Формирование вокальной культуры дошкольников

Музыкальный руководитель

Высшей категории

Крайнова Ольга Леонидовна

                                                                      МАДОУ «ЭКОСАД» г. Перми


В музыкально-образовательной деятельности дошкольников пению всегда отводится особое место! Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения. Песня - это оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на детей, пение носит развивающий характер и ориентировано на овладение детьми вокальными, двигательными и интеллектуальными умениями. Поэтому в своей работе учитываю воздействие вокального искусства на организм ребенка в следующих аспектах:

1. Физиологический аспект. Взаимосвязь вокальной музыки и ритмических движений, повышают жизненный тонус, развивают артикуляционный аппарат, регулируют деятельность сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.

2. Психологический аспект. Песня благотворно воздействует на эмоционально - волевую и познавательную сферу ребенка, на развитие коммуникативных навыков.

3. Педагогический аспект. Посредством исполнения песен у детей воспитываются способности эстетически воспринимать действительность, приобщать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В нашем детском саду углубленно вокальной работой дети занимаются на занятиях вокальной студии «Сюрприз». Программа вокальной студии ориентирована на развитие у детей среднего и старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа составлена на основе учебно-методического пособия Евтодьевой А.А. «Учимся петь, играя» с использованием других методических пособий: М. Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», Л.С. Горохова «Вокально-артикулляционные упражнения в детском саду», Т.С. Овчинникова «Логопедические распевки» и др.

Цель данной программы:

Формирование эстетической культуры дошкольника, развитие певческих способностей детей.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к музыкальному искусству, развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников;

2. Развивать музыкальный слух, вокально-хоровые навыки;

3. Формировать навыки сценического поведения;

4. Способствовать пробуждению творческой активности детей;

5. Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.


Структура занятия.

1. Распевание и артикуляционные упражнения. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (пальчиковая игра, танцевальная разминка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением


Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой со взрослыми. Существенное различие заключается в том, что методика должна быть игровой! Основным методом развития певческого голоса детей, так же как и взрослых, является концентрический – расширение звукового диапазона как в сторону нижнего, так и верхнего регистра. Целесообразно начинать работу по постановке голоса ребёнка с укрепления его примарного диапазона. Затем голос развивается вниз и вверх.

Примарный диапазон дошкольника

 

Возраст Дошкольная группа Диапазон
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Первая младшая Вторая младшая Средняя Старшая Подготовительная к школе Ми’ – ля ‘ Ре’ – ля’ Ре’ – си бемоль’ Ре’ – до” До’ – до”

В работе над расширением певческого диапазона детей, умением слышать и исполнять высокие и низкие звуки очень помогает методика игрового распевания А. Евтодьевой. Принцип игрового распевания: образное контрастное интонирование, где ребенок поет за двух контрастных персонажей, тем самым обучаясь переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке. Алла Евтодьева взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки включающие в себя два образа, придумала для них несложный текст и мелодию из двух музыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немаловажно, играть в них! Дети с огромным удовольствием поют эти попевки, с интересными картинками и обыгрывают героев попевок (пример – видео)


Для развития дикции, дыхания, а также формирования различных приемов звуковедения в первой части занятия  активно использую:

· Артикуляционные упражнения – статическая и динамическая артикуляционная гимнастика; упражнение «Ручеек» (Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия, таким образом имитируя журчание веселого ручейка); упражнение «Мотоцикл» расслабленными губами (Заводим мотор «Р! Р! Р!» Поехали на мотоцикле Р.Р.- пропевая глиссандо вверх, вниз)

· Дыхательную гимнастику – игровые упражнения для развития певческого дыхания: дыхательные упражнения без звука:«Вдох и выдох», «Насос», «Быстро – медленно»); звуковые дыхательные упражнения: «Воздушный шар» (вдох, надуваем шарик, выдох на звуке «ш» «с»), «Две собачки» (дети показывают, как тяжело дышит большая собака, затем как маленькая), «Комарик» (дети, ставя руки на плечи «крылышки» произнося звук «з» в динамике от piano до forte через cresh. и обратно), произнесение на одном дыхании скороговорки.

· Логопедические распевки (по методике Овчинниковой).

· Упражнения на различные приемы звуковедения - legato, при котором гласные звуки связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока; non legato, когда звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком; staccato, когда легкие короткие звуки следуют один за другим, голос при этом должен звучать легко и упруго.

Все это проводится в игровой форме. Например, артикуляционная гимнастика под музыку (пример-видео).


При подборе песенного репертуара важно учитывать следующие правила: художественная ценность произведения; доступность для понимания детей; соответствие возрастному диапазону; песня должна представлять интерес для детей; песня должна способствовать вокальному росту ребёнка. Песня должна быть не только красивой, но и удобной для исполнения детьми. Песня не должна содержать мелодию с широкими интервальными скачками, выходящие за рамки возрастного диапазона детей; слишком высокую или низкую тесситуру; сложный, для понимания ребёнка текст.

Алгоритм работы над песней (7-8 занятий):

· 1 этап - Разучивание песни;

· 2 этап – закрепление текста;

· 3 этап – работа над качеством исполнения;

· 4 этап – закрепление песни;

· 5 этап - концертное исполнение;

· 6этап – использование знакомой песни в свободной игровой деятельности


В своей работе с дошкольниками над песенным репертуаром использую такие приемы:

1. Анализ словесного текста и его содержания. На этапе знакомства с песней музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса.

2. Наглядное восприятие помогает эмоционально принять новое произведение, повысить активность детей. У малышей это может быть игрушка или  картинка, у старших дошкольников – видеофильм по содержанию песни. Я сама создаю такие видеофильмы на песни, которые мы разучиваем. Они помогают эмоционально-образно воспринять новое произведение, а также помогают хорошо запомнить текст песни. (пример-видео)

3. Сопровождение песни ритмическими движениями. Умение двигаться под музыку, передавая характер песни. Причем движения могут быть подсказаны педагогом, а могут быть и импровизацией ребенка.

4.   Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, а ошибки и недостатки исправлять,  но делать это деликатно. Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.

 

И закончить свое выступление хотелось бы вот таким исследованием:

"...Психолог Гленн Шелленберг из Торонтского университета провёл интересный эксперимент с детьми 6 лет  - влияют ли творческие занятия на IQ детей (пение, игра на музыкальных инструментах, уроки актерского мастерства). 144 ребенка поделили на четыре группы. Первая группа училась игре на клавишных инструментах, вторая – занималась вокалом, третья - брала уроки актерского мастерства, а четвертая не посещала никаких творческих занятий. По истечении 36 недель IQ всех четырех групп несколько повысился – что считается нормальным следствием того, что дети занимаются в детском саду, – но в музыкальных группах результат был заметно лучше! Среди тех, кто не посещал никаких творческих занятий, балл вырос в среднем на 3,9 пункта; среди обучавшихся драматическому искусству– на 5,1 пункта; среди игравших на клавишных – на 6,1 пункта; а среди детей бравших уроки вокала – на 7,6 пункта!!!"
Из чего следует… Занимайтесь музыкой! Особенно пением!!!


Примеры вокальных выступлений воспитанников вокальной студии «Сюрприз» можно посмотреть на видео (пример-видео)

 

 


P.S. Линиями обозначила переключение по слайдам

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: