IV. Закрепление понятия о существительных II склонения

Елусова В.Ю. ОБ-РЛ 41

Конспект нестандартного урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Окончание -ом, -ем у существительных II склонения в творительном падеже

Цель:

    Образовательно-развивающая: научить обучающихся правильной постановке вопросов к существительным II склонения в творительном падеже, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных в безударном положении.

Воспитательно-развивающая: развивать интерес к учению, воспитывать дружеское отношение к людям другой национальности.

Коррекционно-развивающая: корректировать речь и мышление, умение понимать и использовать в речи слова и словосочетания, развивать связную речь в устной и письменной форме.

 

Оборудование:

1. По количеству  детей: ножницы, карандаши, тетрадные листы, ручки.

2. Магнитные доски для опорных таблиц и плакатов.

3. Опорные таблицы, плакаты.

4. Одежда для Джона, значок на грудь, дипломат, галстук, шляпа, плакат с объемными  цветными ладонями, за ладонями письма по кол-ву детей.

 

Ход урока

I. Организационный момент:

В класс входит озабоченный учитель, в руках держит лист бумаги:

-Только что мне передали срочное сообщение, адресованное нашему классу. Но мне, ребята, нужна ваша помощь. Дело в том, что в сообщении не очень понятен текст. Кто-то допустил ошибку и в тексте оказались пропущенные буквы. Необходимо вставить пропущенные буквы (учитель настраивает детей на то, чтобы пропущенные буквы вставляли без ошибок, иначе текст сообщения будет непонятен).

II. Орфографическая пятиминутка.

-Подойдите ко мне и помогите прочитать текст сообщения.

(Обучающиеся вставляют пропущенные буквы и читают текст):

 

 

Срочно! Сообщаю вам о своём приезде 3 марта в 9 часов 15 минут. Встречайте. Русский язык только начал изучать. Знаю существительные в творительном падеже II склонения.

                                                                Джон.

 

По мере того, как дети вставляют пропущенные буквы, они вспоминают правила: правописание безударных гласных, правописание собственных имен существительных, правописание ча-ща.

После прочтения сообщения дети садятся на места.

III. Сообщение новой темы.

-Ребята, что будем делать? Дело в том, что наш гость знает существительные II склонения в творительном падеже, а мы должны только сегодня изучать творительный падеж (учитель ставит детей перед необходимостью дать согласие на изучение новой темы для успешного общения с гостем)

-Хорошо, тогда давайте вспомним, какие существительные относятся ко II склонению?

М.Р: -ь, -й, согласные Ср.р: -о, -е.

 опорная таблица:

 

-Приведите примеры существительных II склонения.

-На какой вопрос отвечают существительные в Т.п.?

 

опорная таблица:          

Т.п.  (Кем? Чем?)

 

-С какими предлогами употребляются существительные в Т.п?

 (предлоги: с, за, над, под)

-Давайте поставим в творительный падеж существительные II склонения и определим окончания этих существительных.

(обучающиеся приводят примеры существительных II склонения, ставят их в творительный падеж, уточняют окончания).

-Какие окончания имеют существительных II склонения в Т.п.?

 (вывод делают ученики)

-Правильно, существительные II склонения в Т.п. имеют окончания - ом, - ем.

-Гость не знает русский язык. Как мы его встретим, чем поприветствуем?

 

 

Опорная таблица:

  Чем?  рукопожатием, поклоном, жестом

 

-Что вы можете сказать об этих существительных? Будут ли они понятны гостю?

(Да. Ведь они стоят в творительном падеже, имеют окончания -ом, -ем, относятся ко II склонению.)

Физкультминутка. – Встаньте и покажите друг другу, как можно поприветствовать гостя поклоном. Поприветствуйте  жестом, рукопожатием.

    Ученики показывают: поклон головой, поклон до пояса, пожатие одной рукой, пожатие двумя руками, дружески ударить по плечу, помахать рукой над головой и т.д.

IV. Закрепление понятия о существительных II склонения.

Входит «американец»  Джон со словами приветствия: «Хэлло!».

Учащиеся приветствуют его жестами, поклонами, рукопожатиями (на выбор).

Рассматривают его внешний вид. Ищут и называют существительные II склонения (дипломат, значок, плакат).

-Ребята, с чем пришел к нам Джон?

(отвечают дети: с дипломатом, со значком, с плакатом)

Гость кивает головой, улыбается, повторяя и показывая названные предметы: с дипломатом! Со значком! С плакатом!

-Наш гость Джон понимает нас, значит, мы правильно ставим существительные II склонения в Т.п.

(Учитель с детьми предлагают гостю присесть отдохнуть, а сами разворачивают и рассматривают плакат)

-Найдите существительные II склонения. (Голубь, дерево, небо, солнце, флаг).

-Давайте поставим эти существительные в творительный падеж.

(открывается вторая половина доски.) На ней запись:

С кем? С голуб ..                                                  Под чем? под солнц ..

Над чем? над дерев ..                                            За чем? за флаг ..

Работа у доски. Два учащихся дописывают недостающие окончания на доске, остальные проверяют.

-Дети! Солнце, небо, голубь, флаг, разноцветные ладони.… Да это же письмо дружбы!

 

                                                          

 

                                                                 

- А почему ладони разноцветные? В стране Джона живут люди разных национальностей, разного цвета кожи. Они дружат между собой.

Учитель трогает одну из ладоней и говорит;

-Я чувствую тепло дружбы! А существительное «тепло», к какому склонению относится? (ко II склонению) Ладошки (с чем?) с теплом

А еще с чем? (достает из-за ладони письмо)… с письмом!

(учитель читает письмо, дети слушают содержание):

«Здравствуй, друг! С приветом Моника. Я хочу получить письмо из России. У меня есть дома попугай. Я люблю играть с попугаем. А ты любишь птиц? Жду письмо с ответом. До свидания. Моника.

(при повторном чтении учитель просит детей хлопнуть в ладоши при назывании существительных II склонения в Т.П.)

Учитель просит детей подойти к плакату с цветными ладонями, приложить свою ладонь, закрыть глаза и почувствовать тепло дружбы.

-Достаньте из-за ладони письмо, прочитайте его и обменяйтесь впечатлениями друг с другом. Садитесь на свои места.

-Найдите и назовите в своих письмах существительные II склонения в Т.П.(дети называют вслух) Возьмите ножницы и вырежьте существительные II склонения в Т.П. Сколько слов вырезали? Считают слова. Уточняют вслух, какие слова вырезали.

-Давайте напишем нашим друзьям письма-ответы. Я буду вам диктовать, а вы записывать.

-Здравствуй! Учитель напоминает, что это словарное слово. После написания предлагает по карточке проверить ошибки в написании.

Карточка:      

    

  Здравствуй      

-Продолжаем писать: друг! (девочки пишут: подруга). Я тоже люблю животных и птиц. Люблю играть с (кем?)…(выберите любое название животного или птицы, написанное на доске и запишете это существительное в творительном падеже)

попугай              кролик

хомяк                  голубь

кот                      ёж

    …и ухаживать за ним. Жду письмо с ответом. До свидания (словарное слово) Проверяют правильность написания по карточке: 

 

До свидания

                                                               

 

С дружеским приветом к тебе …..(пишут свое имя).

-Выделите в письме окончания существительных II склонения. В каких словах вы подчеркнули окончания? (дети называют) Сложите свои письма пополам и положите за цветную ладонь.

-Дети, с чем мы отправляем свои письма (с ответом, с приветом)?

 Гость Джон улыбается и говорит: «О! С приветом! С ответом!» Открывает свой дипломат и достаёт лимонад: «Дипломат с чем?» Дети отвечают: «С лимонадом!»

Джон угощает детей лимонадом под музыку. Жестом показывает на часы и собирается уходить. Говорит «Гудбай!», машет рукой и уходит.

Дети продолжают пить лимонад. Учитель в свободной обстановке подводит итог урока.

-Какую тему урока мы сегодня изучили?

-На какой вопрос отвечают существительные II склонения в Т.п.?

-Какие имеют окончания?

Учитель выставляет оценки за урок, комментирует их.

 

 

Приложение (тексты писем для детей за цветными ладонями):

 

Здравствуй, друг! Меня зовут Моника. У меня есть кролик. Он белый и пушистый. Я люблю играть с кроликом. А с кем играешь ты? Напиши мне. До свидания.                                                            

                                                                                  Моника.

 

 

Здравствуй, друг! Меня зовут Петро. Я люблю животных, у меня есть ёжик. Он колючий, пьёт молоко. Я люблю играть с ежом. А с кем играешь ты? Напиши мне.

До свидания.                                                          Твой друг Петро.

 

Здравствуй, друг! Меня зовут Рафаэль. Я люблю животных, у меня есть попугай Жако. Он умеет разговаривать. Я люблю играть с попугаем. А с кем играешь ты? Напиши мне. До свидания.                                                        

                                                                                 Твой друг Рафаэль.  

 

Здравствуй, друг! Меня зовут  Санта. Я люблю животных, у меня есть хомяк.

Он рыжего цвета. Любит семечки. Я люблю играть с хомяком. А с кем играешь ты?

Напиши мне. До свидания.

                                                                               Твоя подруга Санта.              


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: