Как составлять конспект

Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой

Тема: «Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой».

Цель: научить учащихся приемам составления конспектов.

Начинаем наш очередной библиотечный урок. Сегодня мы с вами продолжим разговор о методах самостоятельной работы с книгой, так как эта работа была и остается основным, наиболее эффективным методом учебы. И сегодня мы познакомимся с новой для вас формой записи — конспектированием.

Есть много способов лучше запоминать и усваивать изучаемые материалы. Наиболее эффективный из них — записывать прочитанное. Сжато излагая мысли автора, читатель приобретает важные навыки: умение отбирать и обобщать главное, кратко формулировать основные положения, анализировать прочитанный материал. При этом развиваются память, мышление, обогащается письменная и устная речь. Содержание книги благодаря этому прочно остается в памяти.

Еще в далеком прошлом была подмечена огромная польза выписывания мыслей по мере чтения. Вот как об этом писал русский экономист и публицист И.Т. Посошков (1652-1726): «Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая тиречь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична... И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки».

Как вы поняли, записи при работе с книгой имеют очень большое значение. Поэтому я вам рекомендую работать с карандашом в руках. Существует несколько форм ведения записей. Выбор той или иной формы зависит не только от индивидуальных особенностей человека, работающего с книгой, его образования, опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для самообразования, выступления на семинаре, для беседы или лекции, для использования в будущем и т.д.

Однако в любом случае записи должны быть краткими.

Различают несколько форм ведения записей. Квалифицированный читатель должен владеть пятью основными: план, тезисы, конспект, реферат, лекция. Формой конспекта и реферата рекомендуется пользоваться при изучении научных трудов и сложных учебных текстов, когда необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение.

Обратимся к формулировке темы урока и попробуем выделить из нее ключевое слово («конспект»). Теперь попробуем сформулировать цели урока в форме вопросов.

Составление кластера с ключевым словом КОНСПЕКТ:

· что это такое,

· для чего,

· разновидности,

· роль конспекта,

· достоинства,

· значение,

· приемы конспектирования.

Вывод: Конспектирование имеет большое значение. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь. И, завершая наш урок, мне хотелось бы, чтобы вы сами оценили свою работу. На следующем уроке мы попробуем с вами составить плановый, текстуальный и свободный конспекты.

Конспект. Особенности составления конспектов

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение»)— синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы. Конспект должен быть как можно более кратким и в тоже время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала.

Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. По этой же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки.

Конспектируя текст или лекцию, обычно стремятся к форме связного пересказа, но не в ущерб ясности и краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами. Конспекты, при своей обязательной краткости, содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запоминается.

На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст таким образом, чтобы можно было впоследствии разобраться, где авторская, а где ваша личная, читательская трактовка вопроса. В конспекте книги, статьи постоянно даются отсылки к страницам источника.

Типы конспектов

Конспекты условно подразделяются на четы ре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не обязательно сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана.

Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад, выступление. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, оттого, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу. Однако работать с таким конспектом спустя какое-то время после составления довольно трудно-не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда он составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при его подготовке требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты, этот тип конспекта нетрудно составлять.

Существенный недостаток текстуального конспекта — он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется, когда конспект составлен на основе выписок, сделанных давно, а также без глубокой проработки материала, без его усвоения. Поэтому следует обязательно давать ссылки на страницы, чтобы потом привлекать в помощь текст.

Свободный конспект — сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.

Тематический конспект — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. Здесь тоже нельзя забывать о точных ссылках на источники и страницы.

Как составлять конспект

1. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

2. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты и определите, что из текста следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного их описания).

5. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

6. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана).

 

«Приемы сжатия текста»

Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых предложений – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).

Для того, чтобы быть понятным, рассуждение должно иметь такую длину, чтобы все его компоненты умещались в отрезке, прочитываемом за 4-8 секунд. В противном случае читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.

При самостоятельной работе с книгой первостепенное значение имеют записи. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя.

Ведение записей превращает чтение в активный процесс. У человека создается свой, индивидуальный фонд подсобных материалов (текстовых файлов) для последующего быстрого повторения прочитанного, мобилизации накопленных мыслей. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них выражаются мысли, возникшие у читателя при самостоятельной работе над текстом.

Основные формы записей - план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, конспект, реферат.

Наиболее краткой формой является план. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Кстати, слово "план" - от латинского "планета", "планктон", то есть "блуждающий" (мыслями).

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи.

План - самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала.

Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы общения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.

Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.

План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, существенное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.

Помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и обстоятельные записи- конспекты, тезисы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).

Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику.

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия при составлении тезисов могут быть следующие:

В каждом абзаце текста выделите ключевые предложения, несущие смысловую нагрузку.

Опираясь на выделенные предложения, сформулируйте основную идею абзаца распространенным предложением.

Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?

Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, дать суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведения.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные положения.

Процесс тематического тестирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.

Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту

Выписки. По своему характеру они настолько разнообразны, что, казалось бы, между ними ничего не может быть общего. Тем не менее, и в отношении их следует сказать об определенных требованиях. Прежде всего – особая тщательность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск.

Иногда пытаются давать рекомендации по поводу того, сколько их надо делать, и предостерегают против большого количества. Выписывают все те данные, которые представляют интерес для работы. Судить о том, сколько их нужно, может только сам специалист, и нелепо придумывать какие-то искусственные ограничения.

Аннотация. Бывают два вида аннотаций: справочная и рекомендательная. Справочная аннотация предназначена для краткой характеристики и указания возможных вариантов использования данного издания, рекомендательная - для привлечения внимания читателей к содержанию издания, стимулирования желания прочитать. В рекомендательной аннотации могут быть цитаты из текста, включающие в себя элементы незаконченные сюжета, прочитав которые у человека невольно возникает желание узнать полное содержание. В аннотации не выказывается отношение автора к произведению.

Резюме. В нем автор выказывает своё отношение к произведению в краткой форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: