Новые элементы в культуре России XVII в

План урока

1. Влияние европейской культуры.

2. Образование.

3. Научные знания.

4. Литература.

5. Архитектура.

6. Живопись.

7. Театр.

8. Культурное взаимодействие народов России.

Проблемные вопросы

— Почему в XVII в. усиливается влияние европейской культуры?

— Было ли это полезным и закономерным?

В.О. Ключевский утверждал, что «Польша стала первой передатчицей духовного влияния западной Европы на Русь: западная европейская цивилизация в XVII веке приходила в Москву, прежде всего в польской обработке, в шляхетской одежде». Насколько справедливы слова великого русского историка? Что влияло на развитие культуры народов России в XVII в.? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

1. Влияние европейской культуры

— Какова основная особенность средневековой культуры? (Ориентированность на религиозные ценности.)

Духовная жизнь находилась под полным контролем церкви, что отражалось на образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развиваться достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. появляются элементы западноевропейской культуры (например, театральные постановки при дворе Алексея Михайловича).

— Работая с п. 1 § 26 учебника приведите примеры, подтверждающие усиление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в., и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Какие категории европейского населения ехали в Россию в XVII в.?

— Было ли строительство Немецкой слободы закономерным явлением?

— Как влияли представители различных национальностей на культуру и быт русского народа?

2. Образование

— Какое образование существовало на Руси в Средние века? (После ордынского нашествия роль хранителей и распространителей образования выполняли монастыри. Образование стало исключительно духовным.)

— С чем был связан рост потребности в образованных людях в XVII в.?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Составляется перечень.)

Запись в тетради

Причины роста потребности в образованных людях в XVII в.:

1) оживление торгово-промышленной деятельности;

2) рост государственного аппарата;

3) возобновление связей с зарубежными странами.

Мы выяснили, что экономическое развитие страны потребовало немалого числа образованных людей.

Еще в XVI в. стали создаваться многочисленные приходские и частные школы, в которых обучались грамоте и счету дети духовенства, ремесленников и купцов. А в середине XVII в. в Москве стали открываться учебные заведения, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.

Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использовать арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, появились «азбуковники» — толковые словари для учащихся.

Очень высок был интерес к истории. По словам П.Н. Милюкова для русского человека «историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением».

Издавалось ежегодно около 2,5 тыс. букварей, 3 тыс. «Часословов» и 1,5 тыс. Псалтырей. Из этого следует, что грамотность была массовым явлением.

В 1634 г. был опубликован «Букварь» Василия Бурцова-Протопопова, в 1648 г. — грамматика Мелетия Смотрицкого. Однако и буквари и грамматика описывали не живой разговорный язык, а литературный старославянский.

В 1687 г. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в стране. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, риторики, диалектики, философии... до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

При создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса — «школы словенского книжного писания»), в том числе священники, дьяконы, монахи, дворяне, спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.

Вопросы к классу

— Какие новые черты появились в образовании в XVII в.?

— В чем они выражались?

(Ответы учеников.)

В XVII в. возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи».

— Что означала эта поговорка? (Так говорили о тех, кто не желал учиться грамоте.)

— О каком факте она свидетельствовала? (О понимании народом важности образования.)

3. Научные знания

(Во время рассказа учитель демонстрирует репродукцию гравюры А.М. Васнецова «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной», фрагменты «Книги Большого чертежа» и др.)

В XVII в. в России более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие.

Астрономия была прикладной областью знания. Она была необходима для хозяйственной, в том числе торговой, деятельности: для составления календарей, суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В середине XVII в. в нашу страну проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

Накапливались и расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах. Сведения о Сибири и Дальнем Востоке, речных и морских путях, собранные русскими людьми, во многом обогатили мировую географическую науку. Иностранцы всякими путями, законными и незаконными, жаждали получить материалы Посольского и Сибирского приказов. Так или иначе они становились известными в Европе, и ряд авторов использовали русские материалы в своих трудах, картах.

На рубеже XVI и XVII вв. появилась общая карта России, основанная на чертежах отдельных регионов. В 1627 г. вышли «Новый Чертеж» (земли между Доном и Днепром вплоть до Черного моря) и «Книга Большого Чертежа» (перечень городов России, расстоянии между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера). Последний труд неоднократно дополнялся новыми сведениями.

Географические сведения «поверстных книг», которые изготовляли в Ямском приказе, давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в другие города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом.

В Посольском приказе хранились материалы со сведениями об окрестных странах: наказы послам, отчеты последних (статейные списки). В Сибирский приказ поступали отписки, «сказки» русских землепроходцев и мореходов, статейные списки посольств к кочевым народам.

Создавались практические руководства, в которых обобщался накопленный опыт, давались наставления по описанию земель («Книга сошного письма», 1628—1629 гг.), подъему соляного раствора с большой глубины (автор «трубный мастер» Семен из Тотьмы), военному делу («Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Анисима Михайлова), по изготовлению красок, олифы, чернил и т. д. В подобных пособиях были собраны знания по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам.

Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и фармацевтика. В травниках, своего рода лечебниках, описывались свойства разных трав, давались рекомендации по лечению ими болезней.

Вопросы к классу

— На какой стадии находилась наука в России в XVII в.? Обоснуйте свой ответ.

— Как развивались географические знания?

— Как применялись научные знания?

4. Литература

Большое распространение в XVII в. получили исторические сочинения — летописные своды, хронографы, повести и сказания. Обоснование прав М.Ф. Романова на царский престол — главная задача «Нового летописца» (1630 г.). В 1652 г. появился свод патриарха Никона, в 1686 г. — свод по случаю заключения «Вечного мира» с Речью Посполитой.

Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа. Труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве» — это единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г.

В конце 1670-х гг. был опубликован «Синопсис» Иннокентия Гизеля, украинского ученого, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

Характерно широкое распространение исторических песен.

Исторические и публицистические произведения — «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраамия Палицына, «Иное сказание» — были откликом на события Смутного времени.

«Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор этого произведения не установлен, но есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин.

В XVII в. были распространены книги нравственного содержания — жития святых. На их основе начал складываться жанр биографической повести. Популярно было «Житие протопопа Аввакума» — автобиография идеолога старообрядчества.

В XVII в. появились сатирические повести, высмеивавшие различные общественные пороки: «История о российском дворянине Фроле Скобееве» (обман), «Повесть о Ерше Ершовиче» (произвол и крючкотворство), «Повесть о Шемякином суде» (жадность и корыстолюбие судей), «Служба кабаку» (пьянство), «Лечебник» (заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество), «Повесть о Фоме и Ереме» (невежество дворянских детей, их неспособность ни к какому труду).

«Азбука о голом и небогатом человеке» содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов «ожечь дубиною по спине» своих разорителей.

С 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий.

Вопросы к классу

— Какие новые жанры появились в русской литературе в XVII в.?

— С чем это было связано?

5. Архитектура

Основным строительным материалом и в XVII в. остается дерево, но значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко применяются многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные резные детали.

К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Различные постройки — хоромы, выполненные в индивидуальной манере, связывались между собой переходами. Эти хоромы состояли из 270 комнат и насчитывали около 3000 окон. Современники называли царский дворец восьмым чудом света.

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре.

В конце XVII в. возникает новый стиль — нарышкинское (московское) барокко. Одним из самых его значительных памятников является московская церковь Покрова в Филях. Во внешней отделке этого храма использованы такие декоративные украшения, как колонны, капители, раковины. Церковь Покрова в Филях примечательна своим «двухцветием» — использованием только двух цветов: белого и красного.

Русскому барокко были свойственны контрастность, динамичность, напряженность образов, стремление к величию и пышности, соединение реальности и иллюзии. В этом стиле творили Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан Леблон.

В XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль — надстраиваются башни, возводится новая Спасская башня, создающая парадный въезд в Кремль. На всех башнях вместо четырехскатных крыш появляются шатровые навершия. Оборонно-крепостной облик Кремля уступает место торжественному ансамблю.

В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более 200 торговых помещений.

6. Живопись

Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы иконописи, того же требовала придерживаться грамота царя

Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых и идеолог старообрядцев Аввакум.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны.

Характерной чертой творчества выдающегося иконописца XVII в. Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконах аскетические лики святых приобретали живые черты. Икона «Спас Нерукотворный» известна нарушением канонов. В образе Спаса появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. У Иисуса есть ресницы, глаза блестят. И, несмотря на это, церковь приняла икону. Разумеется, это не было революционным словом в иконописи, но чем-то новым, безусловно, стало.

Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими. Он указывал, что написал ту или иную икону Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Иметь два имени было в те времена традицией — одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось Богу. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни.

Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», т. е. приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев. Аввакум сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует.

Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала школа ярославских мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках замещаются образами привычной русской жизни. Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями.

Особенно характерна композиция «Жатва» в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из пионеров в пейзажной живописи.

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение «парсунного письма» — портретных изображений. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Вопросы к классу

— Какие новые явления возникли в русской живописи в XVII в.?

— Чем вы это можете объяснить?

7. Театр

Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Эти бродячие артисты собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.

Иногда скоморохи, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

Творчество скоморохов оказало большое влияние на развитие русского театра, многие элементы и детали которого были взяты из народных представлений. Собственно первый театр в России был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. А автором идеи был боярин Артамон Матвеев, часто бывавший в Европе и посещавший там театральные представления.

В России еще не было ни артистов, ни драматургов. По поручению А. Матвеева пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло около 10 ч, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой мужественно высидели до конца.

В 1673 г. театральные подмостки перенесли в Кремль. Грегори написал новую пьесу, на этот раз о Юдифи. Театр стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 г. во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько драматических постановок. Однако придворный русский театр прекратил свое существование в 1676 г., после смерти царя Алексея Михайловича.

Вопросы к классу

— Что общего между театром и представлениями скоморохов?

— В чем их основные различия?

— Почему театр прекратил свое существование после смерти Алексея Михайловича? При ответе на вопрос используйте материал п. 7 § 26 учебника.

8. Культурное взаимодействие народов России

— Работая с п. 8 § 26 учебника, определите, почему десятки народов, населявших Россию, так мало знали о культуре друг друга.

Новые элементы в культуре России XVII в.

Сфера культурной жизни Новые элементы Пример

Просвещение

Массовое издание букварей и грамматик В. Бурцов-Протопопов «Букварь» (1634 г.) М. Смотрицкий «Грамматика» (1648 г.)
Появление зачатков высшего образования Славяно-греко-латинское училище (1687 г.)

Литература

Исторические сочинения и песни публицистического характера «Повесть об Азовском осадном сидении»
Сатирическая повесть «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» и др.
Биографическая повесть «Повесть об Улиянии Осорьиной»
Автобиография «Житие протопопа Аввакума»
Информационная газета «Куранты» (с 1621 г.)

Архитектура

Шатровый стиль Церковь Вознесения в Коломенском
Нарышкинское (московское) барокко Церковь Покрова в Филях

Живопись

Черты реализма в иконописи С. Ушаков «Спас Нерукотворный», представители ярославской школы
Портретная живопись Парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича
Театр Первый придворный театр Труппа из 60 иностранцев (в основном немцев), авторы пьес — пастор Г. Грегори, затем Гивнер

Вывод. В XVII в. в русской культуре активно развиваются светские элементы, а творения архитекторов, писателей, художников отходят от привычных канонов и обретают индивидуальные черты.

 

Домашнее задание:

1. Посмотреть видеоматериал по ссылке.. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/main/

 2. Прочитать параграф 26

3. Ответить на вопросы на с. 102 устно

4. Выполнить задание 6 на с.103 (по желанию.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: