1. Запиши дату и классная работа.
2. Минутка чистописания.
а о е и я
Ходить, шагать, плестись
Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).
Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?(Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Являются синонимами)
Какие слова называются синонимами?
Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? (Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Подберите проверочные слова (устно)
3. Словарный диктант.
Дорога, картина, заяц, кино, ветер, посуда, капуста, рисунок, иней
Подчеркнуть опасные места.
4. Знакомство с новым словом: герой
Кто такой герой?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
Многозначность слова
1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
а) Герой Великой Отечественной
б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации(спас ребенка во время пожара,…)
2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей
3. Город-герой
Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?
(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)
4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»
а) Запишите слово в тетрадь
Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков
б) Подберите синонимы к слову герой
(смельчак, храбрец, победитель, персонаж, главное действующее лицо);
в) Подберите однокоренные слова к слову герой, определите часть речи этих слов
(героиня, героизм, героический, геройствовать);
г) Продолжите предложение
Мои любимые литературные герои – это….
д) Все ли перечисленные слова являются синонимами: смельчак, герой, храбрый?
(Нет, потому что слово храбрый отвечает на другой вопрос, поэтому синонимом не является).
5. Сегодня мы продолжаем изучать синонимы. Главный вопрос урока: «Помогают ли синонимы объяснить значение слова?»
6. Работа над рубрикой «Давай подумаем» учебник стр. 53.
Подберите синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов:
гладкий -…… зрелый -…….
мчаться -….. мокрый -……
Что будете делать, если возникнет затруднение? ( Воспользуемся толковым словариком).
Проверим:
гладкий – ровный зрелый – спелый
мчаться – нестись мокрый – влажный, сырой
Рассмотрим отдельно пару синонимов зрелый – спелый. Давайте подумаем, что или кто может быть зрелым?
(зрелый возраст; зрелая пора; зрелый плод; зрелое решение)
Что может быть спелым? (Плоды, ягоды).
Помогают ли синонимы объяснить значение слова?
(Да, каждый из синонимов имеет свой оттенок, что делает речь более выразительной и понятной).
Станет ли нам более понятным значение слова герой, если мы назовём его синоним «храбрец» или «персонаж»?
(Да, «храбрец» - это герой, совершивший смелый поступок, а «персонаж» - это герой какого-нибудь рассказа или фильма).
Сделайте вывод. (Синонимы уточняют, помогают объяснить значение слова).
Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.53.
(Вывод: часто синонимы помогают объяснить значение слова).
7. Выполнениеупр.1, с.54 (самостоятельная работа).
8. Выполнение упр.3, с.55
9. Работа по карточкам.
Карточка № 1
Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый
занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.
Карточка № 2
Выпишите слова, близкие по значению:
Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.
Самопроверка
10. Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз » (Устно)
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
Какие синонимы услышали в стихотворении?
(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)
11. Ответили мы на вопрос «Помогают ли синонимы объяснить значение слова?»
12. Домашнее задание – учебник стр. 54, упр. 2. Придумать 3 пары слов-синонимов (по выбору)
Выполненное только д/з отправить в виде фото в личном сообщении. Классную работу отправлять не надо.