Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной. И до сих пор в России немногие осознают всю глубину поразившего Россию экологического кризиса.

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.

Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающи

В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы.

· Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».

· Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Самая современная концепция охраны и развития была наиболее обоснована на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию, проведенном в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге — концепция устойчивого развития

Можно выделить несколько ее основных принципов:

· человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;

· необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;

· охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.

При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:

1) экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живет человек);

2) экономический фактор (преобразование рыночной системы);

3) социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).

В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.

Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является Повестка дня на XXI век. Именно в Повестке дня на XXI век отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется «Создание эффективной правовой и нормативной структуры». Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития.

 

Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации концепции устойчивого развития, устойчивым развитием способствовать укреплению международного управления.

Наше Российское государство сначала довольно активно отреагировало на Концепцию устойчивого развития. Указом Президента Российской Федерации 4 февраля 1994 г. были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, 1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, 8 мая 1996 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации».

Идеи и принципы, заложенные в концепции устойчивого развития, должны определять основные направления развития юриспруденции современной России. Прежде всего, концепция устойчивого развития должна быть учтена наукой теории государства и права, которая призвана формировать понятия и категории юриспруденции, соответствующие современным требованиям (экологическая функция государства, социальное назначение права, право каждого на благоприятную окружающую среду в настоящее время и ее сохранение для будущих поколений).

Концепция устойчивого развития затрагивает вопросы, связанные с развитием экологического права, всего законодательства Российской Федерации, основы и принципы его построения.

В Концепции отмечается, что переход к устойчивому развитию — процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться, и уточняться, потребности людей — рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей — совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно.

 

«Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества».

Безусловно, Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Однако официальный план перехода к устойчивому развитию предполагает много времени для его реализации. На наш взгляд, показательным фактом, определяющим отношение к экологическим проблемам нашего государства, является разработка в ноябре 1997 г. проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. С тех пор прошло одиннадцать лет, а проект так и не был рассмотрен и принят.

Нормативно-правовые акты как источники права природопользования.

Каждая отрасль права имеет определенный набор юридических (формальных) источников. Тем не менее, характеризуя систему юридических источников любой отрасли права, в том числе экологического, представляется возможным выделить несколько видов юридических источников, входящих в систему источников российского права в целом. К их числу следует отнести: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный договор или договор с нормативным содержанием; 3) правовой обычай. Определим роль каждого из названных видов источников в формировании отрасли экологического права.

Основную часть юридических источников экологического права составляет национальное экологическое законодательство Российской Федерации, под которым понимается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с реализацией экологических прав граждан Российской Федерации, осуществлением мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования, а также регулирующих иные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия общества и окружающей среды. В экологическое законодательство Российской Федерации входят природоохранные нормативные правовые акты, природоресурсные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты, содержащие экологизированные нормы права.

Блок природоохранных нормативных правовых актов включает в себя такие правовые акты, которые направлены на регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды. К их числу следует отнести Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и др.

К природоресурсным нормативным правовым актам относятся Водный, Лесной, Земельный кодексы, Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве», «О переводе земель из одной категории в другую», «О мелиорации земель» и др. Названные нормативные правовые акты направлены на регулирование сферы общественных отношений по природопользованию.

Нормативный договор – источник экологического права России.

Второй вид юридических источников экологического права образуют нормативные договоры, к числу которых, прежде всего, следует отнести международные договоры Российской Федерации.

К источникам этой группы можно отнести целый ряд как универсальных формальных источников международного права, так и специальных, направленных на регулирование экологических отношений: Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Стокгольмскую декларацию 1972 г., Всемирную хартию природы 1982 г., Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г., рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Декларацию по окружающей среде и развитию 1992 г., Рио-де-Жанейро, Киотский протокол 1998 г., Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

Кроме международных договоров Российской Федерации к нормативным договорам как источникам экологического права следует отнести межрегиональные договоры, заключаемые субъектами Федерации, в том числе по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. К их числу относится, например, Соглашение «О совместном использовании и охране водных ресурсов в бассейнах источников питьевого водоснабжения г. Москвы на территории Московской, Смоленской и Тверской областей», подписанное в 1993 г. тремя субъектами Российской Федерации.

Законы и подзаконные нормативные акты.

Конституция Российской Федерации — основной источник экологического права. Главенствующую позицию в системе федеральных юридических источников экологического права занимает Конституция РФ. Именно нормативные предписания конституционного характера определяют основные направления развития экологического права как отрасли права, а также устанавливают пределы правового регулирования рассматриваемой отрасли.

В Конституции РФ содержится целый ряд статей, которые в той или иной степени закладывают основы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также определяются основные направления государственной экологической политики на столь высоком законодательном уровне - это ст. 9, 36, 41, 42, 58, 71, 72, 73 и 114.

Нормативные положения ст. 9 и 36 Конституции РФ закрепляют право собственности на землю и другие природные ресурсы. Так, в соответствии с положениями ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а согласно предписаниям ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции РФ находят свое закрепление основные экологические права и обязанности граждан России: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Концептуальными для регулирования экологических отношений являются нормативные положения Конституции, содержащиеся в ст. 71—73, в которых определяются основания разграничения полномочий Федерации и ее субъектов. К предметам исключительного ведения Российской Федерации, согласно предписаниям ст. 71, отнесены: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических прав) (п. «в»); федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»); установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. «е»); внешняя политика, международные отношения, международные договоры Российской Федерации (п. «к»).

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ст. 72 Конституции РФ относит решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (подп. «в» п. 1); природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории (подп. «д» п. 1); земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (подп. «к» п. 1).

Важное значение в определении основ государственной экологической политики в России играют предписания, содержащиеся в ст. 114 Конституции РФ, в соответствии с которыми Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.

Фундаментальные положения Конституции РФ получают дальнейшее развитие и конкретизацию в законах и подзаконных нормативных правовых актах, направленных на упорядочение общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Особое место среди природоохранных федеральных законодательных актов занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1. Он является базовым актом кодификационного типа, сгруппировавшим вокруг себя все остальные природоохранные и природоресурсные нормативные правовые акты. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Д/з. Прочитать конспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: