Социальные сети как механизм формирования имиджа муниципальной власти на примере главы г. Ижевска

Актуальность данного исследования обусловлена тенденцией роста и развития использования каналов Интернет-коммуникаций в качестве политико-психологического инструмента государственной и муниципальной власти для реализации своих политических целей и задач, распространяющихся на широкую интернет-общественность, в том числе целей и задач по собственной легитимации, транслирования деятельности и контакта с аудиторией. Особый интерес вызывают социальные медиа с точки зрения формирования имиджа муниципальной власти.

Представляется, что прежде всего, имидж муниципальной власти связан с главой муниципального образования. В этом случае глава столицы может иметь серьезный политический вес и обладать самостоятельностью в принятии решений на региональном политическом поле. В связи с эти представляет интерес имидж главы муниципального образования «Город Ижевск», которым с 18.10.2018 г является Олег Николаевич Бекмеметьев.

В настоящее время политики разного уровня все чаще стали прибегать к помощи социальных сетей в формировании собственного образа, но не все онлайн-платформы обладают одинаковой степенью распространения и популярности. Рейтинг социальных сетей российского сегмента сети Интернет выглядит следующим образом: пальму первенства по количеству активных пользователей в месяц занимает «ВКонтакте» (97 млн.)[1], следом за ним «Instagram» (40 млн.)[2], далее «Одноклассники» (33 млн.)[3] и «Facebook» (30 млн.)[4]. Данные показатели свидетельствуют о том, что наиболее продуктивными платформами для создания и продвижения имиджа публичного человека будут «ВКонтакте» и «Instagram».

Для работы в контексте хронологических рамок были исследованы публикации в вышеупомянутых онлайн-платформах, размещенные в период с августа 2018 по апрель 2020 (включительно) в социальной сети «ВКонтакте» и в период с февраля 2019 г. по апрель 2020 г. (включительно) в социальной сети «Instagram». Данный выбор обуславливает дата вступления Бекмеметьева О.Н. в предвыборную гонку на должность главы муниципалитета (15.08.2018) и первая, доступная сегодня, публикация, размещенная в «Instagram».

В информационном обществе все большее влияние приобретают новые формы коммуникации для создания образа главы города. Для имиджеформирующей команды сегодня социальные сети являются своеобразной «кистью» в процессе написания портрета клиента. В отношении формирования имиджа политика социальные сети предоставляют возможность мгновенного распространения информации и ее обмена между пользователями, предоставляют возможность получить обратную связь через комментарии и личные сообщения.

Рассматривая имидж главы местного самоуправления, следует помнить, что он не может существовать отдельно от имиджа муниципальной власти. Имидж муниципальной власти несет конкретную целевую направленность – обеспечить муниципальной власти необходимый уровень доверия со стороны населения, поддержку проводимой на территории муниципального образования социально-экономической политики.

 В рамках структурно-функционального подхода имидж муниципальной власти состоит из следующих компонентов: имидж руководителя администрации, имидж муниципальной администрации как имидж профессиональных функций и муниципальных услуг, ее подразделений, отдельных функциональных единиц, социальный имидж и, наконец, деловой имидж.

Однако, структурные единицы муниципальной власти, в силу устоявшейся российской социально-политической культуры воспринимаются персонифицированно. Иными словами, ответственность за исполнение функций каким-либо коллективом органа власти перекладывается на определенную персону. Соответственно, особенное значение придается формированию имиджа федерального, регионального и муниципального лидера.

Муниципальный лидер, или руководитель муниципальной власти – лицо, представляющее ее на официальном уровне. Относительно города Ижевска главной муниципального образования является глава города. Он призван объединить вокруг себя население, служить для него некой «фигурой защиты».

Естественно, при формировании имиджа главы города, следует учитывать сложившиеся ожидания жителей от лидера. При этом имидж руководителя местной администрации не может существовать дистанционно от имиджа сотрудников органов местного самоуправления. По этой причине каждый специалист должен конструировать свой имидж в соответствии с требованиями профессии.

Имидж главы города складывается из двух ипостасей: имидж кандидата в мэры, как выборного лица, который при выборах апеллирует к депутатам и становится публичным лицом, и имидж уже избранного мэра. Формирование образа будущего управленца начинается уже в период предвыборной борьбы, отсюда возникает вопрос: модифицируется ли демонстрируемый образ в процессе от претендента на должность до состоявшегося руководителя.

На предмет того, каким должен быть новый градоначальник, высказывались разные точки зрения. К примеру, Юрий Александрович Тюрин, глава г. Ижевска в период с 2015 по 3.05.2018, прокомментировал, каким он видит следующего управленца: «Это должен быть человек, который знает городское хозяйство. И не просто книжки прочитал, а сам в нем работал. Неплохо было бы, если бы он имел чиновничий опыт, он тоже полезен. Мне именно его и не хватало…»[5]. Такое же мнение высказывали впоследствии и кандидаты на конкурсную должность[6].

Следует отметить, что выборы главы города в 2018 году проходили в несколько этапов, что послужило своеобразным отбором достойных кандидатов. Тюрин Ю.А. ушел в отставку по собственному желанию, после чего 5 месяцев Ижевск был без главы города. Первые выборы, назначенные на внеочередную сессию Городской Думы 9.06.2018 г. не состоялись, т.к. накануне часть членов конкурсной комиссии на заседание не явилась. На фоне этой ситуации наблюдатели заметили резкую смену лидеров предвыборного процесса. Если на так и несостоявшихся выборах в июне на должность мэра столицы республики прочили спикера гордумы Олега Гарина, то к следующей дате заседания конкурсной комиссии – 10.08.2018 г. – в фаворитах гонки оказались две новые фигуры, пролоббированные главой республики, Константин Сунцов, советник главы Удмуртии по экономике и инвестиционному развитию, и Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея. Однако, результаты выборов, состоявшихся 20.08.2018 г., также не дали Ижевску градоначальника: 17 голосов депутаты отдали за Константина Сунцова, 10 – за Михаила Черемных, 6 бюллетеней оказались испорченными, не дав таким образом победителю набрать абсолютное большинство голосов от числа всего депутатского корпуса (22 из 42). Местные СМИ[7] отметили, что данный жест ни что иное, как демонстрация независимости Городской Думы против назначенных «сверху» кандидатов.

Данный этап выборов, по словам наблюдателей[8], показал, что имидж названных претендентов в глазах депутатского сообщества довольно сложно и бессмысленно восстанавливать как вызвавшего раскол среди членов Городской Думы.

Эффективность деятельности главы города оценивается не только жителями, но и региональным руководством. По словам одного из членов конкурсной комиссии, руководителя администрации главы Удмуртии, Сергея Смирнова, в республике существует запрос на эффективного менеджера, способного качественно менять ситуацию в городе, относящегося к работе мэра как к акту служения обществу[9]. Данные критерии эффективности мэра и, соответственно, имиджа можно проследить и сегодня.

К дате следующих выборов в октябре 2018 г. финалисты конкурсного отбора кардинально поменялись: ими стали Олег Бекмеметьев, глава Глазова, и заместитель главы Сарапула по социальной сфере Виктор Шестаков.

Рассмотрим личные профили кандидатов в «ВКонтакте» за август 2018 г. Публикации на странице Олега Бекмеметьева размещаются с умеренной активностью: с периодичностью по одной в день, в то время как его оппонент, Виктор Шестаков, не ведет активно блог в социальных сетях, публикации (чаще всего репосты из сообщества администрации города Сарапула) появляются раз в месяц, поэтому трудно определить образ данного участника предвыборной гонки.

 Глава северной столицы Удмуртии позиционировал себя в социальных сетях как инициативный руководитель, активно продвигающий интересы вверенного ему города (Приложение 1). Примечательно, что мэр Глазова использует не только текстовые методы воздействия на аудиторию, но и возможности социальных сетей как мультимедийной площадки – видеообращение к гражданам, создавая при этом впечатление руководителя, не отстающего от вызовов времени (Приложение 2).

Как представитель муниципальной власти, Олег Николаевич Бекмеметьев по большей части отражает в своих публикациях процесс предоставления муниципальных услуг (Приложение 3). Также мэр непосредственно принимает участие в общественной жизни муниципалитета (Приложение 4). Кроме публикаций, написанных от его имени, он так же «репостит» публикации сообществ муниципальных учреждений, раскрывающих, например, туристический потенциал города (Приложение 5). 

Таким образом, ведение социальных сетей наглядно показывает главу муниципального образования «Город Глазов» как активного, предприимчивого и оперативно действующего руководителя, «крепкого хозяйственника».

Однако нельзя сказать, что на данном этапе возможности социальных медиа используются в полной мере: отсутствует открытый диалог с гражданским обществом: в публикациях градоначальника отсутствует призыв к обратной связи, соответственно, нет комментариев от жителей.  

В предвыборной программе Бекмеметьев О.Н. отмечал, что на посту мэра Ижевска особенно акцентирует внимание на проблемах ЖКХ, очередях в детские сады, уличном освещении[10].

Победив в муниципальных выборах, Олег Николаевич Бекмеметьев стал более активно использовать социальные сети. Рассмотрим личные аккаунты действующего главы города «ВКонтакте» и «Instagram». Логин аккаунта в представленных социальных сетях подобран в официальной стилистике – полное имя и фамилия (@olegbekmemetev и @olegbekmemetev). И в той, и в другой социальной сети в описании профиля указано «глава города Ижевска», что с легкостью позволяет пользователю найти в поисковой странице профиль действующего мэра г.Ижевск, даже если он не обладает информацией, кто в данный момент занимает эту должность (Приложение 6). Примечательно, что адрес страницы «ВКонтакте» использовался прежний, Instagram-аккаунт глава города завел только в феврале 2019 г.

На сегодняшний день (22.04.2020) на личной страничке в «Instagram» у муниципального служащего больше подписчиков, чем «ВКонтакте» (7115 против 3749 пользователей). К слову, стоит отметить, что росту подписчиков поспособствовал ролик «Прогулка с мэром Ижевска», вышедший 23.10.2019 г. на канале видеохостинга «YouTube» известного блогера Ильи Варламова[11]. который наглядно показывает, что большая часть жителей, опрошенных на камеру, не знает, кто является главой города. Опубликованное видео расширило и охват аудитории на личной странице «ВКонтакте» Бекмеметьева О.Н.: в период с августа 2018 г. по октябрь 2019 г. в среднем, публикации градоначальника набирали от 30 до 60 отметок «мне нравится», охват аудитории при этом составлял 2 000 человек, что говорит о том, что политика трудно назвать медийно растиражированной личностью. В данный момент можно сказать, что рост охвата аудитории вырос в примерно 2,5 раза: с октября 2019 г. по настоящее время публикации отмечаются в пределах от 70 до 100 отметками «мне нравится», количество просмотров под ними варьируется от 4 000 до 7 000.

Рассматривая более детально социальные сети главы города, первое, на что гость страницы обращает внимание, находясь на личной странице – изображение, оценивая, таким образом, первоочередно визуальную составляющую имиджа. В социальной сети «ВКонтакте» у мэра города актуальная фотография на аватаре, под хэштегом «лучшедома» призывающая в сегодняшних непростых условиях в связи с распространением коронавирусной инфекции оставаться дома. При этом стоит отметить, что сама фотография соответствует статусу главы города – презентабельный внешний вид, официальный костюм и приятное выражение лица. Важная деталь, которая показывает причастность данного пользователя к муниципальной власти – герб города Ижевска на фоне. Кроме того, профиль наполнен фотографиями, которыми он пополняется ежедневно. Точно такая же фотография дополняет профиль главы города в «Instagram». В данной социальной сети наиболее наглядна визуальная составляющая профессиональной деятельности Бекмеметьева О.Н. Так, в ленте профиля можно заметить большое количество снимков, на которых запечатлен процесс предоставления населению муниципальных услуг (Приложение 7) (обустройство и содержание муниципальных территорий, обеспечение благоприятных санитарных и экологических условий в пределах муниципального образования), баннеры с актуальной информацией о изменениях в режиме работы различных некоммерческих организаций города (Приложение 8). Каждая третья публикация сопровождается символикой г. Ижевска, помогает пользователю при просмотре публикации в ленте сразу визуально определить, что пост уровня муниципальной власти (Приложение 9).

Текстовое воплощение имиджа позволяет определить личность (назвать ее характеристики, поступки, прошлое и настоящее), ориентируясь на потребности и особенности восприятия аудитории; формировать смысл событий; направлять восприятие информации определенным образом (управление потоками информации, способной повлиять на восприятие имиджа).

Относительно текстового наполнения публикаций, примечательно, что Олег Николаевич каждый день публикует, как минимум, один пост с текстовым сообщением и фотографией, как в «Instagram», так и «ВКонтакте» (публикации дублируются), что позволяет сервисам расширить охват аудитории и ежедневно показывать публикацию как можно большему количеству подписчиков.

Анализируя лексическое содержание публикаций, можно отметить, что контент, выпускаемый главой города, абсолютно соответствует требованиям и ожиданиям аудитории: в условиях пандемии коронавирусной инфекции большинство публикуемых постов на тему борьбы с вирусом в городе, как с этим справляются муниципальные службы и актуальная информация по мерам профилактики (Приложение 9). При этом предоставление муниципальных услуг населению (жилищные, коммунальные, транспортные услуги, удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечения общественного порядка, обустройства и содержания территории, обеспечения благоприятных санитарных и экологических условий) не приостанавливается, о чем также сообщают публикации (Приложение 10).

Следует отметить, наглядность решения такой перманентно актуальной проблемы, как состояние дорог и придворовых территорий. Так, уже на протяжении 6 месяцев у градоначальника есть еженедельная практика, которую в сети он публикует под тегом «ПешкомпоИжевску», суть которой заключается в том, что глава города вместе с командой проверяют состояние проблемных мест, дает распоряжение соответствующим службам решить вопрос в течение определенного времени, а затем проверяет, насколько они справились с решением проблемы. В публикациях на стене «ВКонтакте» прикрепляются фотографии проблемных мест с описанием того, что нужно исправить (Приложение 11), что позволяет отнести образ мэра к такому типу как «крепкий хозяйственник». Также, как своего рода портфолио, Олег Николаевич Бекмеметьев создал альбом, именуемый «Пешком по Ижевску», что акцентирует внимание на продуктивности и ответственности мэра, где благодаря фотографиям «до/после» можно заметить преображение участка.

Помимо всего прочего, текст требует наглядности, что присутствует в публикациях главы города: каждый абзац выделяется определенном символом (смайлом), отделяется друг от друга пробелами и дополняется соответствующими тегами (если пост связан с распространением коронавируса, О.Н. добавляет теги «стопкоронавирус», «лучшедома», «самоизоляция») (Приложение 12).

Немаловажное преимущество представленности главы муниципальной власти в социальных сетях является возможность диалога с населением и обратной связи. Например, «ВКонтакте» практически под каждой тематической публикацией есть комментарии с просьбами по определенной проблеме от жителей города, на которые оперативно поступает ответ от имени главы города или Администрации Ижевска (Приложение 13).

Как современный руководитель, Бекмеметьев О.Н. использует специальные возможности социальных сетей. Каждую неделю в его Instagram публикуются топ-5 итогов недели, резюмирующих деятельность муниципальной власти за данный период. Так же мэр довольно часто выходит в прямой эфир, где так же отвечает на вопросы жителей города как он лично, так и аккаунт администрации в письменном виде (Приложение 14). Такой формат общения с населением характеризует главу города как руководителя, открытого к сотрудничеству.

Особенность формирования имиджа состоит в том, что его невозможно сконструировать лишь «искусственно». Те же самые социальные сети могут послужить механизмом создания не только положительного имиджа. Несмотря на то, что по запросу «Олег Бекмеметьев» телеграмм-каналы не пестрят скандальными новостями про главу города, однако, характер сообщений с упоминанием трудно назвать лояльными по отношению к мэру (Приложение 15). На такие «выпады» глава города никаким образом не отвечает в социальных сетях, как и на негативные комментарии под собственными публикациями (Приложение 16).

Рассмотрев социальные сети претендента на должность главы г. Ижевск и, непосредственно, главы г. Ижевска Бекмеметьева О.Н., мы видим, что как глава г. Глазов, Олег Николаевич транслировал образ активного, предприимчивого и оперативно действующего «руководителя-хозяйственника», действующего в интересах города. Эти же качества как «скелет» сопровождают имидж главы г. Ижевск, дополняясь к тому же готовностью к диалогу, отзывчивостью к просьбам граждан, ответственностью, рациональностью и способностью подойти к решению проблем актуальными способами, соответствующими вызовам времени. Соответствующий образ муниципального политика положительно отражается на формировании его имиджа в восприятии других пользователей социальных сетей, о чем свидетельствует подавляющее большинство положительных откликов о работе мэра в комментариях.

 

 


 


Приложение 1



Приложение 2

 


 


Приложение 3


 


Приложение 4

 


 


Приложение 5

 



Приложение 6



 


Приложение 7

 


 


Приложение 8

 


 


Приложение 9


 


Приложение 10


 


Приложение 11


 


Приложение 12


 


Приложение 13


 


Приложение 14


 


Приложение 15


Приложение 16


[1] Соединяем людей, сервисы и компании. [Электронный ресурс] // vk.com. – Режим доступа: https://vk.com/about (дата обращения: 21.04.2020).

[2] Рожкова, Ж. Статистика по Instagram, которую нужно знать к 2020 году. [Электронный ресурс] // Лайкни.РУ. – 2019. – 13 ноя. – Режим доступа: https://www.likeni.ru/analytics/statistika-po-instagram-kotoruyu-nuzhno-znat-k-2020-godu/ (дата обращения: 22.04.2020).

[3] Аудитория «Одноклассников» превысила 330 млн. пользователей. [Электронный ресурс] // РБК.РУ. – 2019. –12 янв. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a572ee39a7947463987d219 (дата обращения: 22.04.2020).

[4] Аудитория Facebook в России. [Электронный ресурс] // Facebook.com – 2019. – 29 окт.– Режим доступа: https://www.facebook.com/notes/social-media-club-moscow/%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D-0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-facebook-%D0%B2%D1%80-%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/158232390880176/ (дата обращения: 22.04.2020)

[5] Юрий Тюрин: «Ничего не сломать. И ты уже победитель!» [Электронный ресурс] // IZHLIFE.Ru. – 2018. – 10 мая. – Режим доступа: https://izhlife.ru/policy/80131-yuriy-tyurin-nichego-ne-slomat-i-ty-uzhe-pobeditel.html (дата обращения: 22.04.2020).

[6] Винокуров, Д. Константин Сунцов: жаль, что Ижевск пока остается без главы города. [Электронный ресурс] // ИА «Удмуртия». – 2018. – 21 авг. – Режим доступа: https://udmurt.media/news/politika/40789/ (дата обращения: 22.04.2020).

[7] Красильников, М. Бунт против Бречалова: шесть испорченных бюллетеней и Ижевск снова без мэра. [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Реальное время». –2018. – 20 авг. – Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/109986-vybory-glavy-izhevska-priznali-nesostoyavshimisya (дата обращения: 22.04.2020).

[8] Когда Ижевск дождется мэра: новый конкурс на должность главы объявят в течение месяца. [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Udm-info». – 2018. – 20 авг. Режим доступа: https://udm-info.ru/news/politics/20-08-2018/kogda-izhevsk-dozhdetsya-mera-novyy-konkurs-na-dolzhnost-glavy-ob-yavyat-v-techenie-mesyatsa (дата обращения: 23.04.2020).

[9] Власова, А. «Чиновники и депутаты должны быть активными, а не подконтрольными». [Электронный ресурс] // АО «Коммерсантъ». – 2019. – 13 июн. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3999165 (дата обращения: 23.04.2020).

[10] Стерхова, Ю. Борьба Севера и Юга: как иногородние кандидаты стали главными претендентами на пост главы Ижевска. [Электронный ресурс] // IZHLIFE.Ru. – 2018. – 17 окт. Режим доступа: https://izhlife.ru/policy/83272-borba-severa-i-yuga-kak-inogorodnie-kandidaty-stali-glavnymi-pretendentami-na-post-glavy-izhevska.html (дата обращения: 23.04.2020).

[11] https://www.youtube.com/watch?v=cf29dE971io&t=1757s



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: