Основные этапы развития европейской науки и их характеристики

Доклассический период развития науки. Берет начало от возникновения цивилизации, появления первых эмпирических, астрономических и математических знаний, имевших существенное значение для развития земледелия (создание оросительных систем), мореплавания, торговли, строительства, военного дела. Эти знания вместе с письменностью можно назвать пранаукой.

 Доклассическая форма развития науки включает в себя три хронологических этапа: Античность, Средневековье и эпоху Возрождения. Последняя может рассматриваться как переходный период между Средневековьем и Новым временем, связывающий «раннюю» науку с ее классической формой.

Начало же собственно науки связано с возникновением в Древней Греции философии и евклидовой геометрии — первых форм теоретического освоения мира. В рамках античной философии все накопленные ранее эмпирические, астрономические, математические и другие знания впервые получают теоретическую интерпретацию и обоснование.

В Эпоху средневековья философии и науке были присущи теологизм и догматизм, они обслуживали социальные и практические потребности религиозной культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с богословскими догмами («истинами веры»). Задача научного исследования направляется на достижение благодати и спасения.

Историческая периодизация средневековой культуры и философии:

1. Переходный этап (I-V) вв. – этому периоду

  • соответствует развитие Апологетики (II-III) вв. (от греч. apologia – восхваление, защита) – философии защитников церкви, для которой характерно полное отрицание достижений античной культуры, полное преобладание веры над разумом, религии над наукой,
  • становление Патристики (III-IX) вв. – философии Отцов Церкви (от лат. pater – отец), для которой характерно стремление к рациональному обоснованию положений веры. Один из ведущих представителей Западной патристики – Аврелий Августин (354-430) гг.

2. Раннее Средневековье (V-IX) вв. – дальнейшее развитие патристики, интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики на основе синтеза с философией Платона и неоплатонизма.

3. Высокое Средневековье (X-XIII) вв. – формируется третий этап средневековой философии и науки - Схоластика (от лат. cxholia – школа) – систематизация христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Одним из важнейших представителей схоластики Фома Аквинский (1225-1274) гг. формирует главный принцип схоластики «гармония веры и разума», религии и науки.

4. Позднее Средневековье (XIV-XVI) вв. – дальнейшее развитие схоластики, расцвет Оксфордской школы (Р. Гроссетет, Р. Бэкон, У. Оккам и др.)

Эпоха Возрождения: Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии. характеристикой этой эпохи является антропоцентризм – тип философии, сутью которого является восприятие человека в качестве центра мира, венца эволюции природы. Выражением антропоцентризма является гуманизм – течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие личность.

Период классической науки (XVII—XIX вв.). Открывается созданием научного естествознания на основе экспериментальных исследований и математического метода. Формируется первая научная картина мира в современном смысле. Именно под влиянием законов механики, на основе эксперимента и математического анализа образуются системы научных знаний других областей — химии, биологии, оптики, электромагнетизма и др. Вместе с тем происходит выделение конкретных наук из философии. В это время господствует механистическая парадигма научного мышления. Институализируются не только содержание, но и формы развития теоретических знаний. Совершенствуется университетское образование, возникают политехнические и инженерные высшие учебные заведения, научные сообщества, теоретические журналы. Наука быстрыми темпами преобразуется в движущую силу экономического и социального развития.

Историки науки подчеркивают, что именно в Западной Евpoпe в Новое время происходит соединение эксперимента и математики. Становление новоевропейской науки свидетельствовало о всецелой рационализации мышления. Ведущей для новоевропейской науки стала идея «закона природы», что обусловлено духом новой эпохи, духом преобразований, предпринимательства и конкуренции. Утверждается идея прогресса, особую значимость приобретает получение нового знания, принцип упорядоченности и классификации, соединение теории и практики

Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями эпохи Средневековья и Возрождения, когда ручной труд постепенно вменялся действием механизмов, приводимых в рабочее действие силами природы. Агрикультурная революция, навигационные изобретения, транспортная революция, совершенствование горного дела, использование энергии ветра и воды накапливали мощь Западной Европы. Однако решающая роль в промышленной революции XVIII- XIX веков принадлежит сформировавшемуся классическому естествознанию.

Для науки Нового времени было характерно противостояние человека и природы, активное вторжение в природную предметность и преобразование ее с учетом собственных интересов. В Новое время научному знанию были свойственны эмпиризм и математическое обобщение. Родоначальником эмпиризма выступил английский философ Френсис Бэкон (1561-1626) с обширной программой эмпирической философии, родоначальником рационалистического подхода - французский математик и философ Рене Декарт (1596 -1650).

В итоге окончательно формируется образ классической науки. Для обозначения образа новой науки был предложен термин «science», в отличие от термина «philosophia», характерного для схоластического знания.

Период неклассической науки (конец XIX – последняя треть XX в.) характеризуется преодолением кризисных явлений в основаниях классической науки, связанных с тем, что традиционные методы механики оказались непригодными для познания принципиально новых объектов микромира. Революция в естествознании началась с создания теории относительности и квантовой механики (механики микромира), которые качественно изменили парадигму научного мировоззрения, положили начало новому этапу науки.

Основные характеристики неклассической науки

1. Квантово-релятивистская картина мира. В целом изменился образ природы. Если в классической науке она мыслилась как «машина машин», «беременный автомат» (Р. Бойль), то сейчас предстает как стохастический (от гр. stochastikos – случайный, происходящий с вероятностью) автомат - сложная динамическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.

2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения. Идеалом научного познания действительности в классической науке было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира «самого по себе». Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта.

3. Формирование нового понимания причинности. Классическая наука основывалась на механическом понимании причинности как однозначной предсказуемости единичных явлений. Становление нового класса теорий – статистических, основанных на вероятностных представлениях, включающих в себя неоднозначность и неопределенность.

4. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. Это было присуще классической науке. Неклассическая наука, которая связана с анализом сложноорганизованных систем, имеет дело с законами статистического порядка, где вероятность приобретает решающий характер.

  Период постнеклассической науки (последняя треть XX в. – наст. время) Утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек представляют собой единую целостность. Человек находится внутри изучаемого объекта. Наблюдается сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, имеет место и обратный процесс. Из одной науки в другую происходит трансляция идей, научных проблем, гипотез, стилей мышления, исследовательских программ, методологических принципов, теоретических картин реальностей. Теперь в группу лидирующих наук входят информатика, генетика, биология, экология, антропология, глобалистика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: