Особенности межличностного восприятия

Межличностное восприятие: особенности и эффекты.

Факторы восприятия

Особенности межличностного восприятия

Факторы восприятия

Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов, независимо от того, идет речь о восприятии предметов, идей или людей, обычно отмечают:

*  принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;

*  принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства; 

*  принцип константности (устойчивости): сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Восприятие не пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас - воспринимающих этот мир.

Какие факторы влияют на процесс отбора, организации и интерпретации данных?

В некоторых ситуациях мы не можем не реагировать на какие-либо раздражители (например, взрыв, сирена, внезапный яркий свет, пронзительный крик или острая боль). Однако значительную часть времени мы сами выбираем, на что следует реагировать, или сами определяем ситуацию.

Как при восприятии предметов, так и при восприятии людей на этот процесс воздействуют:

1) физиологические возможности нашей сенсорной системы; 

2) местоположение (лицом к лицу, бок о бок, в первых рядах, на галерке и т.п.);

3) интересы, эмоции, потребности (например, тот, кто только что перенес операцию, будет более внимателен к новостям и разговорам о хирургии, чем тот, кто никогда не был в больнице; кто испытывает голод, тот среди разнообразных и случайных предметов обратит внимание на то, что имеет отношение к еде; люди, переживающие очень сильное чувство, например любовь, могут воспринимать то, чего нет на самом деле, или не видеть того, что происходит в действительности и т. д.);

4) установка (мы с большей вероятностью обращаем внимание на то, на что нас попросили обратить внимание, или на то, что может подтвердить имеющиеся у нас взгляды);

5) прошлый опыт, в частности, уровень образования как важная часть прошлого опыта;

6) ожидания (эффект самоосуществляющегося пророчества) – если мы ожидаем, что событие будет скучным, неинтересным, скорее всего, так и будет, поведение других, их чувство веселья не будут замечены нами или будут искажены. Наши ожидания могут спровоцировать других вести себя именно ожидаемым нами образом.

Итак, утверждение: восприятиеактивный процесс означает, что то, что мы воспринимаем, то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, определяется нашим психическим состоянием, социальным положением, культурной принадлежностью. Мы обладаем значительным контролем над своими восприятиями.

Понимание природы человеческого восприятия позволяет сформулировать некоторые правила, которые полезно помнить, обращаясь к изучению межличностной коммуникации, следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процессы восприятия имеют личностную основу. Мы конструируем свою собственную реальность, исходя из принимаемых нами сигналов. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям "контролировать" наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила выявляют некоторые особенности, которые отличают межличностное восприятие от восприятия людьми предметов.

 

Особенности межличностного восприятия

Первая особенность заключается в том, что субъект и объект восприятия – в данном случае это люди – принципиально подобны. Одно из следствий этого кажущегося очевидным утверждения – то, что человек (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или о намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт. Другими словами, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать. Например, если я знаю, что Вы вернулись с похорон, то мой собственный прошлый опыт, скорее всего, дает мне возможность интерпретировать Ваше молчание как депрессию, а не как безразличие или обиду на меня. Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании. Так, если я считаю, что музыкальные вкусы моего собеседника подобны моим (например, в пристрастии к джазу), то его саркастическую реплику - "Потрясающе" - я могу принять за искреннее выражение чувств, что неминуемо приведет к последующему взаимонепониманию.

Последний пример дает возможность обратить внимание на еще одно отличие межличностного восприятия от восприятия людьми предметов. Если я допущу ошибку при восприятии предмета (например, приму искусственные цветы за настоящие), то я довольно легко могу ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят мне обнаружить мою ошибку. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представление о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностных отношений.

Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будет обращено общение. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке.

Каждый из нас имеет собственные представления и суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем и многое другое. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении о другом человеке. Вопрос о степени объективности формирующегося  первого впечатления связан с вопросом о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам требуются различные представления о партнере - такие, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и общение с ним. В конкретных условиях не нужно знать, какой человек "вообще", необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте. Общение строится не "вообще", а "здесь и сейчас", и представление о партнере должно отражать эту реальность.

Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения, а также закономерности самого общения. Укажем на некоторые из них.

В л и я н и е с а м о о ц е н к и. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он не будет заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Большинство из нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эффект "человека-невидимки". Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше поведение - он уже сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять.

Если уверенные в себе люди (в отличие от самоуверенных), как правило, оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним, то неуверенные в себе имеют обыкновение смотреть на других как на “холодных” и не расположенных к ним.

П р о е ц и р о в а н и е. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые, в действительности, присущи ему самому, но у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

"Э ф ф е к т о р е о л а". Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам – в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.

Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть переоценивать многие его психологические характеристики.

Психолог А. Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили красивых как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем те, кто был оценен экспертами как некрасивые или как люди с обычной внешностью. Испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Еще одна схема – проявление фактора "отношения к нам": те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. В одном из экспериментов студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить ряд характеристик преподавателя: оценка преподавателя доброжелательного была значительно выше, чем "холодного".

Таким образом, при формировании первого впечатления "эффект ореола" проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов - превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.

С т е р е о т и п и з а ц и я. Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация –главный механизм этого процесса. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т. е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы – следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и просто фактам, известным большинству людей.

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно - по знакам  групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа – главное не ошибиться в ориентировке.

Ситуации первого знакомства относятся именно к межгрупповому уровню общения. Поскольку для людей как социальных существ очень важно определить групповую принадлежность партнера, наибольшее внимание  в конкретной ситуации как раз привлекают те характеристики человека, которые позволяют отнести его к какой-то конкретной группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности, оказавшиеся не в фокусе, просто достраиваются по определенным схемам. Если общение ограничено по каким-то причинам только межгрупповым уровнем, такая схема восприятия всегда приводит к успеху. Яркий пример – восприятие друг друга солдатами воюющих армий, здесь нестереотипное восприятие даже вредно.

Эффект самоосуществляющегося пророчества – человек своими представлениями о другом человеке может провоцировать его на такое поведение, которое как бы подтверждает эти изначальные представления.  Иначе говоря, наше начальное впечатление о человеке, “какой он есть на самом деле”, будет определять наше поведение по отношению к нему. А наше поведение, в свою очередь, вызовет ответную реакцию человека таким образом, что наши первоначальные впечатления и ожидания подтвердятся. Идея самоосуществляющегося пророчества была развита американским социологом Р. Мертоном из ставшей классической в социологии теоремы Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям».

Эффект каузальной атрибуции – использование различных схем  при поиске ответа на вопрос о причинах поведения другого человека. Поскольку сплошь и рядом информации о причинах поведения оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту. Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Различают: 1) фундаментальные ошибки каузальной атрибуции (свойственные всем людям):  тенденция объяснять поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними причинами;

2) мотивационные ошибки каузальной атрибуции, включающие в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (в случае успеха человек объясняет его собственными усилиями, в случае неуспеха – внешними обстоятельствами).

Термин «ошибка» употребляется условно. Речь идет о сложно преодолимых «искажениях» или «предубеждении» в процессе восприятия, но по традиции в языке атрибутивных теорий сохраняется термин «ошибка».

 

Таким образом, восприятие другого человека всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы выстраиваем поведение, и менее точно в отношении остальных. Для более точного восприятия другого человека, мы должны прилагать усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.

Вопрос о верности или ложности первого впечатления сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить почти все характеристики партнера – его психологические черты, его социально-демографическую принадлежность. Но эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, т.е. в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми, и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. В реальных же ситуациях присутствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

При изучении коммуникационных навыков важным становится вопрос о том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем восприятие других? В ряде исследований подтверждение получили следующие предположения: 

а) некоторые люди легче и точнее судят о других, лучше понимают их поведение; 

б) о некоторых чертах характера легче судить, чем о других;

в) люди точнее воспринимают тех, кто похож на них.

Относительно первого вывода между психологами существует согласие по поводу того, что среди таких людей чаще встречаются те, кто

*  в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;

*  менее авторитарные личности;

*  более объективно относящиеся к себе.

Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, они не понимают, что их восприятия не точны. И хотя было бы утопичным считать, что более точное восприятие всегда приводит к более эффективной коммуникации, тем не менее удовлетворенность общением и в кратковременных и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: