Культура торгового обслуживания
Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей в магазинах является одной из форм участия торгового предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества.
Качество и культура торгового обслуживания – это совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания населения.
Качество торгового обслуживания – определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.
Культура торгового обслуживания – определяется профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.
Уровень высокой культуры предполагает:
широкий устойчивый ассортимент качественных товаров;
предложение сопутствующих товаров;
высокую профессиональную квалификацию персонала;
соблюдение профессиональной этики и эстетики;
полное соблюдение правил продажи и порядка торговли;
|
|
экономию времени покупателей (оперативность обслуживания);
рациональную технологическую планировку торгового зала;
рациональную выкладку товаров на оборудовании;
различные способы стимулирования покупок;
своевременное информирование покупателей о предлагаемых акциях;
использование средств внутримагазинной рекламы;
ненавязчивую музыку; легкую парковку;
чистоту торговых площадей и прилегающих территорий;
наличие автоматических дверей, туалетных комнат, покупательских корзин (тележек для взрослых, детей, инвалидов);
предложение специальных услуг;
наличие предприятий бытового обслуживания.
Достижению высокого качества торгового обслуживания способствует решение следующих задач:
определение критериев оценки качества исполнительной деятельности всех категорий работников;
разработка системы показателей количественной оценки качества торгового обслуживания покупателей;
выполнение каждым структурным звеном (работником) требований по повышению качества организации труда и культуры обслуживания;
оценка и анализ показателей качества торговых процессов в соответствии с достигаемыми результатами деятельности;
контроль за выполнением комплекса мероприятий по достижению запланированного уровня качества торговли.
Контроль качества обслуживания
Качество торгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятия оценивается системой показателей.
Таблица: Способы оценки показателей качества торгового обслуживания в комплексе и по отдельным элементам
|
|
№ п/п | Показатель | Способы оценки |
1. | Устойчивость и широта ассортимента товаров в магазине | Коэффициент стабильности ассортимента данного товара на определенный отрезок времени |
2. | Соблюдение технологии обслуживания покупателей | Соответствие фактической технологии обслуживания нормативам определенного типа магазина (коэффициент соответствия) |
3. | Затраченное на покупку время покупателя | Средний объем затрат времени покупателями на ожидание обслуживания в часы пик, мин |
4. | Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей | Уровень профессионального мастерства работников секции, отдела, смены, установленный на основе роста оценки профессиональной подготовки продавцов и материалов аттестации |
5. | Организация торговой рекламы и информации | Качество оформления витрин, выкладки товаров, наличие аннотаций на товары, правильное оформление ценников, информации |
6. | Завершенность покупки | Доля покупателей, совершивших покупки, в общей численности покупателей, проявивших интерес к товару (за определенный отрезок времени) |
7. | Предоставление покупателям дополнительных услуг | Количество видов торговых и других услуг, оказываемых покупателям, и их соответствие стандартам предприятия |
8. | Качество обслуживания покупателей | Оценка качества торгового обслуживания по результатам опроса покупателей |
Культура торговли – это совокупность характеристик и условия процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.
ГОСТ Р 51304 – 99 «Услуги торговли. Общие требования»
(дата введения – 01.01.2000 г.)
Распространяется на услуги розничной торговли, устанавливает классификацию услуг, общие требования к услугам, применяется предприятиями и организациями всех форм собственности.
Услуги торговли включают:
реализацию товаров;
оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
информационно-консультационные услуги;
создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товара покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании относят: прием и исполнение заказов на товары; комплектование и упаковывание товаров; организация доставки товаров; улучшенное упаковывание подарочных наборов; прием стеклопосуды, оценка ювелирных изделий и антиквариата на дому у покупателя; прием товаров на комиссию; реализация товаров в кредит; организация работ по послепродажному обслуживанию (сборка мебели, подключение и установка технически сложных товаров); прием заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине; предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов, кабин для просмотра видеокассет, для прослушивания фонограмм.
Информационно-консультационные услуги: консультации специалистов по товарам имеющихся в продаже; проведение рекламных презентаций товаров; дегустация продуктов питания.
Услуги по созданию удобств покупателям: организация и создание мест отдыха; организация питания покупателей; предоставление услуг комнаты матери и ребенка; прием и хранение вещей покупателей; гарантированное хранение купленных товаров; парковка личных автомашин покупателей на организованной стоянке магазина.
Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг.
|
|
Услуги торговли должны отвечать требованиям:
социального назначения,
функциональной пригодности,
эргономики,
эстетики,
технологичности,
безопасности,
охраны окружающей среды.
Требования социального назначения услуги предусматривают: обеспеченность населения услугами данного вида; социальную адресность (соответствие услуги требованиям различных групп потребителей); соответствие уровня качества услуги розничной цене.
Требования функциональной пригодности: информативность (наличие необходимой достоверной информации об оказываемых услугах); обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; точность и своевременность оказания услуги, соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению.
Требования эргономики предусматривают: доступность информации возможностям восприятия потребителем; комфортность и удобство покупателей при оказании услуг; гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, персоналу, помещениям, оборудованию.
Требования эстетики предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности:
архитектурно-планировочных решений помещений торгового предприятия;
оформления фасада здания, интерьера, витрин, выкладки товаров и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации;
интерьера торгового зала путем оснащения соответствующим оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения.
Требования технологичности услуги торговли предусматривают:
наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения товаров;
|
|
наличие рационального набора оборудования и инвентаря (определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения с учетом используемого метода продажи и ассортимента товаров, оказываемых услуг);
наличие технических средств по обработке информации, в т.ч. по товародвижению;
наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания;
создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;
создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.
Безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.
§ Места установки кассовых аппаратов должны быть обеспечены аварийным освещением, охранной сигнализацией.
§ Показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция) в торговых помещениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.
§ Предельно допустимое содержание вредных веществ и пыли в воздухе торговых помещениях не должно превышать установленных норм.
§ Упаковочный материал, применяемый при отпуске развесных продовольственных товаров, должен быть разрешен органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами.
§ При продаже товаров повышенного спроса руководитель предприятия торговли обязан предпринять дополнительные меры по обеспечению безопасности покупателей, в т.ч. ограничить доступ людей в торговый зал.
§ Продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, других опасных в пожарном отношении товаров должна быть организована в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Для контроля качества и безопасности услуг торговли можно использовать следующие методы:
§ экспертный, в т.ч. органолептический и аналитический:
проверка наличия и сроков действия обязательных документов, выдаваемых надзорными органами;
анализ технологической документации – актов бракеража, санитарных книжек персонала и пр.;
проверка маркировки на упаковке товара на наличие сроков годности;
осмотр прилегающей территории предприятия, складских помещений, применяемого оборудования и инвентаря;
§ измерительный (проверка технического состояния и режимов работы оборудования; определение показателей микроклимата, уровня шума);
§ социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).