Свой лагерь восставшие устроили на гору Везувий

Ребята, а о чем мечтают все рабы?     Конечно же  о свободе.

– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание ).


Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти.

В истории, как и в любой другой науке, какие-либо явления не происходят просто так, каждое из них – продолжение чего-либо. Попробуем  выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме.

Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию):

а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;

б) почти у всех римских граждан были рабы;

в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;

г) восстание рабов.

ПРИЧИНА (УКАЖИТЕ БУКВУ)    ПОСЛЕДСТВИЕ (БУКВА)

 

В результате завоеваний в Риме появилось множество рабов – почти у всех римских гражданах были рабы;

К рабам относились не как к людям, а как к имуществу – восстание рабов.


Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Тема нашего урока:

Слайд 1 “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”.Запишите число и тему в тетрадь.

Перед вами лента времени, давайте отметим на ней эти даты.(в тетради)

Работать мы сегодня будем по следующему плану:

План:

1. Причины восстания;

1. Цель восстания;

2. Состав восставших;

3. Ход восстания;

4. Итоги и значение восстания.

А сейчас будьте внимательны:  В гладиаторскую школу Корнелия Лентула Батиата куплен новый раб – Спартак. Кто это такой? Об этом  вам расскажет дополнительный материал

Дополнительный материал для вас

 

Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии (нынешняя Болгария). Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Когда римляне снова начали войну с фракийцами,. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии.   Девизом Спартака были следующие слова: «П оследний станет первым». Но как и всякий раб, Спартак мечтал о свободе. Бежать из школы гладиаторов было чрезвычайно трудно: за каждым следили, но всё же 70 смельчаков напали на охрану и вырвались на свободу. Сейчас вы увидите, как это произошло. отрывок из фильма «Спартак»   Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма «Спартак» и ответьте на вопросы устно.

1. Чем были недовольны гладиаторы?

1. где началось восстание рабов?

2. Кого выбрали своим предводителем?

3. Цель восставших?

4. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

Прочитайте текст параграфа 51 стр.247 пункт 2. По какому принципу была устроена армия Спартака? почему она стала грозой силой?

Вывод.: Восстание рабов под предводительством Спартака, было сплочено и желало освободиться из под гнета рабовладельцев.

 Тетрадь: Восстание началось в 74 г. До н.э.

Причины: жестокое обращение с рабами;

Цель восставших – обретение свободы;

Свой лагерь восставшие устроили на гору Везувий.

Сенат отправил против восставших обоих консулов разом. Спартак понимал, что ему не победить противников в открытом бою. Тогда он повел свое войско к Альпам, рассчитывая перейти горы и дать каждому из своих воинов-рабов возможность вернуться домой. Но часть рабов, не оценив опасности, решили остаться в Италии. Их и разбили войска римлян.

Спартак двинулся к Альпам. Один консул опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Что случилось дальше вы узнаете, прочитав текст на стр.248 внизу.

Чем закончились встречи консулов и войска Спартака? (правильно, Спартак разгромил оба римских войска) Путь через Альпы был свободен. Но Спартак изменил свои планы.

 Новый план Спартака – на остров Сицилию. Спартак говорил: « Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим и сокрушим его могущество, освободим всех несвободных». Подойдя к проливу, Спартак увидел пиратов, которые пообещали ему за золото предоставить свои суда для переправы на Сицилию. НО ПИРАТЫ ОБМАНУЛИ СПАРТАКА,

Римский сенат полностью осознал опасность и принял чрезвычайные меры: было отправлено большое войско для разгрома восставших во главе с поководцем  Крассом. НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э. Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

 Запись в тетради. Спартак и его воины потерпели поражение.

Почему восставшие потерпели поражение? Причины поражения записываются в тетрадь:

Выберите правильные ответы:

а) плохое вооружение у восставших;

б) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
в) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
г) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
д) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись;

е) обманули пираты.

Правильные ответы: а; в; д; е. (запись в тетрадях)

А сейчас в форме игры “Да – нет”, закрепим полученные знания.

1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)

2. Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)

3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)

4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)

5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

На ленте времени, определите, сколько лет прошло с начала восстания Спартака до наших дней и отметьте точками эти даты.

 

Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство?

Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ).

 Учитель показывает Конституцию, говорит, когда она была принята.

 Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется слайд, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд.

 

Из Конституции Российской Федерации:




Статья 20.

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Статья 22.

1 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 37.

1. Труд свободен.

2. Принудительный труд запрещён.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: