Тема 1. Эволюция системных идей и исследований в управлении качеством

 

                                                Основные вопросы.

 

1. Понятие и сущность управления. Управление как процесс и как субъектно-объектное отношение. Управление техническими, биологическими и социальными системами. Социальное управление и его специфика.

2. Система знаний науки управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований. Актуальность изучения теории управления в современных условиях.

3. Понятие об управлении как искусстве, способности эффективно применять накопленный опыт на практике. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.

4. Профессионализация управления и «менеджмент». Виды менеджмента. Понятие «научного менеджмента» и задачи науки управления.

5. Эволюция управленческой мысли в ХХ веке. «Школа научного управления» (Ф. У. Тейлор). Основные принципы административной школы А.Файоля. Социологическая концепция “идеальной бюрократии” М. Вебера.

6. Концепция статистического контроля качества У.Шухарта как метода повышения качества продукции в 20-е годы (20-го века) и ее успешное использование  в массовом производстве продукции (30-е годы).

7. Система «Всеобщий контроль качества (TQC) (А.Фигенбаум, 50-е годы 20-го века). Внедрение У.Э. Демингом и Д.Джураном методов статистического контроля качества в Японии.

8. Понятие и сущность качества. Основные термины и понятия в области качества.   Понятие и принципы управления качеством. Работы К,Ишикавы в области «всеобщего управления качеством» (TQM) в Японии.

9. Факторы, влияющие на качество продукции (услуг): надежность, долговечность, ремонтопригодность, удобство обслуживания, эффективность работы и внешние качества.

10. Цели, стандарты, нормы и ожидания субъекта в процессе определения (оценки) качества результатов. Эффективность и производительность. Понятие технической эффективности.

11. Экономическая эффективность как отражение рациональности использования затрачиваемых ресурсов. Метод «эффективность – стоимость» как средство выбора (принятия решений) в сложных проблемных ситуациях.

12. Система (метод) TQM как социально ориентированная стратегия, основанная на статистических теориях управления и контроля и направленная на удовлетворение ожиданий потребителя.

                                                 Основная литература

 

1. Батурин  В. К. Общая теория управления: [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент"] / В. К. Батурин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 487 c.

2. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: учеб. пособие для вузов, обучающихся по направлениям 090200 "Менеджмент" и 221400 "Упр. качеством" соответствует ФГОС 3-го поколения / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 298 c.

3. Герасимова Е.Б. Управление качеством: учеб. пособие/ Е.Б.Герасимова, Б.И.Герасимов, А.Ю.Сизикин; под ред. Б.И.Герасимова. – 4-е изд. Испр. И доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 217с.

4. Гродзенский С.Я. Менеджмент качества. Учебное пособие. – М.: издательство Проспект, 2017.- 226с.

5. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества / А. В. Губарев. - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. - 132 c.

6. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в 21-м веке. – М., 2000.

7. Коробко В. И. Теория управления: [учеб. пособие для вузов по спец. "Гос. и муницип. упр.", "Менеджмент организации"] / В. И. Коробко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 383 c.

8. Литвак Б.Г. Наука управления: теория и практика / Б. Г. Литвак; РАНХ и ГС при Президенте Рос. Федерации. - М.: Издат. дом "Дело" РАНХиГС, 2012. - 423 c.

9. Мысин Н. В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран. – СПб Пб.: Изд-во СЗАГС:, изд-во «Образование-Культура. 2000. – 496 с.

10. Певзнер Л. Д. Теория систем управления: [учеб. пособие по направлению - "Управление в технических системах"] / Л.Д. Певзнер. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.[и др.]: Лань, 2013. - 420 c.

11. Софьина В. Н. Развитие систем менеджмента качества: [учеб. пособие] / В. Н. Софьина; ФГБ ОУ ВПО, РАНХ и ГС при Президенте Рос. Федерации, СЗИУ. - СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2013. Ч. 1: Управление человеческими ресурсами в системах менеджмента качества. - 219 c.

12. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Баринов и др.]; под ред. В. Н. Волковой, А. А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика [и др.], 2012. - 846 c.

13. Фрейдина Е.В. Управление качеством. Учебное пособие. –М.: Издательство Омега-Л, 2015. - 189с. Серия: Библиотека высшей школы.

 

 

          Семинар 2. Процессный подход к управлению качеством.

 

                                                Основные вопросы.

 

1. Организация процесса управления качеством. Планирование и политика качества. Цикл Э.Деминга и его основные этапы. Развитие организации как задача управления эффективностью и качеством.

2. Концепция всеобщего управления качеством. Принципы управления качеством Э. Деминга. Частные и общие факторы качества, условия их формирования. Факторы, влияющие на качество: экономические, правовые, организационные.

3. Системный подход к управлению качеством. Система и ее характеристики: целостность, иерархичность и целенаправленность.  Отношения и связи в системах. Субъект, объект и функции управления качеством.

4. Информация, коммуникации и связь в управлении качеством. Смертельные болезни в управлении качеством по Э. Демингу. Понятие деятельности организации. Атрибуты и компоненты управленческой деятельности.

5. Развитие организации как долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации работать (функционировать) с высоким уровнем качества. Модель трансформации организаций по Дж.Коттеру.

6. Процессный подход к управлению качеством. Процесс управления и его особенности. Процессы реализации проектов и программ. Обеспечивающие процессы (обеспечение ресурсами). Процессы восстановлении: обновление, эксплуатация, ремонт.

7. Технология как ключевой фактор, влияющий на организационную структуру и групповые рабочие отношения. Обучение, рост, развитие как основа успешных изменений в организации. Общая модель управленческих изменений К.Левина.

8. Организационный процесс в управлении. Проектирование новой системы для реализации организационных изменений. Роль и значение лидера при создании новой системы. Влияние лидера на успешность изменений.

9. Научный подход к проведению организационных изменений. Диагностика состояния организации как начальный этап преобразований. Системный и ситуационный подходы к выбору методов преобразований.  

10. Запланированные перемены, например, программы повышения качества. Ведомы е изменения, направляемые лидером или небольшой группой. Развивающиеся изменения (неформальные, инициативные перемены).  

11. Иерархия, или «куб» изменений по Г.Минцбергу: изменения в элементах, связанных со стратегией организации (видение, позиция, программа, продукция) и изменения, связанные с состоянием организации: культура, структура, системы, люди.  

12. Непрерывные («мелкие») организационные изменения. Дискретные (прерывающиеся) изменения внезапного или чрезвычайного характера. Изменения, связанные с адаптацией, реакцией на изменения внешней среды. Инновационные изменения.    

13. Обеспечение изменений и нововведений в организации как задача управления качеством. Модель успешного проведения организационных изменений Л.Е.Грейнера. Специфика нововведений на низовом, среднем и верхнем уровнях управления.

 

                                                 Основная литература

1. Батурин  В. К. Общая теория управления: [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент"] / В. К. Батурин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 487 c.

2. Блинов А. О.  Управление изменениями: учебник, [для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр"] / Блинов А. О., Угрюмова Н. В.. - М.: Дашков и К, 2014. - 303 c.

3. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: учеб. пособие для вузов, обучающихся по направлениям 090200 "Менеджмент" и 221400 "Упр. качеством" / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 298 c.

4. Герасимова Е.Б. Управление качеством: учеб. пособие/ Е.Б.Герасимова, Б.И.Герасимов, А.Ю.Сизикин; под ред. Б.И.Герасимова. – 4-е изд. Испр. И доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 217с.

5. Гродзенский С.Я. Менеджмент качества. Учебное пособие. – М.: издательство Проспект, 2017.- 226с.

6. Камерон Э. Управление изменениями: модели, инструменты и технологии организационных изменений / Эстер Камерон, Майк Грин; [пер. с англ. П. Тимофеев]. - М.: Добрая кн., 2006. - 358 c.

7. Литвак Б.Г. Наука управления: теория и практика / Б. Г. Литвак; РАНХ и ГС при Президенте Рос. Федерации. - М.: Издат. дом "Дело" РАНХиГС, 2012. - 423 c.

8. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. – М.: Генезис, 2000. – 288с.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 2007. - 665с.

10. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/ Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб: «Питер», 2001. – 336с.

11. Минько Э. В. Менеджмент качества [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э.В. Минько, А.Э. Минько. - Электрон. дан. - СПб.[и др.]: Питер, 2013. - 272 c. http://ibooks.ru/reading.php?productid=28648

12. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник / М. М. Кане [и др.]. - 2-е изд., обновленное и доп. - СПб.[и др.]: Питер, 2012. - 573 c. http://ibooks.ru/reading.php?productid=21823

13. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Баринов и др.]; под ред. В. Н. Волковой, А. А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика [и др.], 2012. - 846 c.

14. Фрейдина Е.В. Управление качеством. Учебное пособие. – М.: Издательство Омега-Л, 2015. - 189с. Серия: Библиотека высшей школы.

15. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", Российский экономический журнал, Издательство АО "Консалт-банкир", 1998. – 848 с.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: