Критерии оценки оформления и содержания технологической карты или плана-конспекта урока/занятия

Роль конкурсов «Учитель здоровья России» и «Школа – территория здоровья» в формировании культуры здоровья педагогов и обучающихся: опыт проведения в Пермском крае, проблемы и перспективы

Деятельность общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, по созданию, поддержанию и мониторингу здоровьесберегающей среды является актуальной проблемой современной системы общего образования.

В истории вопроса следует отметить 3 волны, связанных с всплеском интереса и активности педагогической общественности, в том числе Пермского края, в решении проблем сохранения и укрепления здоровья учеников:

- первая волна приходилась на вторую половину 90-х годов, что совпало тогда с появлением и становлением валеологии - науки о здоровье здоровых;

- вторая - на период 2003-2010 гг. в связи с модернизацией общего образования и продвижением термина «здоровьесберегающие технологии». С приходом ФГОС в 2009-2010 гг. интерес к теме «здоровье учащихся» существенно упал, несмотря на то, что в структуру основной образовательной программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС должна входить программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а в основной и средней школе – программа воспитания и социализации. С целью обновления содержания и форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях и широкой пропаганды здорового образа жизни среди подрастающего поколения с 2005 г. по 2016 г. ежегодно проводился Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья»;

- начало третьей волны пришлось на конец 2017 г. С этого года наблюдается новый всплеск интереса к этой проблеме, хотя он носит скорее искусственный характер: Минобрнауки РФ запустило проект по реализации мероприятий «Внедрение в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы», в связи с чем, в пилотные коррекционные школы и школы, обучающие детей с ОВЗ, поступило медицинское оборудование, которое необходимо освоить и использовать для организации мониторинга здоровья. Минобрнауки РФ интересует (в настоящее время Министерство просвещения РФ), как в территориях РФ органы исполнительной власти в области образования представляют создание здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях и, особенно, - в коррекционных школах и школах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В связи с этим в 2017, в 2018 гг. проводились I и II Всероссийский конкурс «Школа-территория здоровья» для отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В помощь по решению проблемы сохранения здоровья обучающихся и для повышения профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры здоровья у обучающихся, воспитанников и работников системы образования с 2010 года, вот уже 9 лет подряд, проводится ежегодный Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России», учредителем которого является Общероссийская общественная организация содействия укреплению здоровья в системе образования (http://zdorobr.org/)

 

Вопросы формировании культуры здоровья обучающихся не могут не волновать учителей, педагогов, особенно в условиях развития информационных технологий, ведущих, к сожалению, к массовой зависимости детей и подростков от интернета, гаджетов, компьютерных игр, и, как следствие, - к снижению двигательной активности детей и подростков, нарушениям физического развития (проблема ожирения), к психо-эмоциональному напряжению.

В Пермском крае за последние десятилетия на всех уровнях общего образования накоплен большой опыт работы по здоровьеформированию и здоровьесбережению обучающихся. Многие годы в Пермском крае краевым институтом повышения квалификации работников образования (ПКИПКРО)[1], в дальнейшем Институтом развития образования Пермского края проводились краевые этапы ежегодных всероссийских конкурсов «Школа – территория здоровья» (2005-2011, 2018 гг.) и «Учитель здоровья России» (2011-2014, 2018). Проведено 15 краевых научно-практических конференций «Здоровье и образование» с изданием сборников материалов. Отрабатывалась модель школы, содействующей укреплению здоровья. Примерно около ста школ принимали участие в подобных конкурсах и в ежегодных краевых конференциях по здоровьесбережению.

Было очень много энтузиазма, педагоги вдохновлялись подобной идеей – сохранять, не вредить здоровью детей в процессе всего школьного марафона. В школах создавались центры содействия здоровью – организационные структуры, осуществляющие управление и контроль деятельностью педагогического коллектива по сохранению здоровья, воспитанию культуры здоровья, формированию здорового образа жизни у обучающихся. Накапливался опыт, в том числе инновационный, по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Этот опыт педагоги с удовольствием представляли на муниципальных и краевых этапах конкурсов «Школа – территория здоровья» и «Учитель здоровья России», на научно-практических конференциях и семинарах. Дважды наши педагоги входили в число лауреатов Всероссийских этапов конкурса «Учитель здоровья России- 2012, 2013». К сожалению, это важное направление деятельности школ и учреждений дополнительного образования так и не стало массовым, но многим учителям участие в конкурсах, в движении школ, содействующих здоровью, помогло осмыслить свою деятельность в данном направлении.

В 2014 г была апробирована единая система мониторинга здоровьесберегающей среды в ОО Пермского края с использованием разработанного в ИРО ПК Web-ресурса – сайта www.eduhealth.iro.perm.ru «Школьное здоровье», в октябрь 2017 г создан Региональный центр мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ, реализуются мероприятия по формированию здорового образа жизни обучающихся и педагогов ОО Пермского края, утвержденные Минобром ПК на 2017-2018 учебный год.

Для комплексного решения проблем здоровья школьников в Пермском крае разрабатывается региональная модель здоровьесберегающего общего образования.

Три последних года (2015-2017 гг.) конкурсы «Школа – территория здоровья» и «Учитель здоровья России» в силу определенных причин в Пермском крае, к сожалению, не проводились. Это привело к некоторому снижению их популярности среди педагогической общественности при возобновлении конкурсов в 2018 г. Так в краевом этапе V Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2014» участвовало 79 человек из 26 территорий, а в 2018 г - 38 педагогов из 15 территорий.

Надо отдать должное тому, что с 2016 года школы стали все более активно подключаться к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», направленного в первую очередь на популяризацию здорового образа жизни. Не секрет, что нынешние представители молодого поколения физически развиты хуже, чем их сверстники прошлых лет. Это связано с изменением образа жизни, с большим количеством современных электронных средств, которые позволяют делать работу, не вставая со стула. Гаджеты заполняют собой и рабочее, и свободное время – они стали видом досуга. Все это, конечно, ведет к снижению физической активности и отражается на спортивной форме человека. Это серьёзная проблема в плане здоровья нации в целом.

В 2016 15.12. и 30.11.2018 г. при поддержке Минобра ПК и Минспорта ПК региональным оператором по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – Колледжем олимпийского резерва – проведены две большие научно-практические конференции: «Опыт образовательных организаций Пермского края в реализации 2-го этапа внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): итоги, проблемы, перспективы» (2016 г.) и «Актуальные аспекты и опыт внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (2018 г.).

ВФСК ГТО – важный ресурс в формировании здорового образа жизни у обучающихся.

Роль конкурсов «Школа – территория здоровья» и «Учитель здоровья России» в приобщении педагогов к делу воспитания культуры здоровья педагогов и обучающихся

Учредителем конкурса «Школа-территория здоровья-2018» является Министерство образования и науки РФ, организационно-методическое сопровождение конкурса осуществляется ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», подведомственным Минобрнауки России.

Цели, задачи, номинации этих двух конкурсов очень схожи. Целью конкурсов является выявление и транслирование лучших практик по организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по использованию здоровьесберегающих технологий в школах, а также - привлечение внимания участников образовательных отношений к вопросам сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья обучающихся, в том числе детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Положением о конкурсе «Школа – территория здоровья -2018» он проводился по двум номинациям: 1. Лучшая здоровьесберегающая школа; 2. Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

       По первой номинации нужно было представить опыт работы всего коллектива общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в виде описания модели здоровьесберегающей школы и ответов на вопросы анкеты для оценки деятельности школы, содействующей укреплению здоровья, а по второй номинации – технологическую карту урока/конспект занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

       Итоги краевого этапа II Всероссийского конкурса «Школа-территория здоровья-2018» представлены на сайте института развития Пермского края: http://www.iro.perm.ru/shkola_territoriia_zdorovia_2015.html

 

Краевой этап IX Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2018» предполагал предъявление технологической карты урока/ плана-конспекта занятия для участия в заочном туре и проведение теми учителями, кто набрал лучшую сумму баллов в заочном туре, фрагмента урока с учениками с последующим его самоанализом и самопрезентацией «Я – учитель здоровья» в очном туре.

Итоги краевого этапа и всероссийского (финального) этапа IX Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2018» также представлены на сайте института развития Пермского края: http://www.iro.perm.ru/uchitel_zdorovia_rossii_2015.html

Анализ конкурсных материалов, присланных на заочный тур, показал, что многие педагоги оформили технологические карты (планы-конспекты уроков) или внеклассного занятия в соответствии с критериями Положения о конкурсе, грамотно; содержание представленных материалов в большинстве своем соответствовало поставленным задачам; конкурсантами был подобран методический инструментарий, соответствующий планируемым результатам обучения.

Педагоги гармонично включали в содержание учебного предмета вопросы формирования культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающие подходы к проведению урока. Творчески подходили к реализации воспитательного компонента по формированию культуры здорового образа жизни в условиях учебной/внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся. Многие учителя включили иллюстративный материал, дидактические пособия.

Анализ представленных конкурсных мероприятий очного тура конкурсапоказал, что конкурсанты имеют опыт работы по здоровьесберегающей, здоровьеформирующей тематике; рациональной с точки зрения здоровьесбережения, организации урока, занятия; ненавязчиво обращают внимание детей на осанку; обладают коммуникативной культурой; умеют создавать благоприятный психологический климат в процессе общения с учениками.

Общим положительным результатом конкурса является то, что каждый участник заочного тура повысил свою компетентность и получил опыт представления результатов педагогической деятельности, в том числе, в направлении формирования здорового образа жизни обучающихся. Участники очного тура получили бесценный опыт проведения здоровьесберегающих уроков с учетом требований Положения о Конкурсе и в условиях профессионального соперничества.

Участие в конкурсе способствовало более глубокому осмыслению педагогическими работниками необходимости осуществления здоровьесбережения на уроках, пониманию содержания и форм этой деятельности учителя, необходимости использования любой возможности на уроке по формированию у учеников позитивного отношения к идее самому беречь свое здоровье и не быть причиной его ухудшения у других людей.

Конкурсанты показали, что они умеют видеть свои недостатки, ошибки и их причины, не бояться сказать о них в самоанализе мероприятия.

Творческая презентация педагогического опыта участников конкурса «Я – учитель здоровья» показала, что конкурсанты не один год в системе строят свою работу по формированию культуры здоровья обучающихся, имеют результаты по сохранению и улучшению здоровья детей, по формированию мотивации у детей следовать правилам здорового образа жизни, сами являются приверженцами ЗОЖ и достойны называть себя учителями здоровья. Конкурсанты лишний раз утвердились в необходимости самим быть для своих учеников примером в ведении здорового образа жизни.

То, что учредителем краевого конкурса являлось Министерство образования и науки Пермского края придало статусность, весомость и значимость его проведению, а также - вопросам здоровьесбережения, формирования культуры здоровья в глазах руководителей общеобразовательных организаций.

Проблемы конкурсантов

На проблемы конкурсантов указывают следующие недостатки, выявленные в ходе анализа конкурсных работ:

- цели и задачи, которых в конспектах порой очень много, являются общими, не конкретными к представляемому уроку;

- часто цель не соответствует ожидаемым результатам;

- ожидаемые результаты представлены общими словами, которые можно отнести к изучению предмета в целом, а не к конкретному уроку;

- недостаточно представлены здоровьесберегающие образовательные технологии, есть лишь некоторые приемы снятия позостатического напряжения;

- имеет место неправильное отнесение метапредметных, предметных и личностных результатов к соответствующей группе результатов;

- описываемая деятельность учеников является исполнительской, а не учебной;

- часто в работах отсутствует оценивание достигнутых результатов;

- в ряде работ учителей физической культуры, тренеров-преподавателей вообще нет акцента на здоровьесбережение во время урока и воспитательного компонента в плане повышения мотивации детей следовать правилам ЗОЖ;

- неправильно оформленный список литературы, содержит устаревшие издания, небольшой перечень или вовсе его отсутствие.

 

Перспективы конкурсов

Подводя итоги, хочется сказать, что конкурсы очень важны и нужны. Хочется сказать слова благодарности Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования и лично председателю Организации и председателю Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Госдумы Российской Федерации по образованию и науке, профессору Фарису Фахразовичу Харисову за ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России», за обращение к руководству администрации регионов РФ о необходимости проведения конкурса.

На наш взгляд, проводить такой конкурс надо как и конкурс «Учитель года», начиная с муниципального уровня и даже – с институционального уровня, чтобы каждый педагог был вовлечен в эту важнейшую сферу деятельности учителя – содействие сохранению, укреплению здоровья и воспитанию культуры здоровья педагогическими средствами, о которой в последнее время работники образования, загруженные другими проблемами, увы, часто забывают.

Большим стимулом для участия педагогов в этом конкурсе является не только награждение дипломами победителя и призеров, сертификатами - участников заочных туров (это важно для их портфолио), но и достойное денежное вознаграждение победителя и призеров, освещение прохождения и результатов конкурса в местных СМИ.

 

Очень важны для учителей четкость и понятность целей, категории участников и критериев, по которым членами жюри оцениваются конкурсные материалы и мероприятия.

Позволю себе высказать ряд предложений по улучшению существующего и практически не обновляющегося Положения о Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России»:

1. В разделе «Участники конкурса» необходимо четко указать контингент участников. Вместо слов «В конкурсе принимают участие учителя общеобразовательных организаций, тренеры, преподаватели дополнительного, общего и профессионального образования» прописать «В конкурсе принимают участие учителя и педагоги общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, преподаватели среднего профессионального образования».

2. В разделе «Представление материалов участников Всероссийского конкурса» просить участников вместо Плана-конспекта урока или занятия представить Технологическую карту урока, занятия, что соответствует требованиям ФГОС, предъявляемых к документации образовательных организаций.

3. Особого внимания и доработки требуют критерии оценки конкурсных материалов и мероприятий, которые должны быть дополнены четкими и понятными показателями критериев.

4. Логично, что, если участники подают представление-характеристику, то этот документ, точнее, описываемая в нём здоровьесберегающая деятельность педагога тоже должна войти в список критериев.

Пример критериев оценивания технологической карты урока или плана-конспекта занятия приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки оформления и содержания технологической карты или плана-конспекта урока/занятия

Критерии оценки и их показатели.

Максимальное количество баллов за конспект и характеристику – 17 баллов

1. Структура и оформление (0- 3 балла) 1.1. наличие обоснованных целей, задач, ожидаемых результатов урока/занятия в контексте заявленной проблемы, связанной с культурой здоровья, ЗОЖ; 1.2. оригинальное и грамотное дидактическое оформление; 1.3. вариативность методического инструментария в достижении планируемых результатов обучения.  
2. Содержание соответствует теме, включает воспитательный компонент по формированию культуры ЗОЖ, здоровьесберегающие технологии (0-3 баллов). 2.1. содержание выстроено в рамках программы предмета, соответствует возрасту, глубина и оригинальность раскрытия темы; 2.2. инновационные организационные формы и здоровьесберегающие образовательные технологии на уроке; 2.3. здоровьесберегающий режим урока, воспитательный компонент.
3. Оригинальность используемых приемов, форм в достижении и оценивании результатов (0-3 баллов) 3.1. достижение заявленных личностных/ метапредметных/предметных результатов; 3.2. оценивание результатов; 3.3. рефлексия.
4 Использованная литература (0- 3 баллов) 4.1. правильность оформления списка использованной литературы; 4.2. широта использованной литературы; 4.3. новизна источников.  
5 Характеристика (0-5 баллов): систематичность проведения пропаганды ЗОЖ среди обучающихся в урочной и внеурочной деятельности; удовлетворенность родителей; публикации, разработка и издание методических рекомендаций, пособий; участие педагога в конкурсах, посвященных сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ, др.  
  ВСЕГО баллов:  
  Примечания  

 

Аналогичные критерии и их показатели при оценивании технологических карт/конспектов занятий могут быть использованы и в конкурсе «Школа-территория здоровья».

Участие в конкурсах «Учитель здоровья России», «Школа-территория здоровья» помогает учителю осознать, что необходимо, во-первых, самому быть примером ведения здорового образа жизни, во-вторых, строить свои уроки по-новому, создавая условия для эффективной учебной работы учеников без раннего и выраженного утомления, стрессирования, сохраняя на протяжении всего урока и учебного дня интерес и понимание детей, их высокую умственную работоспособность и хорошее настроение. А это и есть здоровье.

Те, кто прошел через эти конкурсные испытания «заражают» других своих коллег желанием стать участниками конкурсов;

Конкурсы позволяют каждому его участнику задуматься над решением извечной задачи учителя - видеть затруднения учеников (учебные, личностные), развивать в детях и подростках лучшие человеческие качества, и не забывать при этом органично, ненавязчиво поправлять осанку, проводить физминутки, вовремя подбодрить и пошутить, заронить в их души желание быть здоровыми, крепкими и дружными. И тогда ученики будут с радостью приходить в школу, и не будут принимать «учение за свое мучение».

И пусть растет число педагогов, принимающих участие в конкурсах, растет качество деятельности педагогов по формированию, сохранению и укреплению здоровья учеников.

 

 


[1] с 2011 г. ПКИПКРО реорганизован в институт развития образования Пермского края (ИРО ПК)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: