Гигиена и экология человека
206 группа, 1 бр 18.04.2020, 2 бр 20.04. 2020 г., тема практического занятия: Методы и средства гигиенического воспитания населения.
Преподаватель: Княгинина Наталья Борисовна
1. Работа проводится по материалам лекций: «Здоровый образ жизни», «Гигиеническое воспитание населения», материалам учебника И.Г. Крымская «Гигиена и экология человека» стр. 325 – 365, методическому материалу, образцу бланк-карты «Индивидуальная программа формирования здорового образа жизни».
Выполните следующие задания письменно в тетради для практических работ (каждый тетрадный лист подпишите на полях по вертикали, указав свои ФИ), перешлите их старосте группы, а она должна все работы переслать мне в сообществе на личные сообщения до 20.04. 2020 до 20-00 – 1 бригада, до 21.04. 2020 – 2 бригада. Обязательно в начале текста заданий указать № группы, бригады, тему. Результаты (оценки) по выполнению заданий передаются старосте группы в сообществе Гигиена.
ТЕМА: Методы и средства гигиенического воспитания населения
|
|
Задание 1
Блиц опрос.
Инструкция: прочитайте внимательно вопросы и сформулируйте правильные ответы.
1. Какие факторы участвуют в формировании здоровья населения?
2. Назовите формы санитарного просвещения.
3. Перечислите устные средства санитарного просвещения (не менее 4-х).
4. Перечислите печатные средства санитарного просвещения (не менее 4-х).
5. Перечислите смешанные средства санитарного просвещения (не менее 4-х).
6. В чём отличие медицинской газеты от санбюллетеня (санлистка)?
7. Какую долю влияния на состояние здоровья населения оказывает наследственность и
экология?
8. Какую долю влияния на состояние здоровья населения оказывает здравоохранение?
9. Для каких целей используют искусственное ультрафиолетовое облучение?
10.Закаливание – система мер, повышающих устойчивость к метеорологическим
факторам и способствующая ….
Задание 2
В рабочей тетради составьте индивидуальную программу формирования здорового образа жизни для себя на следующее полугодие.
Инструкция: работа проводится по материалам лекций: «Здоровый образ жизни», «Гигиеническое воспитание населения», материалам учебника И.Г. Крымская «Гигиена и экология человека» стр. 325 – 365, методическому материалу, образцу бланк-карты «Индивидуальная программа формирования здорового образа жизни». В бланк –карте указывайте конкретно элементы режима дня, длительность, частоту оздоровительных мероприятий, предпочитаемые виды спорта, индивидуальные особенности питания и др. Работы не должны быть одинаковыми.
|
|
БЛАНК – КАРТА
Индивидуальная программа формирования здорового образа жизни
Компоненты здорового образа жизни, требующие корректировки или необходимые для поддержания или укрепления здоровья | Рекомендации по выполнению ЗОЖ (указать конкретно по составляющим факторам (соответственно: виды оздоровительных мероприятий, количество (г), продолжительность (ч) или частоту (раз в день, неделю) и др.) |
1. Рациональный отдых (режим дня) | |
А. Пребывание на свежем воздухе | А. |
Б. Длительность сна | Б. |
2. Физкультура и спорт | |
А. Оздоровительные мероприятия: | |
1) утренняя гимнастика | А-1) |
2) закаливающие процедуры | А-2) |
3) регулярные ежедневные оздоровительные физические упражнения на открытом воздухе | А-3) |
Б. Регулярные еженедельные спортивные физические упражнения на открытом воздухе (кроме занятий физкультурой в колледже) | Б. |
В. Туризм | В. |
3. Рациональное питание | |
А. Соблюдение рациона питания – достаточность пищи по энергетическим затратам, по Б, Ж, У (указать рекомендуемые нормы конкретно для вас) | А) |
Б. Соблюдение режима питания: | |
1) по времени приёма | Б-1) |
2) по рациону ккал | Б-2) |
В. Требуемые пищевые добавки (Са, вит. С, вит. D, и др.) | В) |
4. Вредные привычки – указать какие (как преодолеть их и построить ЗОЖ) | |
5. Личная гигиена (перечислить элементы) | |
6. Профилактика стресса (основные мероприятия) | |
7. Медицинская активность (основные элементы) |
Критерии оценки знаний студентов:
«5 - отлично» - в тетради имеется полная, правильная информация по всем этапам заданий или имеется один недочёт в одном из пунктов таблицы;
«4 – хорошо» - в тетради отсутствует до 15% необходимой информации, или имеется 2 недочёта;
«3 – удовлетворительно» - в тетради отсутствует до половины необходимой информации или она до половины не правильная;
«2 – неудовлетворительно» - в тетради отсутствует более половины необходимой
информации или она до половины не правильная.
Методический материал
Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования
Здоровый образ жизни – это сознательная деятельность человека, направленная на сохранение, укрепление и улучшение своего здоровья.
Медицинские работники должны хорошо знать проблемы ЗОЖ и в своей повседневной жизни быть образцами его осуществления, проявлять высокую медицинскую активность. В настоящее время существенным препятствием для развития ЗОЖ является низкая гигиеническая и медицинская культура многих граждан, что обуславливается недостаточной общей культурой населения. Поэтому пропаганда основ гигиенического воспитания и формирования ЗОЖ среди всех контингентов населения является актуальным.
К составляющим ЗОЖ относятся: рациональный труд и отдых, физическая культура и спорт, рациональное питание, борьба с вредными привычками, личная гигиена, профилактика стресса и медицинская активность.
Рассмотрим основные факторы ЗОЖ.
1. Рациональный труд и отдых. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является рациональный режим труда и отдыха. Высокая трудовая активность, удовлетворённость трудом и сознательное, активное участие в создании гигиенических условий труда способствуют сохранению здоровья и повышению работоспособности. Это работа по способности, трудолюбие, работа с радостью, устранение вредных для здоровья влияний окружающей среды, соблюдение правил охраны труда. Рациональный труд – это труд в соответствии с возможностями организма, с нагрузками по возрасту, полу, профессии с соблюдением гигиенических норм и правил охраны труда и перерывов в работе. Рациональный отдых – это отдых после работы с пребыванием на свежем воздухе не менее 1 ч и соблюдение длительности сна не менее 7 часов для взрослых и не менее 8 - 9 часов для молодёжи 16 – 18 лет. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный благоприятно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат и на весь организм человека. Важно правильно организовать отдых вне работы, два выходных дня в неделю и ежегодный отпуск. Восстанавливают работоспособность прогулки, ходьба на лыжах, велосипед, подвижные игры. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Привычка засыпать и просыпаться в одно и то же время предупреждает нарушение сна. За 1 – 1,5 ч до сна необходимо прекратить напряжённую умственную работу. В спальне должно быть тихо, темно и достаточно свежего воздуха.
|
|
2. Физические нагрузки. Гиподинамия приводит к избыточному весу, снижению резервных адаптационных возможностей и сопротивляемости организма к простудным и сердечно-сосудистым заболеваниям, нервным срывам, увеличению числа инфарктов.
В состав компонента ЗОЖ «Физкультура и спорт» включаются три направления:
1) ежедневные оздоровительные мероприятия с закаливающими процедурами;
2) система спортивных упражнений;
3) туризм.
1. Ежедневные оздоровительные мероприятия – включают 3 составные части:
1) утреннюю гимнастику;
2) закаливание;
3) ежедневные оздоровительные нагрузки.
Утренняя гимнастика необходима для снятия торможения после сна, активизации деятельности организма, эмоционального подъёма. Продолжительность её должна быть у детей до 10 лет 5 – 6 мин., а у старших возрастных групп – до 12- 15 мин.
Закаливающие процедуры – система мероприятий, повышающих устойчивость организма к микроклиматическим факторам и сопротивляемость к простудным заболеваниям. Они также улучшают питание тканей и обменные процессы, увеличивают содержание гемоглобина и количество кислорода в крови.
|
|
Виды закаливания:
- водные обтирания (местные и общие);
- водные обмывания(местные и общие);
- воздушные ванны Детям 2-7 лет проводятся при температуре воздуха – 230С, открыв форточку на 1,5 – 2 мин. Взрослым и подросткам воздушные ванны рекомендуются при чередовании холодного воздуха с горячей водой (чаще в бане).
- солнечные ванны (для детей старше 1,5 лет) назначают от 1,5 – 30 мин.
- контрастные души, проводят несколько раз в неделю, дают хороший антистрессовый и закаливающий эффект к метеорологическим факторам и повышают тонус сосудов при гипотонии.
Водные процедуры являются более значимыми перед воздушными. Они сильнее раздражают нервную систему, поэтому к ним надо подходить постепенно, начиная с местных обтираний и обмываний.
Ежедневные оздоровительные двигательные нагрузки – регулярные физические упражнения должны обеспечить оптимальную физическую нагрузку на мышцы, оздоровить организм. Они направлены на тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и терморегуляции, создание психологического благополучия. Выбор форм и средств физических нагрузок зависит от пола, возраста, профессии, состояния здоровья и физической подготовленности. Обычно ежедневные физические упражнения включают: не менее 10 тыс. шагов, или оздоровительную форсированную ходьбу со скоростью до 90 – 120 шагов/мин. – продолжительностью до 1 ч, или бег от 30 мин., для малотренированных лиц желательно чередовать ходьбу с пробежками по 5 – 10 мин., ориентируясь по самочувствию, или занятия в спортзале, занимаясь со спортивными снарядами.
3. Спортивные нагрузки – как элемент ЗОЖ. Спортивные упражнения развивают и укрепляют мышцы подростков, укрепляют волю. У взрослых их роль сводится к поддержанию физического тонуса и нормальному функционированию внутренних органов. Основной принцип спортивных упражнений – это преодоление своих личных возможностей. Спортивные нагрузки рекомендуется выполнять 2- 3 раза в неделю. Рекомендации определяются с учётом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Например, для хорошо физически развитого юноши, продолжительность бега, лыжных прогулок или езды на велосипеде должна быть не менее 2 – 3 ч, а протяжённость дистанции – 5, 10 и 15 км. Интенсивность нагрузок должна достигать не менее 50 – 85% от максимального дыхания (макс. дыхание = 220 – возраст).
4. Туризм. Туризм является оздоровительными физическими нагрузками – на свежем воздухе, солнце и воде с закаливающим эффектом, несущий положительные эмоции, повышающий сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Это достигается при туризме протяжённостью не менее 2 недель в году.
5. Рациональное питание – это достаточность и сбалансированность пищевого рациона по пищевым веществам в соответствии с возрастом, полом, физическими нагрузками с соблюдением режима питания. Целесообразно придерживаться в питании Пирамиды здорового питания, в которой продукты содержатся в рациональных для населения средней полосы России пропорциях:
- жиры и сладости (5%);
- молоко и молочные продукты (10%);
- мясо, яйца, бобовые (10%);
- овощи и фрукты (30%);
- хлеб и крупы (40%).
С учётом уменьшения потребления необходимого количества пищевых веществ из-за снижения калорийности рациона - для ЗОЖ должны применяться БАДы (основные витамины С, А, В, D и минеральные вещества – кальций, магний, йод и др.) как здоровыми, так и больными людьми.
6. Борьба с вредными привычками – выбор человеком здорового образа жизни невозможен без отказа от вредных привычек: преодоление тяги к курению, пьянству, перееданию, необоснованному голоданию, ограничения употребления соли и еды на ночь и др.
7. Личная гигиена включаетуход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта, одеждой, обувью и др.
8. Профилактика стресса включает:
- рекомендации по предупреждению индивидуального стресса – аутотренинг, психологические тренинги и др. Этому способствует активная жизненная позиция, оптимизм, спорт, высокий культурный уровень.
- снижение уровня профессионального и социального стресса: повышение профессионального мастерства, формирование отношений людей с взаимным уважением, поддержкой, вниманием – в трудовом коллективе, в семьях, с больными.
9. Медицинская активность – это сознательная деятельность по предупреждению заболеваний, когда человек сам активно следит за сохранением своего здоровья и принимает меры по профилактике и лечению заболеваний.