В системе физического воспитания детей дошкольного возраста особое место занимает проблема развития координации движения у ребенка. Это связано с тем, что высокий уровень развития координационных способностей является фундаментом успехов в различных сферах двигательной деятельности человека (спортивной, трудовой, профессиональной и др.). Любые двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и т.п.) связаны с сохранением устойчивого состояния тела. Не менее важно сохранение равновесия в неподвижной позе (сидение за партой в школе, рабочая поза возле станка и т.п.). Неумение рационально управлять собственными движениями тела и сохранять правильную позу в статичном состоянии приводит к большим энергозатратам организма и ухудшению состояния здоровья.
Исследованию роли двигательной активности детей дошкольного возраста в их общем психофизическом и интеллектуальном развитии посвящены работы М. Анисимовой, Е. Вильчковского, М. Кольцовой, В. Кудрявцева и др. Особо следует отметить теоретико-экспериментальные исследования авторов, в которых утверждается, что необходимым требованием к научной разработке модели управления физическим воспитанием дошкольников является системный подход.
|
|
Большинство исследователей отмечают 6-7-летний возраст как переходный период развития, когда происходит становление произвольных двигательных функций и совершенствования координационных механизмов в головном мозге. Однако теории и методике развития координации движений у детей дошкольного возраста посвящены весьма немногочисленные исследования. В. Бальсевич с соавторами исследовали развитие скорости и координации движений у детей 4-6 лет. В. Зуев описал методику формирования точности движений у детей 5-7 лет на занятиях по физической культуры. Л. Майорова изложила методику воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста. С. Михайлова считает развитие координации движений у детей 6-7 лет основой повышения их физической подготовленности. В. Лях, Н. Панфилова на основании проведенного экспериментального исследования детей дошкольного возраста считают необходимым развивать способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения, способность к реакции, к удержанию равновесия и балансировки, в ориентировке в пространстве, способность к ритму, к согласованности и координации движений.
Проанализировав проблему развития координации движений у дошкольников в психолого-педагогической литературе, отметим, что координация (от лат. coordinatio – взаимоупорядочение) движений – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Развитие координации движения мы рассматриваем как необходимый и целенаправленно организованный процесс в условиях ДОО по формированию умений согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координации отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко.
|
|
Значительный развивающий потенциал, который в сочетании с профессиональными качествами педагога обеспечивает высокую вероятность всестороннего развития дошкольников, в том числе и координации движения, имеет народный танец. К тому же актуальным в наше время является проблема возрождения традиций, в том числе и танцевальных. Народ через свое творчество показывает свою жизнь, культуру, быт, природу, обычаи и традиции, через танец раскрывает свою душу, передает эмоции и чувства. К этому необходимо приобщать и подрастающее поколение. Для этого следует использовать такие методы проведения занятия, чтобы материал легко запоминался детям, а техника исполнения совершенствовалась. Современный педагог хореографии может способствовать формированию у дошкольников любви к танцу, воспитывать хореографическую культуру. В то же время правильная организация хореографических занятий с учетом возрастной категории детей позволит, изучая танцевальную культуру разных народов, совершенствовать у детей координационные навыки и способности.
Критериями развития координации движений у старших дошкольников могут быть выделены: 1) сохранение равновесия, 2) чувство ритма и музыкального сопровождения, 3) способность к перемещениям в пространстве. Диагностические задания по 1 критерию: упражнения «Аист», «Ласточка», «Петушок» (статическое равновесие) и ходьба по линии веревочке (динамическое равновесие); диагностические задания по 2 критерию: выполнение движений под мелодии народных танцев (например, «Барыня», «Гопак», «Хайтарма» и др.); диагностические задания по 3 критерию: перестроение из колонны по одному в колонны по два и перестроение из колонны по три в колонну по одному.
В условиях Крымского региона при подборе народных танцевальных мелодий педагогам можно ориентироваться на региональную программу и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек»:
– Белорусские: «Лявониха», «Найди свой цвет», нар. мелодия и др.
– Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса и др.
– Крымскотатарские: «Детская хайтарма», «Пастушья хайтарма», «Платочек», нар. мелодия и др.
– Немецкие: «Снежный вальс», муз нар. и др.
– Русские: «Кадриль», «Приглашение», нар. мелодия «Ах ты, береза», обр. И. Арсеева, «Круговая пляска», нар. мелодия, обр. С. Разоренова, «Пошла млада за водой», хоровод, обр. В. Агафонникова, «Парный танец», муз. Е. Тиличеевой и др.
– Украинские: «Переменный шаг», нар. мелодия, «Гопачок», муз. Г. Петрицкого, «Танец мальчиков с сопилками», нар. мелодия «Аркан», «Танец девочек с платками», нар. мелодия, «Ой, гарна я, гарна», «Танец с бубнами», нар. мелодия, обр. М. Вериковского, «Приглашение», нар. мелодия, «Кривой танец», нар. мелодия и др.
– Цыганские: «Цыганский жок», «Цыганская венгерка», «Цыганочка» и др.
Учебно-тренировочные занятия можно проводить два-три раза в неделю.
Воспитательная работа на занятиях хореографией должна проводится систематически, только тогда она даст хороший результат. Педагог, в первую очередь, должен уважительно относиться к каждому воспитаннику, учитывать уровень физической подготовки и культурного развития ребенка, он должен уметь заинтересовать ребенка разного возраста, быть психологом, наставником, лидером.
|
|
Таким образом, жанровое разнообразие народных танцев, а, следовательно, насыщенность различными движениями, отличная динамичность развертывания сюжета танца приводит к развитию физических качеств детей. Народный танец помогает развивать танцора физически, прививает умение координировать движения всех частей тела, воспитывает выносливость и технику правильного дыхания. Использование танцевальных элементов в системе физического воспитания детей дошкольного возраста способствует формированию у них качественных характеристик движений: выразительности, ритмичности, четкости, координированности, целостности.