Славный путь развития спортивной режиссуры вуза

 

Кудашова Л.Т., Кудашов В.Ф.

 

Массовые праздники сопровождали развитие человеческого общества с первых этапов его существования. В каждую историческую эпохуони занимали довольно заметное место в организации досуга людей. Это было одним из элементов системы воспитания, предлагаемой тем или иным обществом. Но лишь в эпоху Древней Греции и Древнего Рима стали появляться тщательно подготовленные и организованные народные празднества, несущие в себе элементы сценарной разработки, режиссуры, выдвигающие и специальную категорию организаторов. Все эти постановки не обходились без элементов спорта и физических упражнений.

Своей грандиозностью поражают Триумфы Древнего Рима и массовые шествия периода Великой Французской революции. В XIX веке многотысячные выступления атлетов стали центральным компонентом спортивных праздников в Чехии. В дальнейшем, с 1882 г. Всесокольские слеты, названные впоследствии чехословацкими Спартакиадами и имеющие своим основным содержанием массовые выступления, проводились со строгой регулярностью.

Сокольский спортивный слет (1901 год)

Совершенно естественной была тяга к формам массового участия молодежи в спортивных мероприятиях, физкультурном движении и в нашей стране. В конце XIX начале XX века и особенно первые годы после Октябрьской революции массовый театр в России вступил в пору бурного развития. Большую популярность спортивно-массовые мероприятия стали приобретать с появлением первых парадов физкультурников в Советском Союзе. Период с 1919 по 1940 годы назван специалистами периодом становления жанра спортивной режиссуры в России (М.И. Губанова с соавт., 1995).

Днем рождения массового спортивного праздника в Советской России считается 25 мая 1919 года. В этот день отмечалась годовщина создания Всевобуча, и на Красной площади состоялся первый советский военно-физкультурный праздник. С 1924 года такие парады-смотры стали проводиться ежегодно, а затем вылились в массовые празднества, посвященные революционным и памятным датам. В демонстрации конца 30-х годов включались группы в национальных костюмах, показательные выступления спортсменов с флагами, шарами, мячами и лентами. Оформление дополнялось макетами кораблей, аэростатов, самолётов и дирижаблей; были автоустановки со скульптурными изображениями В.И. Ленина, макеты скульптур «Рабочего и колхозницы» В. Мухиной и «Часового» Л. Шервуда. К убранству праздничных колонн добавлялись трансформирующиеся цветы и фрукты, раскрывающиеся шары с выходящими из них костюмированными фигурами, «летающие лозунги», составленные из связанных воздушных шаров.

Вот что писала Комсомольская правда о параде 30-х «Под звуки национальных мелодий каждая республика в движениях и красках представляла особенность, жизненный уклад и культуру своего народа. Одна волна выступающих сменялась другой. Менялись краски, оттенки костюмов. То ряды спортсменов занимали всю площадь, то смыкались в причудливом узоре марша или сочетались в плане многоцветными фигурами. Особенно выделялась республика, создавшая несколько круглых "пирамид" с ярусами, на которых находились физкультурники и под ритм музыки превращающие эти башни в живые картины. То это были бутоны, постепенно распускающиеся в розы, то жаркие подсолнухи, то диковинные кактусы или фантастической красоты скульптурные группы. Наиболее красочными были выступления спортсменов Украины и Белоруссии».

Физкультурные парады в Москве у зарубежных гостей, знакомых до того только с сокольскими зрелищами, неизменно находили восторженный отклик: «По технике и красоте мы еще никогда не видели такого настоящего праздника спорта...» писал Герберт Уэллс.

По мнению крупнейшего режиссёра художественно-спортивных праздников в СССР, народного артиста РСФСР Б.Н. Петрова, своего апогея по массовости, богатству тематики, режиссёрским находкам, энтузиазму участников физкультурные парады достигли именно в 30-е годы (Б.Н.Петров, 2006). Это подтверждается и статистикой количества участников парадов. Так в 1931 г. в Физкультурном параде приняли участие 40 тысяч человек, в 1932 г. – 70 тысяч, в 1933 г. – 80 тысяч, в 1934 и 1935 гг. – по120 тысяч, в 1936 г. – 110 тысяч.

Поняв и оценив эффект синхронности и отказавшись от неживой механичности сокольской гимнастики, режиссеры и организаторы в СССР искали свой стиль, свои выразительные средства в постановках массовых спортивных зрелищ. В этот совершенно новый выразительный язык грандиозных действ органически вплетались и отзвуки петроградских зрелищ 20-х годов, и лозунги современности, и самодеятельный – свободный, раскованный и броский – стиль праздничных колонн демонстрантов. Но главным оставался спорт, гимнастика, совершенствующиеся и  приобретающие все большую массовость.

Год за годом состав участников парада менялся и расширялся. Ленинградский и Московский институты физической культуры играли ведущую роль в разработке принципов и средств массовых физкультурных выступлений (Орлов Л.П., 1958).

Свой физкультурно-парадный путь наш Ленинградский институт физической культуры начал с парадов 1920-х годов в родном городе, посвященных революционным датам. А вот всенародную спортивную славу заслужил своими выступлениями на ленинградских и всесоюзных парадах и праздниках: 1932 г. – на стадионе имени В.И. Ленина в Ленинграде; 1933 г. и 1934 гг. – на Дворцовой площади (тогда площади Урицкого) в Ленинграде; 1935 г. – в Ленинграде и в Москве на Красной площади.

Выступление физкультурников на площади Урицкого (ныне Дворцовая) в 1929 г.

 

Каждое такое выступление института представляло собой высокохудожественный синтез движений и действий гимнастических, игровых, танцевальных, иногда батальных, и всё это при ведущей роли спортивной техники в сочетании с музыкой, умелым подбором красок и успешным использованием цветовых эффектов. Создание этих массовых зрелищных выступлений на высоком художественном профессиональном уровне, является результатом работы всего института, но в большей мере это были заслуги коллективов кафедры гимнастики, фехтования и рукопашного боя.

 Подготовка лесгафтовцев к физкультурному параду (1930-е годы)

 

К.Е. Ворошилов, обращаясь к московским спортсменам, так отзывался о выступлении нашего института (газета «Ленинградская правда», №142 за 1935 г.): «Я был в Ленинграде и смотрел там физкультурный праздник. Это было замечательное зрелище. Смотрите, чтобы у вас не было хуже. Будут ли такие номера у вас, какие показали на своём празднике ленинградцы. Я наблюдал там замечательную имитацию штыкового боя. Разумеется, на своём веку я видел не раз настоящие штыковые бои, но то, что показали ленинградцы – достойно восхищения и похвалы» (Шахвердов Г.Г., 1958).

Выступление лесгафтовцев на Всесоюзном параде физкультурников 1935 года имело небывалый успех. Оно свидетельствовало о большом мастерстве исполнителей-спортсменов, профессиональной культуре руководителей, о высоком уровне работы всего  коллектива вуза (Туркин В.Ф., 2004). В 1935 году наш институт на ленинградском и на Всесоюзном параде в Москве показал три танцевальных номера: массовую «Героическую пляску» с флагами на музыку французской песни «Все вперёд», поставленную преподавателями ВШХД Е.Н. Горловой и А.И. Шнирман, «Жизнерадостный танец» с лентами и обручами на музыку Иоганна Штрауса «Весенние голоса» в постановке А.М. Семёновой-Найпак, и чудесную пляску со скакалками, в которой принимали участие и дети – воспитанники студии Дворца пионеров, поставленную А.Е. Обрантом на музыку Сердечкова (Варакина Т.Т., 2002). Украшением этого парада явилась и массовая сцена «Штыковой бой», мастерски подготовленная преподавателем института К.Т. Булочко.

В музее истории нашего вуза хранится почтовая марка СССР, подаренная ветераном вуза Г.Д. Харабуга. На марке запечатлен эпизод Всесоюзного парада физкультурников 1935 года в Москве – колонна атлетов, сильных, жизнерадостных, красивых людей: по Красной площади шагают лесгафтовцы. «На первом плане мастера художественной гимнастики... Впереди - Ольга Васьковская... Выступление спортсменов института им. Лесгафта было великолепным» - из воспоминаний ветерана института, доцента Т. М. Каневец.

После столь удачного выступления на параде 1935 года на Красной площади в Москве наш институт был награжден орденом Ленина за высокие показатели в учебной и научной работе, что стало весьма важным стимулом к дальнейшему успешному развитию институтом своей деятельности в последующие годы.

Возможности спорта-зрелища в этот период все больше заинтересовывали и привлекали мастеров искусств. Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению, что приводило к созданию композиций массовых выступлений, вошедших в сокровищницу массового искусства. Так, сотрудничество талантливых гимнастов-организаторов, таких как Л. П. Орлов и Н. П. Серый с видными людьми искусства того времени (режиссером В. Э. Мейерхольдом, театральным художником Сулимо-Самойло) позволяло специалистам Ленинградского института создавать новые, необычные спортивные представления.

Копия письма из личной переписки Орлова Л.П. и Мейерхольда В.Э. (1939 г.)

 

В работе над музыкальным оформлением выступлений в разные годы принимали участие композиторы С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, братья Покрасс, Прицкер. Известную музыку "Марша лесгафтовцев" на слова Александра Чуркина создал Исаак Осипович Дунаевский. В дальнейшем делегация нашего вуза традиционно на Всесоюзных физкультурных парадах в Москве и на Дворцовой площади проходила под "Марш лесгафтовцев".

В 1936 году Всесоюзный парад не проводился, институт принимал участие лишь в параде на Дворцовой площади. А на параде 1937 года А.Е. Обрант – выпускник нашего вуза, соратник Р.А. Варшавской, - почти целиком осуществил программу выступления только силами детей.

Парад 1938 года был знаменателен для многих. Ставил жизнерадостную «Краснофлотскую пляску» любимый всеми народный артист С.Г. Корень, а музыку для пляски снова написал И.О. Дунаевский, который в процессе подготовки приезжал в вуз на стадион вместе с заслуженной артисткой Союза Любовью Орловой (Туркин В.Ф., 2004).

 

И.О.Дунаевский и Л.П.Орлова среди студентов института. 1930-е г.г.

 

Учитывая огромное агитационное значение гимнастических выступлений, Ленинградский научно-исследовательский институт решил издать соответствующий сборник по организации этих выступлений. В основу материала сборника был положен опыт Ленинградского орденоносного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В организации этих выступлений и разработке их программ участвовал почти весь состав преподавателей гимнастики и методистов ГИФК, в частности: Б. П. Адамович, А. Н. Гунбин, С. А. Гуляев, Р. А. Джашитов, Е. А. Дулетов, И. М. Коряковский, А. М. Невинская, А. X. Майер, Г. Г. Мачехин, Л. П. Орлов, С. Л. Фейгин, Н. П. Черноморов, С. В. Янанис.

 

 

Физкультурный парад на Дворцовой площади. Художественная гимнастика (1937 г.)

 

В 1938 г. под общей редакцией И.М. Коряковского, Л.П.Орлова, Л.Д. Штакельберга и С.В. Янаниса было издано первое учебное пособие по гимнастике для институтов и техникумов физической культуры, где появились и разделы о проведении гимнастических праздников и выступлений (Иванов К.М., 1998).

Выступление института в 1938-39 учебном году получило исключительно высокую оценку со стороны представителей партии и правительства; в отзывах отмечалось, что путь, на котором стоит Ленинградский институт физической культуры в деле показа своих спортивных достижений на физкультурных парадах, является правильным (Шахвердов Г.Г., 1958). «По нашему мнению, - писал Л. Авиром в журнале «Гимнастика», - их выступление было подлинной вершиной всего парада по гимнастическому мастерству, режиссерской культуре, прекрасной гамме красок и умной, вдумчивой отделке деталей, не заслонявших развитие сюжетной линии». Тема выступления лесгафтовцев была «Физкультурники – мощный резерв Красной Армии». К сожалению, это была последняя работа Всеволода Мейерхольда, которую он уже не увидел.

В 1940 году в Ленинграде был проведён последний предвоенный парад физкультурников, в котором принимали участие и студенты института им. П.Ф. Лесгафта.

В 1941 году нормальная деятельность института, как и всей страны, была нарушена Великой Отечественной войной. Уже в первые дни войны более семисот преподавателей и студентов института вместе директором И.И. Никифоровым ушли добровольцами в Красную армию, в партизанские отряды, в народное ополчение. Лесгафтовцы воевали в авиации, на флоте, в пехоте, были бойцами блокадного Ленинграда, сражались под Ленинградом и Москвой, за Сталинград и на Курской дуге, на южных и северных рубежах нашей страны. А сам институт вел активную работу по обучению резервов Красной Армии: преподаватели вуза, оставшиеся в блокадном Ленинграде, работали в госпиталях, на Дороге жизни, вели напряженные занятия по штыковому бою в подразделениях Всевобуча.

Несмотря на военное время, преподаватели и выпускники нашего института не прекращали выступать и в тяжёлые военные годы, подбадривая тем самым бойцов, местных жителей и вселяя в них надежду. Туркин В.Ф. (2004) в своей книге «С искусством кровное родство» описывает воспоминания выпускницы нашего университета В. Шапошниковой о концертах на передовой в окопах под Колпино в честь 7 ноября 1942 года; воспоминания Т. Варакиной об организации Л.П. Орловым, заведующим кафедрой гимнастики института имени П.Ф. Лесгафта, массового гимнастического выступления силами работников госпиталей на базе Лесотехнической академии.

4 апреля 1942 года в 4-ом батальоне выздоравливающих, размещавшемся у Финляндского вокзала (ныне здание артиллерийской академии), был проведён 1-й физкультурный праздник. Вскоре во всех батальонах выздоравливающих прошли такие же военно-физкультурные праздники, в которых принимал участие почти весь личный состав подразделений. А 31 мая 1942 г. в Ленинграде на стадионе на Съездовской линии Васильевского острова, где перед войной размещалось военно-политическое училище, проводился праздник уже всех 10-ти батальонов бригады выздоравливающих. Это были массовые гимнастические выступления, представленные силами работников госпиталей. Художественным руководителем выступлений был назначен заслуженный мастер спорта Николай Серый.

Осенью в Озерках состоялся 2-ой большой военно-спортивный праздник, подводивший итоги лечебно-восстановительной работы батальонов за 1942 год. С обширной программой выступали команды батальонов выздоравливающих, расквартированных в городе. Сценарий был написан мастером спорта Евгением Глинтерником, а его брат, мастер спорта Александр Глинтерник (1951-1952 – заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта), вёл программу этого праздника, объявляя номера и называя всё новые и новые имена бойцов и командиров, недавно ещё не способных двигаться, а теперь выполнявших сложные физические упражнения.

В 1943 г. после прорыва блокады спортивных мероприятий в городе стало значительно больше. В последних числах января прошло первенство ленинградского фронта и Ленинграда по лыжам, в феврале – по гимнастике, в марте – по лыжным эстафетам и штыковому бою, в апреле и июне состоялись финалы кросса на различные дистанции. Проводились чемпионаты фронта по футболу и баскетболу, а в сентябре и первенство Ленинграда по футболу. А на стадионе "Динамо" в программе спортивных выступлений были представлены номера из художественной гимнастики (в постановке Р.А. Варшавской). В июньские дни 1943 г. в Кавголовском лесу, в долине, окружённой поредевшими за период блокады соснами, состоялся большой военно-спортивный праздник…. «Долина за короткий срок превратилась в импровизированный стадион. Склоны холмов стали трибунами для зрителей. Были размечены беговые дорожки. Праздничную обстановку подчёркивало множество разноцветных флагов, высоко поднятых к небу на мачтах».

За огромный вклад в военную подготовку и помощь фронту в Великой Отечественной войне Президиум верховного Совета СССР наградил Ленинградский Государственный ордена Ленина институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта орденом Красного Знамени.

В мае 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии во Второй мировой войне, 24 июня прошел военный парад с бросанием фашистских стягов к подножию мавзолея, а уже в августе на Красной площади в Москве состоялся первый послевоенный Всесоюзный парад физкультурников. Это был праздник гордости народа-победителя, праздник радости и счастья. Все было проникнуто восторгом, ликованием, великой любовью к Родине. «Подобно сказочному Феликсу, - писала в те дни лондонская «Таймс», - спортивная Россия встала из пепла и выглядит ещё прекрасней, изумляя всех, кто способен хоть в какой-то мере понять величие происходящего»  (Орлов Р.В., 1979).

В торжественном марше и массовых гимнастических выступлениях на этом параде были представлены делегации всех Союзных республик, а так же гг. Москвы и Ленинграда. Всего участвовало 27 тысяч человек. Композиционно этот парад был построен на тех же принципах, что и физкультурные парады довоенных лет.  Вот что писал об этом параде американский генерал Дуат Эйзенхауер, приглашенный Жуковым: «Никто из нас никогда не видел даже отдалённо похожего на это зрелища. Спортсмены-исполнители были одеты в яркие костюмы, и тысячи этих людей исполняли движения в едином ритме. Народные танцы, акробатические номера и гимнастические упражнения исполнялись с безупречной точностью и, очевидно, с огромнейшим энтузиазмом».

Основу выступления на параде составляли гимнастические упражнения. Работа шла под руководством Николая Павловича Серого – исключительно талантливого человека, который, еще, будучи действующим спортсменом, стал и режиссером. За крупные успехи в спорте Николаю Серому присвоено было почётное звание Заслуженного мастера спорта СССР, его деятельность в области подготовки массовых спортивно-гимнастических выступлений отмечена присвоением звания Заслуженного деятеля искусств, а научно-педагогическая работа в высших учебных заведениях – званием доцента. Народная же память запечатлела его в образе атлетического юноши - скульптурной группы во дворе института.

Скульптурная композиция на стадионе института

 (студенты О.Васьковская и Н.Серый) 1930 г.

 

Первые три послевоенные года сотрудники института были заняты серьезной творческой работой по подготовке к массовым гимнастическим выступлениям на всесоюзных физкультурных парадах в г. Москве 1945, 1946 и 1947 гг. Парад 1946 года прошел под лозунгами борьбы за быстрейшее восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства нашей страны. Впервые парад был проведен в необычных условиях: не на Красной площади, а на Московском Центральном стадионе «Динамо». Это потребовало новой организации парада. Определившиеся в течение многих лет принципы построения программы, композиции массовых гимнастических выступлений, художественно-декоративного и музыкального оформления, методы подготовки и организации марш-парада, гимнастических выступлений и спортивных соревнований потребовали коренного пересмотра. Парад 1946 года показал необходимость дальнейшей спортизации выступлений на параде за счет сокращения танцев, пения.

Свое мастерство и творчество  большая группа преподавателей и студентов института в составе делегации СССР продемонстрировала в красочном выступлении на ХI Сокольском слете в г. Праге летом 1948 года и затем в г. Варшаве. Несмотря на то, что советская делегация состояла всего из 500 человек, а стадион для выступлений был в 8 раз больше обычного футбольного поля, на котором одновременно выступало до 40 тыс. гимнастов Чехословакии, выступление советских гимнастов прошло с огромным успехом,   благодаря высокому спортивному мастерству.  250 мужчин в вольных упражнениях одновременно выполняли «сальто», «перевороты» и стойки на руках, а женщины – «шпагаты» и «мосты». Работали также одновременно на пятидесяти перекладинах, конях с ручками, средних и разновысоких брусьях. Хорошо составленные и отлично выполняемые вольные упражнения с различными предметами и особенно упражнений на высотных (7 метров) брусьях и перекладине с солистами О.В. Бормоткиным, А.М. Ассоровым, М.Г. Гороховской восторженно принимались зрителями. В финале на два счета строилась 15-метровая пирамида. В течение получаса, пока шла советская программа, аплодисменты на трибунах не смолкали. В высоком темпе, сложности, музыкальном оформлении, технической оснащенности, спортивного мастерства этой постановки было истинное новаторство. Подготовку и руководство этим выступлением также осуществлял Н.П. Серый. Эти выступления имели тогда большое политическое значение: они продемонстрировали, что в Советском Союзе достаточно сильной молодёжи, способной восстановить разрушенное хозяйство своей Родины и достаточно защитить её честь на спортивной арене.

В период с 1952 по 1962 год кафедра гимнастики  подготовила семь крупных массовых гимнастических выступлений, в которых, как всегда, участвовал весь институт. Это, не считая ежегодных выступлений института на Дворцовой площади в майские и ноябрьские праздники.  Наиболее важными и красочными были выступления в Москве на последнем Всесоюзном параде физкультурников в 1954 году, на I-ой Спартакиаде народов РСФСР в 1956 году.

Особенно запоминающимися были выступления на празднике молодежи в Ленинграде на стадионе им. Кирова и в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи в 1957 году.

Церемония закрытия VI всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1957 год)

 

Художественным руководителем всех выступлений на фестивале был Н.П. Серый, финал выступлений готовили А.С. Серебряный и А.А. Захарьянц, выступление заканчивалось эффектным упражнением с бенгальскими огнями (закрытие происходило поздно вечером) (Иванов К.М., 1998).

В 1959 году на открытии Спартакиады РСФСР спортсмены института, кроме упражнений на высотных снарядах, выполняли упражнения в пирамиде, конструкция которой была привезена из г. Минска. Дальнейшие выступления на Спартакиадах народов СССР проходили совместно с другими физкультурными вузами.

В 60-е годы наш институт принимал участие в традиционных городских майских и ноябрьских спортивных выступлениях на Дворцовой площади города, вечерах выпускников «Алые паруса» и других городских спортивных праздниках. Следует отметить выступления на стадионе им. Кирова на открытии Спартакиады города в июне 1965 года и на открытии Спартакиады России в 1967 году.

Репетиция спортивного праздника. 1960 г.

Для выступления в 1965 году под руководством А.С. Серебряного была сооружена 8-ярусная пирамида, на которой 150 студентов выполняли упражнения, составленные К.М. Ивановым и А.А. Захарьянц. В 1967 г. под руководством А.А. Жирова было составлено оригинальное вольное упражнение в квадратах на музыку Ш. Гуно из оперы «Фауст». В составлении упражнения участвовали А.А. Жиров, А.А. Захарьянц, Р.С. Хачатуров, и П.В. Микулич. Это упражнение затем было повторено и  на Дворцовой площади (Иванов К.М., 1998).

Открытие Спартакиады РСФСР. Ленинград 1967 г.

В период с 1976 по 1996 год институт и кафедра не готовили самостоятельных крупных массовых гимнастических выступлений. В то же время группы студентов – до 250 человек, вместе с преподавателями кафедры, участвовали в торжественных церемониях открытия Спартакиад Народов СССР и Олимпиады-80 на центральном стадионе Москвы.

Наиболее красочными и запоминающимися были гимнастические выступления на таких праздниках восьмидесятых годов, как XXII Олимпийские игры (1980 г.), VIII летняя Спартакиада народов СССР (1983 г.), Международные соревнования «Дружба – 84», XXII фестиваль молодежи и студентов (1985 г.), первые в истории спорта Игры доброй воли (1986 г.).

Преодолевая трудное время перестройки «девяностых» в нашей стране, специалистами не были утеряны достигнутые высоты мастерства проведения спортивных праздников. Такими специалистами-организаторами, как Ю.И. Наклонов, А.Ф. Гринштейн и Б.Н. Петров с привлечением ресурсов нашего ВУЗа были разработаны и подготовлены праздники в Санкт-Петербурге в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне (1985 год), Игры доброй воли 1994 года, 100-летие Академии им. П.Ф. Лесгафта в 1996 году.

 

Гимнасты института на Дворцовой площади 1976 г.

Множество идей Наклонова Ю.И. (доцент кафедры гимнастики) как художника – конструктора претворялось в массовых спортивных праздниках как в нашей стране, так и за рубежом: так в V Всеафриканских играх в Египте (главный режиссер Петров Б.Н.) по эскизам и чертежам Наклонова Ю. И. была сооружена конструкция, копирующая часть пирамиды Хеопса. На этих же играх была использована и конструкция «Сахарная кукла» (Туркин В.Ф., 2004).

Закономерным результатом длинного и славного пути развития спортивной режиссуры в стране, было открытие кафедры для  централизованной подготовки специалистов в 1996 году в Москве в РГУФКе, а в 1997 году, в нашей Академии на кафедре гимнастики был открыт профиль подготовки магистров «Спортивная режиссура». Вузом сделано более семи успешных выпусков магистров данного профиля. В юбилейном для магистратуры 2007 году состоялась защита кандидатской диссертации Кудашовым В.Ф. по вопросам подготовки спортивных режиссеров в вузах, что, несомненно, внесло свой вклад в теоретические разработки вуза и кафедры гимнастики по совершенствованию системы организации и проведения спортивных праздников. В 2009 году был сделан первый набор студентов  по  специальности «Режиссура спортивно-художественных представлений и праздников».

На сегодняшний день преподаватели и студенты Национального государственного университета им. П.Ф. Лесгафта постоянно принимают участие в подготовке и проведении художественно-спортивных мероприятий от внутривузовских, до крупных городских, всероссийских и международных, таких  как: Эстафета олимпийского огня в Санкт-Петербурге (апрель 2008 г.), открытие центра олимпийской подготовки по художественной гимнастике «Жемчужина» (июнь 2009 г), спартакиада промышленных предприятий Санкт-Петербурга (сентябрь 2009), чемпионат мира по таеквондо (октябрь 2009 г.), этап кубка мира по художественной гимнастике (апрель 2010 года) и многих других.

Фрагменты выступления студентов ВУЗа на спортивных мероприятиях

21 мая 2010 года состоялось торжественное открытие стадиона университета с участием выдающихся спортсменов, видных ученых, представителей спортивной общественности. Студенты, магистранты и преподаватели вуза под руководством главного режиссёра этого мероприятия Кудашова В.Ф, приняли в нём непосредственное участие.

 

Фрагменты церемонии открытия стадиона НГУ им П.Ф. Лесгафта (май 2010 года, СПб)

В октябре 2010 года 50 студентов кафедры вместе с педагогами-постановщиками были приглашены И.А. Винер в Москву на постановку отдельного эпизода «Все флаги в гости к нам» в рамках церемонии открытия XXX юбилейного чемпионата мира по художественной гимнастике.

 

Фрагменты церемонии открытия чемпионата мира по художественной гимнастике (сентябрь 2010 г, Москва)

 

Главным режиссером и постановщиком  данных спортивных праздников бессменно является доцент кафедры теории и методики гимнастики Кудашов В.Ф., которого с полным правом можно назвать преемником славных традиций спортивной режиссуры нашего вуза и кафедры.

 

Литература:

 

  1. Варакина Т.Т. Короткие воспоминания о долгой жизни. /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта – СПб, 2002. – 106 с.
  2. Гимнастика. Под общ. ред. Орлова Л.П., 1958. ФИС, М. 620 с.
  3. Григорьев А.Е. Гимнасты Санкт-Петербурга. Совершенствование мастерства. – СПб.: АОЗТ «Издательство КN», 1995 – 118 с.
  4. Гринштейн А.Ф. Основы организации спортивно-зрелищных мероприятий. - СПб.: ГАФК, 1993. - С. 10-15.
  5. Губанова М.И., Дружков А.Л., Табаков С.Е. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздниках. - М., 1995, 50 с.
  6. Иванов К.М. История кафедры гимнастики; Монография /СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, СПб., 1998. – 54 с.
  7. Иванов К.М., Кудрявцева З.Н. Кафедре теории и методике гимнастики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта – 75 лет. Журн. «Гимнастический мир Санкт-Петербурга», 2009, №11, с.2-9.
  8. Наклонов, Ю.И. Жанру жить / Ю.И. Наклонов, В.Ф. Кудашов // Гимнастический мир Санкт-Петербурга / СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., 2006. – №8 – С. 18-19.
  9. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики. ТВТ Дивизион. Москва, 2006.-482 с.
  10. Туркин В.Ф.,  С искусством кровное родство. Сборник очерков. ООО «Полиграфист». – 2004. – 166 с.
  11. Шахвердов Г.Г. Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта: очерки истории института. – Л.,1958. – 164 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: