест Готтшальдта).

Ø Тест Кагана.

Ø Методика исследования интеллекта Векслера. Предназначение методики Векслера.

Ø Шкалы Векслера.

Ø Вербальная и невербальная шкалы.

Ø Методика исследования интеллекта Векслера. Предназначение методики Векслера.

Ø Шкалы Векслера.

Ø Вербальная и невербальная шкалы.

Ø Школьный тест умственного развития

Ø Краткий Ориентировочный Тест – адаптированный вариант теста обучаемости Вандерлика.

Ø Диагностика критических точек интеллекта (по Анастази).

Ø Особенности построения блоков тестов методики Г.Дж. Айзенка на установление коэффициента интеллекта

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования. Составьте отчеты:

· Тесты изучения интеллекта Бине-Симона.

· Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

· Тесты когнитивных стилей.

· Исследование полезависимости-поленезависимости (тест Готтшальдта).

· Тест Кагана.

· Методика исследования интеллекта Векслера.

· Школьный тест умственного развития

· Краткий Ориентировочный Тест – адаптированный вариант теста обучаемости Вандерлика.

· Диагностика критических точек интеллекта (по Анастази).

· Особенности построения блоков тестов методики Г.Дж. Айзенка на установление коэффициента интеллекта.

 

Тема 6. Интеллектуальные тесты конкурсного отбора.

Цель – Изучение интеллектуальных тестов конкурсного отбора.

Вопросы для обсуждения:

Ø Понятие креативности.

Ø Подход Гилфорда к пониманию творчества, его кубическая модель структуры интеллекта.

Ø Качества творческого мышления.

Ø Параметры творческой одаренности и творческой продуктивности. Показатели уровня креативности.

· Аналитический тест интеллекта Мейли.

· Тест креативности Торранса.

· Тест вербальной креативности (RAT) Медника.

· Тесты ШТУР, КОТ.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте заключение по предложенным тестам.

 

Тема 7. Изучение психических состояний человека.

Цель – Основные методы изучения психических состояний человека.

Выявление агрессивности личности.

Определение уровня тревожности и стрессоустойчивости личности..

Вопросы для обсуждения:

Ø Сущность психических состояний и особенности их проявления.

Ø Структура психических состояний.

Ø Психические состояния как различная форма активности, напряженности, переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности. Агрессивные проявления психических состояний.

Ø Многообразие методов изучения психических состояний.

Ø Выявление влияния психических состояний на деятельность и поведение человека.

Ø Внешние и внутренние проявления психических состояний.

Ø Объективные и субъективные методы изучения психических состояний человека:

· Метод запоминания и воспроизведения 10 нейтральных и 10 эмоциональных слов.

· Тест Хомской.

· Метод свободных ассоциаций на эмоциональные и нейтральные слова.

· Семантический дифференциал.

· Цветовой тест Люшера.

· Распознавание эмоций по выражению лица.

Ø Выявление агрессивности личности.

Ø Качественная и количес­твенная характеристики агрессивности.

Ø Содержательно направленная сторона агрессивности.

Ø Мотивационная агрессия, как самоценность.

Ø Инструментальная агрессия, как средство.

Ø Методы выявления агрессивности: метод наблюдения, опросники и тесты.

Ø Тест оценки фобий.

Ø Теоретическая концепция, лежащая в основе методики Басса-Дарки. Психологическая сущность методики выявления показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого). Понятие норм агрессивности и враждебности. Особенности обработки и интерпретации результатов изучения проявлений различных видов агрессивных и враждебных реакций.

Ø Самооценка агрессивности.

· Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенк.

· Тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера.

Ø Психологическая сущность тревоги.

Ø  Источники возникновения тревоги: в сфере физиологии, в психической сфере.

Ø Основные реакции тревоги: адаптивные, дезадаптивные, оптимальный уровень тревоги, высокий уровень тревоги.

Ø Методы выявления тревожности: наблюдение, тесты-опросники, шкалы самооценки и пр.

· Тест «Знаете ли Вы себя?».

· Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

· Выявление уровня тревожности у подростков. «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша.

· Шкала тревожности Дж. Тейлора.

· Тест «Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертности» Д. Моудсли».

Ø Стрессоустойчивость личности и методы выявления. «Шкала социальной адаптации. (Накопленный стресс)».

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.

 

Тема 8. Изучение мотивационной сферы личности.

Цель – Изучение мотивационной стратегии личности, причин, объясняющих поведение человека.

Вопросы для обсуждения:

Ø Понятие «локус контроля». Выявление уровня субъективного контроля.

· Опросник уровня субъективного контроля (УСК Дж. Роттера).

· Тест-отшосник СЛК С.Р. Пантелеева и В.В. Столина.

· Методика: «Конструктивность мотивации» («КМ»).

· Опросник Мехрабиана (ориентация на успех избегание).

· Тест незаконченные предложений.

· Методика карта интересов.

· Методика ценностные ориентации М.Рокича.

Ø Профессиональная ориентация.

· Тест профессиональной ориентации "Карта интересов". Теоретическая концепция методики.

· Методика ДДО Е.А. Климова. Сущность методики и процедура обследования. Особенности обработки и интерпретации результатов обследования.

· Тест "Ориентировочная анкета" или ценностные ориентации личности (ЦОЛ) В. Смекалы и М. Кучера. Обработка результатов. Интерпретация: количественная, качественная.

· Методика Д. Голланда. Сущность методики совместимости личности с той или иной профессиональной средой. Процедура обследования. Обработка результатов. Интерпретация результатов обследования.

· Методика Л.А. Йовайши. Сущность методики. Нормативные данные для возрастных групп. Процедура обследования. Особенности предъявления результатов обследования. Интерпретация результатов обследования.

· Тест «Мотивы выбора профессии». Предназначение методики и ее сущность. Процедура обследования. Обработка и интерпретация результатов обследования. Определение степени выраженности показателей. Иерархия мотивов.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.

 

Тема 9. Изучение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и темперамента

Цель – Изучение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и темперамента.

Вопросы для обсуждения:

Ø Соотношение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и темперамента.

Ø Понятие силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

· Методика «Тип Высшей Нервной Деятельности». (Типолог). Теоретическая концепция, лежащая в основе методики. Процедура обследования. Художественный и мыслительный типы. Обработка и интерпретация результатов обследования.

· Теппинг тест.

· Тест оценки пластичности-ригидности.

Ø Доминирующий инстинкт.

· Опросник Яна Стреляу (адаптация Н.Р. Даниловай и Ф.Г. Шмелева). Сущность теста-опросника. Особенности выявления силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Процедура опроса и подсчета тестовых баллов. Понятие тестовых норм и стандартных отклонений.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.

 

Тема 10. Изучение черт и качеств характера.

Цель – Характер и особенности его изучении. Выявление акцентуации. Стратегия поведения человека в конфликте Томаса-Кильменна.

Вопросы для обсуждения:

Ø Характер.

Ø  Механизмы психологической защиты.

Ø Реакция на фрустрации.

· Методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга.

· Метод оценки механизмов защиты Келлермана-Плутчика.

· Теоретическая концепция, лежащая в основе методики Кейрси.

Ø Понятие – акцентуация характера.

Ø Проявление характера в деятельности и поведении человека.

Ø Методы изучения характера.

· Тест ДМО Тимоти Лири. 16 вариантов межличностного взаимодействия. Типы интерперсонального поведения. Факторы: доминирование-подчинение, доброжелательность-агрессивность. Особенности процедуры обследования. Количественный анализ результатов. Интерпретация результатов.

· Методика аутоидентификации акцентуации характера Э.Д. Эйдемиллера. Стратегия поведения человека в конфликтных ситуациях К.Томаса.

· Характерологические параметры, выявляемые тестами-опросниками Г. Шмишека и К. Леонгарда. Особенности методики выявления черт и качеств характера человека. Количественная и качественная обработка результатов обследования. Графическое отображение результатов обследования.

Ø Стратегии поведения в конфликте К.У. Томаса и Р.Х. Kилменна.

Ø Мера, в которой стараются удовлетворить интересы другой стороны (кооперация). Мера, в которой стараются удовлетворить собственные интересы. Основные характеристики стратегий в конфликтных ситу­ациях: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество.

Ø Индивидуальные и совместные действия. Активные и пассивные действия. Определение стилей разрешения конфликтов. Интерпретация результатов. Наиболее характерные ситуации, в которых рекомен­дуется тот или иной стиль разрешения конфликтов.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.

Тема 11. Дополнительные методы исследования.

  Цель – Социометрия группы. Опросы и анкеты. Пилотажные исследования. Беседа и интервью. Исследование документов и текстов. Библиографический метод. Тренинги.

Вопросы для обсуждения:

Ø Рисуночные проективные тесты. Тест «Автопортрет», тест «несуществующее животное», тест «Дом, дерево, человек».

Ø Проективные тесты. Тест Роршарха. Тест руки. Тат.

Ø Интерактивные методы в психологии. Тренинги.Сценарии тренингов.Разработка сценария тренинга.Типичные затруднения в тренинге. Основные правила работы в тренинге.

Ø Отношения в группе. Социотипы личности.

· Социометрия группы.

· Метод Дж. Морено.

Ø Невербальное поведение: описание признаки и их значение.

· Экспресс диагностика личности по внешним признакам.

Ø Пилотажные исследования.

· Исследования документов и текстов.

Ø Исследование личности библиографическим методом.

Ø Экспериментальные планы.

Ø Межгрупповые эксперименты.

· Внутригрупповые эксперименты.

· Попарный отбор.

· Эксперименты с одной переменной.

· Факторные планы.

· Сходящиеся серии экспериментов.

Ø Квазиэксперименты.

Ø Оценка качества жизни.

Ø Сообщение о результатах исследования.

Ø Общение с участниками эксперимента после исследования.

Ø Обсуждение этических норм обратной связи.

Ø Формы представления результатов исследования.

Задания студентам:

Ø Изучите темы, предложенные в вопросах для обсуждения.

Задания для самостоятельного письменного выполнения.

Ø Проведите психологические исследования, составьте психологическое заключение по тестам, предложенным в вопросах для обсуждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: