Елусова В.Ю. ОБ-РЛ 41
Конспект нестандартного урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Окончание -ом, -ем у существительных II склонения в творительном падеже
Цель:
Образовательно-развивающая: научить обучающихся правильной постановке вопросов к существительным II склонения в творительном падеже, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных в безударном положении.
Воспитательно-развивающая: развивать интерес к учению, воспитывать дружеское отношение к людям другой национальности.
Коррекционно-развивающая: корректировать речь и мышление, умение понимать и использовать в речи слова и словосочетания, развивать связную речь в устной и письменной форме.
Оборудование:
1. По количеству детей: ножницы, карандаши, тетрадные листы, ручки.
2. Магнитные доски для опорных таблиц и плакатов.
3. Опорные таблицы, плакаты.
4. Одежда для Джона, значок на грудь, дипломат, галстук, шляпа, плакат с объемными цветными ладонями, за ладонями письма по кол-ву детей.
|
|
Ход урока
I. Организационный момент:
В класс входит озабоченный учитель, в руках держит лист бумаги:
-Только что мне передали срочное сообщение, адресованное нашему классу. Но мне, ребята, нужна ваша помощь. Дело в том, что в сообщении не очень понятен текст. Кто-то допустил ошибку и в тексте оказались пропущенные буквы. Необходимо вставить пропущенные буквы (учитель настраивает детей на то, чтобы пропущенные буквы вставляли без ошибок, иначе текст сообщения будет непонятен).
II. Орфографическая пятиминутка.
-Подойдите ко мне и помогите прочитать текст сообщения.
(Обучающиеся вставляют пропущенные буквы и читают текст):
Срочно! Сообщаю вам о своём приезде 3 марта в 9 часов 15 минут. Встречайте. Русский язык только начал изучать. Знаю существительные в творительном падеже II склонения.
Джон.
По мере того, как дети вставляют пропущенные буквы, они вспоминают правила: правописание безударных гласных, правописание собственных имен существительных, правописание ча-ща.
После прочтения сообщения дети садятся на места.
III. Сообщение новой темы.
-Ребята, что будем делать? Дело в том, что наш гость знает существительные II склонения в творительном падеже, а мы должны только сегодня изучать творительный падеж (учитель ставит детей перед необходимостью дать согласие на изучение новой темы для успешного общения с гостем)
-Хорошо, тогда давайте вспомним, какие существительные относятся ко II склонению?
М.Р: -ь, -й, согласные Ср.р: -о, -е. |
опорная таблица:
|
|
-Приведите примеры существительных II склонения.
-На какой вопрос отвечают существительные в Т.п.?
опорная таблица:
Т.п. (Кем? Чем?) |
-С какими предлогами употребляются существительные в Т.п?
(предлоги: с, за, над, под)
-Давайте поставим в творительный падеж существительные II склонения и определим окончания этих существительных.
(обучающиеся приводят примеры существительных II склонения, ставят их в творительный падеж, уточняют окончания).
-Какие окончания имеют существительных II склонения в Т.п.?
(вывод делают ученики)
-Правильно, существительные II склонения в Т.п. имеют окончания - ом, - ем.
-Гость не знает русский язык. Как мы его встретим, чем поприветствуем?
Опорная таблица:
Чем? рукопожатием, поклоном, жестом |
-Что вы можете сказать об этих существительных? Будут ли они понятны гостю?
(Да. Ведь они стоят в творительном падеже, имеют окончания -ом, -ем, относятся ко II склонению.)
Физкультминутка. – Встаньте и покажите друг другу, как можно поприветствовать гостя поклоном. Поприветствуйте жестом, рукопожатием.
Ученики показывают: поклон головой, поклон до пояса, пожатие одной рукой, пожатие двумя руками, дружески ударить по плечу, помахать рукой над головой и т.д.
IV. Закрепление понятия о существительных II склонения.
Входит «американец» Джон со словами приветствия: «Хэлло!».
Учащиеся приветствуют его жестами, поклонами, рукопожатиями (на выбор).
Рассматривают его внешний вид. Ищут и называют существительные II склонения (дипломат, значок, плакат).
-Ребята, с чем пришел к нам Джон?
(отвечают дети: с дипломатом, со значком, с плакатом)
Гость кивает головой, улыбается, повторяя и показывая названные предметы: с дипломатом! Со значком! С плакатом!
-Наш гость Джон понимает нас, значит, мы правильно ставим существительные II склонения в Т.п.
(Учитель с детьми предлагают гостю присесть отдохнуть, а сами разворачивают и рассматривают плакат)
-Найдите существительные II склонения. (Голубь, дерево, небо, солнце, флаг).
-Давайте поставим эти существительные в творительный падеж.
(открывается вторая половина доски.) На ней запись:
С кем? С голуб .. Под чем? под солнц ..
Над чем? над дерев .. За чем? за флаг ..
Работа у доски. Два учащихся дописывают недостающие окончания на доске, остальные проверяют.
-Дети! Солнце, небо, голубь, флаг, разноцветные ладони.… Да это же письмо дружбы!
- А почему ладони разноцветные? В стране Джона живут люди разных национальностей, разного цвета кожи. Они дружат между собой.
Учитель трогает одну из ладоней и говорит;
-Я чувствую тепло дружбы! А существительное «тепло», к какому склонению относится? (ко II склонению) Ладошки (с чем?) с теплом
А еще с чем? (достает из-за ладони письмо)… с письмом!
(учитель читает письмо, дети слушают содержание):
«Здравствуй, друг! С приветом Моника. Я хочу получить письмо из России. У меня есть дома попугай. Я люблю играть с попугаем. А ты любишь птиц? Жду письмо с ответом. До свидания. Моника.
(при повторном чтении учитель просит детей хлопнуть в ладоши при назывании существительных II склонения в Т.П.)
Учитель просит детей подойти к плакату с цветными ладонями, приложить свою ладонь, закрыть глаза и почувствовать тепло дружбы.
-Достаньте из-за ладони письмо, прочитайте его и обменяйтесь впечатлениями друг с другом. Садитесь на свои места.
-Найдите и назовите в своих письмах существительные II склонения в Т.П.(дети называют вслух) Возьмите ножницы и вырежьте существительные II склонения в Т.П. Сколько слов вырезали? Считают слова. Уточняют вслух, какие слова вырезали.
|
|
-Давайте напишем нашим друзьям письма-ответы. Я буду вам диктовать, а вы записывать.
-Здравствуй! Учитель напоминает, что это словарное слово. После написания предлагает по карточке проверить ошибки в написании.
Карточка:
Здравствуй |
-Продолжаем писать: друг! (девочки пишут: подруга). Я тоже люблю животных и птиц. Люблю играть с (кем?)…(выберите любое название животного или птицы, написанное на доске и запишете это существительное в творительном падеже)
попугай кролик
хомяк голубь
кот ёж
…и ухаживать за ним. Жду письмо с ответом. До свидания (словарное слово) Проверяют правильность написания по карточке:
До свидания |
С дружеским приветом к тебе …..(пишут свое имя).
-Выделите в письме окончания существительных II склонения. В каких словах вы подчеркнули окончания? (дети называют) Сложите свои письма пополам и положите за цветную ладонь.
-Дети, с чем мы отправляем свои письма (с ответом, с приветом)?
Гость Джон улыбается и говорит: «О! С приветом! С ответом!» Открывает свой дипломат и достаёт лимонад: «Дипломат с чем?» Дети отвечают: «С лимонадом!»
Джон угощает детей лимонадом под музыку. Жестом показывает на часы и собирается уходить. Говорит «Гудбай!», машет рукой и уходит.
Дети продолжают пить лимонад. Учитель в свободной обстановке подводит итог урока.
-Какую тему урока мы сегодня изучили?
-На какой вопрос отвечают существительные II склонения в Т.п.?
-Какие имеют окончания?
Учитель выставляет оценки за урок, комментирует их.
Приложение (тексты писем для детей за цветными ладонями):
Здравствуй, друг! Меня зовут Моника. У меня есть кролик. Он белый и пушистый. Я люблю играть с кроликом. А с кем играешь ты? Напиши мне. До свидания.
|
|
Моника.
Здравствуй, друг! Меня зовут Петро. Я люблю животных, у меня есть ёжик. Он колючий, пьёт молоко. Я люблю играть с ежом. А с кем играешь ты? Напиши мне.
До свидания. Твой друг Петро.
Здравствуй, друг! Меня зовут Рафаэль. Я люблю животных, у меня есть попугай Жако. Он умеет разговаривать. Я люблю играть с попугаем. А с кем играешь ты? Напиши мне. До свидания.
Твой друг Рафаэль.
Здравствуй, друг! Меня зовут Санта. Я люблю животных, у меня есть хомяк.
Он рыжего цвета. Любит семечки. Я люблю играть с хомяком. А с кем играешь ты?
Напиши мне. До свидания.
Твоя подруга Санта.