Конспект занятия объединения «АгроСтарт»
Тема: Удобрение и их классификация
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель: формирование знаний об удобрениях и их правильном применении.
Задачи:
образовательная: раскрыть понятия «удобрение»; познакомить с классификацией загрязнений удобрений; сформировать знания о влиянии удобрений на естественные почвообразования;
воспитательная: раскрыть роль и место экологического образования и экологического воспитания в общей системе образования специалиста ландшафтного дизайна.
развивающая: развить логическое мышление, установить причинно-следственные связи.
Материально-техническая база: иллюстрации, схемы, таблицы.
Структура урока:
1. Организационный момент 10 мин
2. Сообщение новых знаний 40 мин
Питание – это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития. Почва является основным источником обеспечения с/х культур питательными веществами. Запасы питательных веществ во много раз превышают потребность в них растений. Однако большая их часть представлена недоступными для растений соединениями. Валовое содержание питательных веществ в пахотном слое различных почв неодинаково.
|
|
Удобрения – это неорганические и органические вещества, применяемые в с/х и рыболовстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. Растения своей корневой системой поглощают из почвенных растворов и затем усваивают необходимые ему питательные вещества. Для всех растений абсолютно необходимы 13 элементов, которые принимают участие в обмене веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо, марганец, медь, цинк, молибден, бор, хлор. При полном отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Азот, фосфор, калий, кальций, сера и магний содержаться в растениях в значительных количествах и называются макроэлементами, остальные в ничтожных количествах и называются микроэлементами, но и они очень важны для растения. Удобрения можно классифицировать по разным основаниям: по происхождению, по способу добычи, по содержанию питательных элементов.
Система удобрения — научно обоснованное применение удобрений и мелиорантов в севообороте, учитывающее биологические потребности культур при фактическом плодородии почвы и возможности агропредприятия, для получения максимальных урожаев с высоким качеством и одновременным регулированием окультуренности почв в конкретных природно-климатических условиях.
|
|
Цель системы удобрения — ежегодное обеспечение максимально возможной агрономической и экономической эффективности при условии минимизации негативного воздействия на окружающую среду при имеющихся природно-экономических ресурсах предприятия.
Задачи системы удобрения в агроценозе (хозяйстве) заключаются в:
- повышении продуктивности возделываемых культур и улучшении качества продукции с ростом удобренности посевов до оптимальных уровней;
- устранении различий в плодородии отдельных полей каждого севооборота при любой обеспеченности удобрениями и (или) повышение плодородия почв полей до оптимального уровня;
- повышении отдачи от единицы внесенных удобрений прибавками урожаев культур, то есть повышение экономической эффективности удобрений при любой обеспеченности ими;
- получении сертифицируемой продукции культур при постоянном контроле за изменением агрохимических показателей плодородия почв;
- повышении производительности труда, организационно-хозяйственной и управленческой деятельности;
- постоянном соблюдении требований охраны окружающей среды и санитарно-гигиенического законодательства.
Степень достижения цели и задач изменяется от биологических особенностей культур, почвенно-климатических и агротехнических условий, количества и качества применяемых удобрений.
В систему удобрения в хозяйстве входят:
- наличие складов для хранения минеральных удобрений с возможностью механизации технологических операций;
- накопление и хранение органических удобрений;
- организация транспортных средств для перевозки удобрений;
- наличие комплекса машин по внесению минеральных и органических удобрений;
- приемы химической мелиорации кислых и солонцовых почв.
Задачами системы удобрения в хозяйстве являются:
- получение высоких и стабильных урожаев с хорошим качеством продукции;
- воспроизводство плодородия почв;
- реализация экологических функций удобрений в агроценозе;
- повышение экономической эффективности удобрений и производительности труда;
- снижение себестоимости продукции растениеводства;
- получение максимальной прибыли.
Система удобрения представляет собой плановую организация комплекса мероприятий, связанных с применением удобрений.
Удобрения — вещества, применяемые для улучшения питания растений, свойств почвы, повышения урожаев.
Их эффект обусловлен тем, что данные вещества предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических компонентов, необходимых для их нормального роста и развития.
Причины по которым необходимо начать работы по внесению удобрений:
· Неблагоприятные факторы среды;
· Почвенное истощение;
· Постоянное уплотнение почв;
· Накопление токсических веществ;
· Перегрев почвы, растений (наличие построек, рядом с растительными объектами);
· Плохая или медленная динамика растений: плохой рост растений, отсутствие завязей);
· Дополнительная корректировка растений (обрезка).
Выбор удобрений может зависеть от сезона года, типа почвы, климатических условий, вида произрастающих растений, вида работ (подготовка цветника, клумбы, газона и прочее).
Классификация удобрений
Удобрения можно классифицировать по следующим признакам:
· по происхождению (минеральные и органические);
· по агрегатному состоянию (жидкие, полужидкие, твёрдые);
· по растворимости(водорастворимые, полу растворимые, труднорастворимые);
· по способу действия (прямого и косвенного);
· по способу их внесения в почву: основное, припосевное, подкормочное, внутрипочвенное, поверхностное.
Минеральные удобрения вносятся для пополнения запаса питательных веществ в почве, таких как фосфор (P), калий (К), азот (N). Если эти удобрения вносятся отдельно, их называют простыми (аммиачная селитра (N), суперфосфат (P), хлористый калий (K)).
|
|
При внесении могут использоваться смеси удобрений, но это значительно усложняет подготовку к внесению и ухудшает качество их распределения по полю. Поэтому широкое распространение получили сложные удобрения (нитрофоски (фосфор, азот и калий) и аммофос (фосфор и азот)).
Микроудобрения (удобрения содержащие бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.). При использовании микроудобрений большое значение имеет точное установление доз, так как не только недостаток, но и их избыток вреден для растений. Правильное применение микроудобрений предохраняет растения от некоторых заболеваний (пробковая пятнистость яблок, розеточная болезнь и др.), влияет на их рост и развитие, на завязывание плодов (усиливает процессы оплодотворения, плодообразования), урожайность и качество плодов.
В качестве микроудобрений используют чистые химические соли. Кроме того, промышленность выпускает простые и комплексные удобрения, включающие ряд отдельных микроэлементов: суперфосфат с бором, марганцем; аммофос с цинком и др.
В практике растениеводства давно установлена возможность введения в растения ряда элементов минерального питания непосредственно через листья. Такое некорневое питание действует быстрее, чем соответственное удобрение, внесенное в почву, хотя и менее продолжительно. Лучшим способом снабжения плодовых деревьев микроэлементами является опрыскивание их растворами соответствующих солей. Такое опрыскивание лучше всего проводить вечером, в пасмурную погоду, чтобы раствор не высох до того, как впитается листьями.
Наиболее распространённые виды органических удобрений — биогумус, перегной, торф, навоз, птичий помёт, компост, сапропель, комплексные органические удобрения.
Кроме того, выделяют такие категории, как:
· органо-минеральные удобрения
· микроудобрения
· бактериальные удобрения
· удобрения длительного действия.
· почвообразующие (гумусообразующие)
|
|
Удобрения, получаемые непосредственно в хозяйствах, называются местными (навоз, компост, торф, зола), на химических предприятиях — промышленными.
1. Закрепление изученного материала (15 мин.)
Дать определение терминам: удобрение, виды удобрений.
Ответить на вопросы: К каким видам относятся удобрения: навоз, азотные удобрения, биогумус, микроудобрения?
В чем состоят особенности выбора удобрений для подкормки растений?
1. Домашнее задание. А какие виды удобрений применяют ваши родители на приусадебном участке?