Дедлайн – 11. 05. 20. (2аб), 13. 05. 20 (2вг)

ОНЛАЙН-занятие 04.05.20.

ДЕДЛАЙН – 07.05.20. почта urgu@mail.ru

ПИСЬМЕННО, А ЗАТЕМ УСТНО!

Уважаемые студенты 2 курса! Я предлагаю и вам принять участие в

Вахте Памяти и создании нашего Бессмертного полка. Но работать надо БЫСТРО.

СОЧИНЯЕМ:

1. Стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне и /или 75-летию Великой Победы. Объем – ок. 16-20 строк, форма и размер – свободные.

2. Эссе (сочинение; очерк) на тему «История моей семьи в истории моей страны» (желательно – в истории Великой Отечественной войны или – шире – Второй Мировой войны).

3. Снимите на камеру и пришлите мне на почту в указанный выше срок ВИДЕО

1) С выразительной декламацией СОЧИНЕНОГО ВАМИ стихотворения о Великой Отечественной войне (можно под соответствующее музыкальное оформление; продумайте фон, ваш внешний вид и пр.)  

или

2) С выразительно прочитанным РАССКАЗОМ на тему «История моей семьи в истории моей страны» (желательно продемонстрировать фото, документы, награды героя – если все это или хоть что-нибудь имеется в вашем семейном архиве).

Соблюдаем дедлайн – 07.05.20!

ВСР

ДЕДЛАЙН – 11.05.20. (2АБ), 13.05.20 (2ВГ).

ДЕДЛАЙН – 06.05.20. почта urgu@mail.ru

ВНИМАНИЕ! Присылаем НЕ РАНЬШЕ указанных дат, если не успеете –

доделывайте и присылайте после дедлайна в течение 2-3 дней!

Кто пришлет раньше, СНИЖУ ОЦЕНКУ!

Много работы – и у вас, и у меня! Делайте спокойно и качественно! НЕ ночью и постепенно!

Тема занятия.   Тема Великой Отечественной войны в советской литературе 1940-х–1970-х гг

Форма занятия.  Исследовательская работа

Учебная задача: заполнить недостающую информацию в таблице (ниже под текстом) «10 произведений советских писателей о Великой Отечественной войне».

Внимательно прочитайте текст по теме сегодняшнего занятия – конспектировать НЕ НАДО, файл останется у вас, и вы всегда сможете повторить этот материал (ВАЖНО для сдачи ЕГЭ!)  

 

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941–1945гг.). Но время не снижает интереса к этой теме. Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе.

1. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза. Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет. Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

2. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

3. Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х–начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев – танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком – М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном – К. Воробьёв; связистами – В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком – В. Курочкин; десантником и разведчиком – В. Богомолов; партизанами – Д. Гусаров и А. Адамович... Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего – продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова.

4. Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.
Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах – от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970. Т. 3. С. 389-390.).

 

 

Автор Название произведения Дата создания + дата и место публикации произведения Кем был автор? Причины обращения автора к теме Великой Отечественной войны Жанр; самостоятельное произведение или часть более крупной жанровой (композиционной формы) Герои + основное содержание (кратко – фабула Цитата Экранизация (если есть) Год выхода фильма, режиссер
1. А.Н. Толстой «РУССКИЙ ХАРАКТЕР»            
2. М.А. Шолохов «НАУКА НЕНАВИСТИ»            
3. А.А. Фадеев «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»            
4. В.П. Некрасов «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА»            
5. Э.Г. Казакевич «ВЕСНА НА ОДЕРЕ»            
6. Ю.В. Бондарев «БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ»            
7. В.В. Быков «СОТНИКОВ»            
8. Б.Л. Васильев «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…            
9. В.П. Астафьев «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»            
10. А.Б. Чаковский «БЛОКАДА»            

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: