Режим дня: зачем он нужен, как составить и соблюдать
Здоровый образ жизни – важнейшее условие счастья, благополучия и активного долголетия. Одним из главных факторов такой жизнедеятельности является режим дня. Для здоровья человека крайне необходимо, чтобы физиологические функции организма совпадали с биологическими ритмами и выполнялись примерно в одно и то же время. Тогда он в прямом смысле будет работать «как часы». Конечно, такой распорядок должен быть сугубо индивидуальным и совпадать с собственными возможностями. Чтобы составить оптимальный для себя ежедневный график, необходимо сначала разобраться, что такое режим дня, почему его полезно соблюдать и чем он поможет в повседневной жизни.
Что такое режим дня
Режим дня – это общая схема последовательности действий, которой необходимо придерживаться, чтобы оптимизировать свое время и улучшить качество жизни. Такой распорядок не требует строгого соблюдения, поскольку жесткие правила и жизнь по четкому расписанию будет только в тягость. Режим дня имеет рекомендательный характер и направлен исключительно на то, чтобы можно было рационально использовать свой день и одновременно с этим помочь организму приспособиться к выполнению конкретных действий в определенное время.
|
|
Составление режима дня в первую очередь должно включать перечисление основных действий, характерных для образа жизни каждого человека:
§ время отхода ко сну и пробуждения;
§ часы основных приемов пищи;
§ периоды для умственной и/или физической деятельности.
Индивидуальный распорядок дня будет содержать дополнительные пункты, соответствующие привычкам, образу жизни и другим персональным особенностям человека.
Почему полезно соблюдать распорядок
Режим дня полезен для детей и взрослых, поскольку в определенное время суток организм имеет свои потребности и уровень активности. Если учитывать эти факторы, то день будет максимально продуктивным, а все выполняемые действия – наиболее эффективными.
Польза от соблюдения режима дня заключается в получении следующих результатов:
§ повышение качества сна, обеспечение полноценного отдыха;
§ укрепление иммунитета, улучшение здоровья;
§ стабилизация эмоционально-психического состояния, укрепление нервной системы;
§ достаточная физическая активность;
§ полноценное переваривание и усвоение пищи, профилактика набора лишнего веса;
§ улучшение функционирования всех внутренних органов и систем;
§ рациональное использование рабочего времени для выполнения запланированных дел;
§ появление большего количества свободного времени.
|
|
Правильно составленный режим дня должен учитывать индивидуальные особенности человека. При этом его не обязательно расписывать четко по часам. Конкретное время обычно указывается только для основных физиологических функций – сна и приема пищи, а также для тех событий и действий, которые должны выполняться по договоренности с другими людьми. Во всем остальном вполне допускается наличие временного промежутка, чтобы график не напрягал своей обязательностью и предопределенностью.
Важное преимущество режима дня – выработка у организма привычки к повторяющимся действиям. Это позволит внутренним физиологическим часам настроиться в определенное время на работу, отдых, прием пищи, занятие спортом и т.д. В таком случае даже не очень приятные, но обязательные действия не будут вызывать внутреннего сопротивления. Планомерно и разумно нагружаемый организм и психика не будут испытывать чрезмерного напряжения, хронической усталости или эмоционального выгорания. Даже самый сложный и насыщенный день пройдет комфортно, если все события будут заранее запланированы.
Как составить режим дня?
Для составления собственного распорядка рекомендуется воспользоваться советами специалистов по тайм-менеджменту:
1. Расписывайте свой режим дня на бумаге, используя ежедневник. Держать все в уме будет сложно и совершенно не эффективно. В записи дела лучше всего классифицировать по времени, вычеркивая уже выполненные, чтобы результаты дня были наглядными.
2. Соблюдайте приоритеты. Необходимо четко обозначить, что нужно выполнить в обязательном порядке именно в этот день, а что при необходимости можно перенести на следующий.
3. Самые сложные задачи планируйте на утро и первую половину дня. Пока организм, отдохнувший и полон сил, он намного быстрее и продуктивнее выполнит все дела.
4. Соблюдайте режим, но не становитесь его рабом. При необходимости меняйте дела местами, учитывайте свое время и состояние, а также потребности и желания близких людей. Но все – в разумных пределах и в виде исключения, иначе в составлении распорядка не будет никакого смысла.
Пример моего режима дня (Семен Ершов):
§ 6:30 – подъем, утренние процедуры;
§ 7:00 – утренняя зарядка;
§ 7:30 – завтрак;
§ 8:00 – учеба в школе;
§ 13:30 – обед;
§ 14:00 – прогулка (встреча с друзьями или другие приятные события на улице);
§ 16:00 – полдник;
§ 17:00 – выполнение домашней работы;
§ 19:00 – ужин;
§ 19:30 – общение с родными;
§ 21:30 – подготовка ко сну;
§ 22:00 – отбой.
Конечно, такой распорядок подойдет далеко не для каждому человеку. Его можно изменять с учетом своего образа жизни, потребностей и привычек.
Как привыкнуть к распорядку
Если распорядок жизни составлен правильно и при этом является гибким, то привыкнуть к нему можно довольно быстро. Для этого необходимо соблюдать несколько основных правил:
1. Ложитесь спать вовремя. Самое главное в режиме дня – это полноценный качественный сон.
2. Просыпайтесь в одно время.
3. Принимайте пищу по графику.
При соблюдении этих основных принципов все остальные дела будут выполняться легко и быстро. Важно – правильно их запланировать и разнести по времени в течение дня, а затем просто следовать расписанию.
Режим дня - это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим - это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.
Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.