Выводы об уровне развития

I. ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1, Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития

детей дошкольного возраста [8]

ТЕСТ № 1

«Свободные словесные ассоциации по определенному слову»

Задача:

Будем играть со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты сразу скажешь мне другое слово, какое ты хочешь.

1. Стул

2. Мяч.

3. Иван.

4. Зайчик.

5. Пою.

6. Красный.

Оценка: По крайней мере три верных (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации - однородная группа предметов; определе­ния; сходство звучания).

ТЕСТ № 2

«Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное упот­ребление имен существительных»

1. Ребенок т о л к а е т....

2. Девочка к а ч а е т...

3. Зайчик хрупает...

4. Мама стирает...

5. Девочка поливает...

Оценка: 5 верных ответов

ТЕСТ № 3

«Подбор и активное употребление глаголов»

1. Что делает зайчик?

2. Что делает ребенок?

3. Что делает петух?

4. Что делает мама?

5. Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

ТЕСТ № 4

«Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изме­нения слов»

1. Как говорится о маленьком стуле?

А если их много?

2. Как говорится о маленькой собаке?

А если их много?

3. Как говорится о маленьком яблоке?

А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

ТЕСТ № 5

«Подбор и активное употребление имен прилагательных»

1. Какое яблоко?

2. Какой слон?

3. Какие цветы?

4. Какая зима?

5. Какая собака?

Оценка: 5 верных ответов.

ТЕСТ № 6

«Составление предложения по первому слову»

1. Мальчик.

2. Кукла.

3. Мишка.

Оценка: 2 верных ответа.

ТЕСТ № 7

«Составление предложения по трем словам»

1 Кукла, девочка, платье.

2

Тетя, плита, пища.

3

Дядя, грузовик, дрова.

Оценка:

2 верных ответа.

ТЕСТ № 8

«Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном пред­ложении - раскрытие логического вербального мышления»

1. Он вышел, когда...

2. Он не пошел на прогулку, потому что...

3. Он не вышел во двор, куда...

4. Он взял игрушку, которая...

Оценка: 3 верных ответа.

ТЕСТ № 9

«Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструи­рования предложения - обнаружения чутья к грамматической правильности»

Задача:

Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них

есть ошибки. Можно их исправить?

1. Он ушла на реку?

2. Там увидел маленький рыбку.

3. Потом бросил один камни.

4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из 2 возмож­ных способов переконструирования).

Т Е С Т № 10

«Словесное объяснение определенного действия в его последовательности»

Задача:

1. Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик?

2. Объясни мне, как играть в прятки? Или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

ТЕСТ № 11

«Практическое осознание основных элементов»

1. Скажи одно слово.

2. Скажи один звук.

3. Скажи одно предложение.

Оценка: 3 верных ответа

Т Е С Т № 12

«Произвольное и сознательное построение устного высказывания»

Задача:

Хочешь сыграть в игру «Запрещенные слова»? я буду спрашивать тебя

о чем-то, а ты должен мне ответить, не употребляя при составлении

предложения запрещенные слова

1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова - зайчик, морковь).

2. Что делает собака? (Запрещенные слова - собака, лает).

3. Какая лиса? (Запрещенные слова - лиса, хитрая).

Оценка: 2 верных ответа.(ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова).

КоРР - К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т РЕЧЕВОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ

КоРР =ВРР * 100/KB

ВРР - возраст речевого развития

KB - календарный (хронологический) возраст ребенка в месяцах

ВРР - определяется числом успешно решенных задач ребенком (по тестовому методу) вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно мы принима­ем, что каждая из 12 вербальных задач оценивается в 6 месяцев.

KB - определяется разницей между датой исследования и датой рождения ивыражается также месяцами, причем остаток от 15 дней и больше - ок­ругляется на 1 месяц.

Так, например, еслм ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 мес. 17 дней - его календарный возраст (KB) = 64 месяцам.

Если при исследовании по тестовому методу этот ребенок успешно решает 11 вербальных задач, его возраст речевого развития (BP) = 66 месяцам.

Тогда КоРР =11*6*100/64= 103

Таким образом:

КоРР до 9 - значительно низкое речевое развитие

КоРР от 10 до 41 - нормально низкое речевое развитие.

КоРР от 42 до 108 - нормальное речевое развитие.

КоРР от 109 до 141 - нормальное высокое речевое развитие.

КоРР от 142 и выше - значительно высокое речевое развитие.

Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных

с различными группами.

0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика "Назови животного и его детеныша".

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: "Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?"

Методика "Объясни действия".

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).

Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

Методика "Подбери слово"

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов - прилагательных.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по значению к названному слову (прилагательному), Например: умный - рассудительный.; слабый - робкий -. старый.

Методика "Объясни"

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок.

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: