Народные танцы как средство развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

 

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста особое место занимает проблема развития координации движения у ребенка. Это связано с тем, что высокий уровень развития координационных способностей является фундаментом успехов в различных сферах двигательной деятельности человека (спортивной, трудовой, профессиональной и др.). Любые двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и т.п.) связаны с сохранением устойчивого состояния тела. Не менее важно сохранение равновесия в неподвижной позе (сидение за партой в школе, рабочая поза возле станка и т.п.). Неумение рационально управлять собственными движениями тела и сохранять правильную позу в статичном состоянии приводит к большим энергозатратам организма и ухудшению состояния здоровья.

Исследованию роли двигательной активности детей дошкольного возраста в их общем психофизическом и интеллектуальном развитии посвящены работы М. Анисимовой, Е. Вильчковского, М. Кольцовой, В. Кудрявцева и др. Особо следует отметить теоретико-экспериментальные исследования авторов, в которых утверждается, что необходимым требованием к научной разработке модели управления физическим воспитанием дошкольников является системный подход.

Большинство исследователей отмечают 6-7-летний возраст как переходный период развития, когда происходит становление произвольных двигательных функций и совершенствования координационных механизмов в головном мозге. Однако теории и методике развития координации движений у детей дошкольного возраста посвящены весьма немногочисленные исследования. В. Бальсевич с соавторами исследовали развитие скорости и координации движений у детей 4-6 лет. В. Зуев описал методику формирования точности движений у детей 5-7 лет на занятиях по физической культуры. Л. Майорова изложила методику воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста. С. Михайлова считает развитие координации движений у детей 6-7 лет основой повышения их физической подготовленности. В. Лях, Н. Панфилова на основании проведенного экспериментального исследования детей дошкольного возраста считают необходимым развивать способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения, способность к реакции, к удержанию равновесия и балансировки, в ориентировке в пространстве, способность к ритму, к согласованности и координации движений.

Проанализировав проблему развития координации движений у дошкольников в психолого-педагогической литературе, отметим, что координация (от лат. coordinatio – взаимоупорядочение) движений – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Развитие координации движения мы рассматриваем как необходимый и целенаправленно организованный процесс в условиях ДОО по формированию умений согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координации отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко.

Значительный развивающий потенциал, который в сочетании с профессиональными качествами педагога обеспечивает высокую вероятность всестороннего развития дошкольников, в том числе и координации движения, имеет народный танец. К тому же актуальным в наше время является проблема возрождения традиций, в том числе и танцевальных. Народ через свое творчество показывает свою жизнь, культуру, быт, природу, обычаи и традиции, через танец раскрывает свою душу, передает эмоции и чувства. К этому необходимо приобщать и подрастающее поколение. Для этого следует использовать такие методы проведения занятия, чтобы материал легко запоминался детям, а техника исполнения совершенствовалась. Современный педагог хореографии может способствовать формированию у дошкольников любви к танцу, воспитывать хореографическую культуру. В то же время правильная организация хореографических занятий с учетом возрастной категории детей позволит, изучая танцевальную культуру разных народов, совершенствовать у детей координационные навыки и способности.

Критериями развития координации движений у старших дошкольников могут быть выделены: 1) сохранение равновесия, 2) чувство ритма и музыкального сопровождения, 3) способность к перемещениям в пространстве. Диагностические задания по 1 критерию: упражнения «Аист», «Ласточка», «Петушок» (статическое равновесие) и ходьба по линии веревочке (динамическое равновесие); диагностические задания по 2 критерию: выполнение движений под мелодии народных танцев (например, «Барыня», «Гопак», «Хайтарма» и др.); диагностические задания по 3 критерию: перестроение из колонны по одному в колонны по два и перестроение из колонны по три в колонну по одному.

В условиях Крымского региона при подборе народных танцевальных мелодий педагогам можно ориентироваться на региональную программу и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек»:

– Белорусские: «Лявониха», «Найди свой цвет», нар. мелодия и др.

– Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса и др.

– Крымскотатарские: «Детская хайтарма», «Пастушья хайтарма», «Платочек», нар. мелодия и др.

– Немецкие: «Снежный вальс», муз нар. и др.

– Русские: «Кадриль», «Приглашение», нар. мелодия «Ах ты, береза», обр. И. Арсеева, «Круговая пляска», нар. мелодия, обр. С. Разоренова, «Пошла млада за водой», хоровод, обр. В. Агафонникова, «Парный танец», муз. Е. Тиличеевой и др.

– Украинские: «Переменный шаг», нар. мелодия, «Гопачок», муз. Г. Петрицкого, «Танец мальчиков с сопилками», нар. мелодия «Аркан», «Танец девочек с платками», нар. мелодия, «Ой, гарна я, гарна», «Танец с бубнами», нар. мелодия, обр. М. Вериковского, «Приглашение», нар. мелодия, «Кривой танец», нар. мелодия и др.

– Цыганские: «Цыганский жок», «Цыганская венгерка», «Цыганочка» и др.

Учебно-тренировочные занятия можно проводить два-три раза в неделю.

Воспитательная работа на занятиях хореографией должна проводится систематически, только тогда она даст хороший результат. Педагог, в первую очередь, должен уважительно относиться к каждому воспитаннику, учитывать уровень физической подготовки и культурного развития ребенка, он должен уметь заинтересовать ребенка разного возраста, быть психологом, наставником, лидером.

Таким образом, жанровое разнообразие народных танцев, а, следовательно, насыщенность различными движениями, отличная динамичность развертывания сюжета танца приводит к развитию физических качеств детей. Народный танец помогает развивать танцора физически, прививает умение координировать движения всех частей тела, воспитывает выносливость и технику правильного дыхания. Использование танцевальных элементов в системе физического воспитания детей дошкольного возраста способствует формированию у них качественных характеристик движений: выразительности, ритмичности, четкости, координированности, целостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: