Задание 1. Равновесие в композиции

Основы композиции

Формальная композиция.
Законы, правила, приемы и средства композиции.

Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее.

Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией.

Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

Основные законы композиции:

1. Закон целостности

2. Закон соподчинения

3. Закон равновесия

Правила и приемы композиции:

· Доминанта

· Симметрия/асимметрия

· Статика/динамика

· Ритм

· Контрасты, нюансы, аналоги

Средства композиции:

· Формат

· Композиционный центр,

· Равновесие

· Целостность

· Соподчинение

· Ритм

· Контраст

· Динамика/статика

· Симметрия/асимметрия

· Доминанта

Закон целостности - объединение элементов, частей в единое целое.

Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. На рисунках это отчетливо видно: в первом - композиция цельная, законченная; во втором рисунке дробная, элементы разрозненны.

 

Рис.1

Рис.2

Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте.

Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон соподчинения отражен на рисунке №3, т.к. в нем есть объединяющий элемент - центр композиции, которому подчиняются все элементы. На рисунке № 4 элементы «сами по себе», закон соподчинения здесь не отражен.

Рис.3

Рис.4

 

Закон равновесия - состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. На рисунке № 5 показана уравновешенная композиция. На рисунке № 6 равновесие в композиции нарушено, элементы смещены вправо и вниз. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

 

Рис.5

Рис.6

Существуют определенные правила и приемы в композиции. Один из приём композиции является доминанта.

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

На рисунке 7 отчетливо выделяется (цветом и размером) главный элемент композиции - треугольник. На рисунке 8 доминанты нет: все элементы равные по массе, размеру и цвету. Кроме цвета и размера доминанта также может выделяться своей необычной формой.

Рис.7

Рис.8

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным. На рисунке 9 – симметричная композиция, на рисунке 10 асимметричная композиция.

Рис.9

Рис.10

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя (рисунок 11 и 12 ). Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и горизонтальные линии.

Рис.11

 

Рис.12

Ритм -это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным (рисунок 13, 14), но всегда присутствует в композиции.

 

Рис. 13

 

Рис.14

Контраст - противопоставление в композиции

Нюанс (франц. nuance) - тонкое различие, едва заметный переход.

Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции

Аналог (греч. «сходство») – одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции

Контраст (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д) На рисунке 15, представлен контраст по цвету. Для выражения такого контраста используют противоположные цвета.

На рисунке 16 представлен контраст размера (в таком контрасте используются подобные элементы, которые отличаются размером, массой).

На рисунке 17 показан контраст формы. В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.

На рисунке 18 изображен контраст фактур. Контрасты фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое.

Рис. 15 контраст по цвету

Рис. 16 контраст размера

Рис. 17 контраст формы

Рис. 18 контраст фактур


Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. На рисунке 19 изображен нюанс по цвету (цвета из одной цветовой гаммы) и по форме (используется круглая и округлая формы)

 

Рис. 19 нюанс по цвету и по форме

Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.) На рисунке 20 вы видите акцент по цвету, на рисунке 21, вы видите акценты и по цвету и по размеру.

 

Рис. 20 цветовой акцент

Рис. 21 акценты по цвету и размеру

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре. На рисунке 22 представлены аналоги по размеру, цвету.

Рис. 22 аналоги по форме и цвету


 


Задание 1. Равновесие в композиции.

С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию и передать равновесие

Рис. 26 равновесие в композиции


 

Задание 2. Доминанта.
С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой

Рис. 27 доминанта в композиции


 

Задание 3. Статика и динамика.
С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию;

Рис. 28 статика в композиции

Рис. 29 динамика в композиции


 

Задание 4. Симметрия и асимметрия.
С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) ассиметричную композицию

Рис. 30 симметрия в композиции

Рис. 31 асимметрия в композиции


 

Задание 5. Ритм.
С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции

 

Рис. 32 ритм в композиции


 

Задание 6. Контраст.
С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур

Рис. 33 цветовой контраст 

Рис. 34 контраст фактур

Задание 7. Нюанс, акцент аналог.
С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции

Рис. 35 нюанс

Рис. 36 акцент

Рис. 37 аналог

Задание №8 Создать три композиции:

1) Однонаправленное движение

2) Центростремительное движение

3) Хаотичное движение

Использование цвета: (черный, белый, серый + 1 цвет)


 













Задание №9

Создать многорядную ритмическую композицию на тему "Город"

Количество рядов - 3.

Использование цвета: (черный, белый, серый + 1 цвет)

Техника выполнения любая: традиционная, комп. графика.


 


Стилизация

Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы.

Стилизация – это процесс декорирования, который можно использовать на заранее подготовленную зарисовку объекта, либо выполнять зарисовку сразу в определенной манере. При этом произведение, в котором использованы ее приемы, обретет такие черты:

- обобщенность;

- геометричность;

- символичность;

- эксцентричность;

- красочность;

- чувственность;

- простоту формы

Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект.

Это происходит путем отражения сути. Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Также художник должен проанализировать характер создания его формы, убрать все лишние детали. Используется при этом только линия и пятно.

Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления.



Задание №10

Создать несколько вариантов стилизации выбранного животного.

- нарисовать животное реалистично

- сделать 2-3 произвольные стилизации (пятно, линия-пятно, линия)

Техника выполнения любая: традиционная, комп. графика.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: