Занятие 1 «Знакомство с Pascal ABC»
Ключевые слова: проект, среда программирования Pascal, структура программы, оператор вывода.
Что хотим получить
Компьютер: Здравствуй!
Вопрос: Как научить программу с нами здороваться?
Цель:
· Научиться выводить данные на экран
Я зыки программирования предназначены для создания программ, которые могут быть исполнены ЭВМ или другими автоматическими устройствами, например, станками с числовым программным управлением.
Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и основана на языке Delphi Pascal.
Запустите программу Pascal ABC. (Значок на рабочем столе )
Перед Вами появилось окно программы.
Что мы видим на экране?
Над чертой окно ввода программы (кода), под чертой окно вывода (результат исполнения программы).
Код программы пишется в рабочей области. Программа имеем следующий вид.
program qq;
begin {начало программы}
{тело программы}
end. {конец программы}
Слова begin и end являются служебными.
|
|
begin – в переводе с английского означает «начинать», и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.
end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка.
Вставьте в рабочее поле следующие команды
begin
writeln(‘Здравствуйте!’);
end.
Как вы думаете, как запустить программу?
Правильно надо нажать на зеленый треугольник.
Давайте подумаем, каким может быть результат исполнения. Ниже представлена таблица с желаемыми результатами.
Код программы begin writeln(‘Здравствуйте!’); end. |
Что хотим получить “Здравствуйте!” |
Результат Здравствуйте! |
Давайте посмотрим, что получилось в результате исполнения.
Как видим, программа вывела на экран слово «Здравствуйте!», наше рабочее окно разделилось на две части.
Давайте разберемся, что написано в коде программы.
Видите ли вы какие то совпадения в окне ввода и вывода?
Как по-английски переводится write (write – по-английски означает «писать»). Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в оператор вывода, выделяется синим.
Вывод информации на экран осуществляется с помощью Writeln.
Что еще Вы видите у слова writeln?
Круглые скобки являются важным элементом writeln, в скобках записываются слова или переменные, которые необходимо вывести на экран. Причем обратите внимание, слова записываются в одинарных кавычках, их называют апострофами.
Writeln («здравствуйте!») – выводит на экран слово здравствуйте!
и после этого осуществляется переход на новую строку.
|
|
Write («здравствуйте!») – выводит на экран слово здравствуйте!
и после этого не осуществляется переход на новую строку, продолжает выводить информацию на этой же строке.
Попробуйте сами исполнить программу, применяя writeln и write, и посмотрите отличия.
Ниже представлен фрагмент работы программы с применением команды write.
Что еще Вы видите в окне ввода программы?
Что еще можно сказать о знаках препинания в данной программе?
Точкой с запятой в программе друг от друга отделяются операторы, но так как он у нас тут один оператор, то точку с запятой ставить не обязательно.
А вот если их несколько, то тогда символ «;» ставить необходимо.
Ниже представлен код программы.
Когда нам нужно проверить работу программы, одного оператора например, чтобы не удалять его и не записывать заново, существуют комментарии, обозначаются они следующим символом «//». Если нам надо закомментировать целый блок, то используются {}.
Ниже представлен фрагмент программы с комментарием.
Фигурные скобки ставятся, так же для комментирования или пояснения, как это было в начале занятия, когда приводился пример.
program qq;
begin {начало программы}
{тело программы}
end. {конец программы}
Спасибо за внимание!