Тема 11. Финансово-правовые основы государственных расходов
1.Государственные расходы — это урегулированная нормами права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Гос. расходы — расходы, предусмотренные бюджетом государства. Гос. расходы связаны с исполнением государством своих основных функций.
Гос. расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные. Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в РФ: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня.
Следовательно, в зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить:
– на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;
– децентрализованные, осуществляемые государственными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование:
– оборотных средств (текущих расходов);
– основных фондов (капитальных вложений);
– создания резервов.
Важное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным расходам в целом. В составе последних можно выделить направления расходов на:
– отрасли экономики – промышленность, строительство сельское хозяйство и т. д.;
– социально-культурную сферу и науку;
– охрану окружающей природной среды;
– оборону;
– правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
– международную деятельность;
– государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;
– создание запасов и резервов;
– прочие расходы.
Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.
Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:
– плановость;
– соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
– целевое направление средств;
– соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства, муниципальных образований;
– соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
– безвозвратность и безвозмездность выделения средств;
– контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.
Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами:
– финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
– финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.
2. Выражение «государственные расходы» можно понимать в разных аспектах. Государственные расходы имеют публичный характер. Данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих упомянутые финансовые отношения, представляет собой раздел Особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных расходов.
Государственные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях.
Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.
Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные. Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в РФ: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня.
Следовательно, в зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить:
· на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;
· децентрализованные, осуществляемые государственными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование:
· оборотных средств (текущих расходов);
· основных фондов (капитальных вложений);
· создания резервов.
Важное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным расходам в целом. В составе последних можно выделить направления расходов на:
· отрасли экономики – промышленность, строительство сельское хозяйство и т. д.;
· социально-культурную сферу и науку;
· охрану окружающей природной среды;
· оборону;
· правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
· международную деятельность;
· государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;
· создание запасов и резервов;
· прочие расходы.