IV.Подведение итогов. (5 мин)

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Роль государства в экономике

 

План урока

I. Организационный момент

«Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

II. Проверка домашнего задания

2. Целеполагание

· Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

· А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

· Какой главный институт политической сферы?

· Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

· Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

· От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.

 

Далее работа со схемами: «Типы экономических систем».

Выводы:

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)

 

Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

 

Тема. Роль государства в экономике.

План изучения нового материала.

1. Зачем экономике государство.

2. Налоговая система.

 

III. Изучение нового материала (22мин)

Зачем экономике государство

 

Эпиграф:

· Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

· Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия част­ных лиц, но они нередко беднеют в ре­зультате расточительности и неблагора­зумия государственной власти»

 

Работа с учебником.

 функции правительства по А. Смиту

1) обеспечение национальной обороны;

2) отправление правосудия;

3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4) сбор налогов для оплаты нужд государства.

 

До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.

· Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику?

· Образование монополий, экологическая катастрофа.

· Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

Работа с Конституцией

· Какие функции выполняет государство в современное время?

· Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

Законодательное регулирование: ст.34   Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ

 пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

· Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

· Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

·  Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование

· Что относится к общественным благам? (стр. 195 учебника)

Сегодня  достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)

Работа с дополнительными источниками

Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?

(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)

В интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.

2015 12,91
2014 11,36
2013 6,45
2012 6,58
2011 6,10

· С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?

Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

· Кто будет принимать решения по преодолению «провалов» в рыночной экономике?

(государство)

Стабилизация экономики

(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)

· Итак, какие функции выполняет современное государство?

 

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да, нет-

· Потребности – это нужда в чем-либо (да)

· Потребности бывают только материальные (нет)

· Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

· Морская вода - это Свободные блага (да)

· Машины, оборудование –это экономические блага  (да)

· Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

· Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

· Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

· Земля – это фактор производства (да)

· Это единственный фактор (нет)

 

· Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся)

Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2015-2016 году:

1. Норвегия

2.  Швейцария

3. Канада

4. Швеция

5. Новая Зеландия

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.

 

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

  2.Налоговая система.

Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Начерти схему

 

 

· Итак, что такое налоги?

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».

Проверяем схему.

Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)     

2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

5. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)  

6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.

2.

· Налоги платить просто необходимо.

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

-Как можно озаглавить текст?

-На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?
Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.

Со следующим механизмом государственного регулирования экономики государственным бюджетом познакомимся на следующем уроке


IV.Подведение итогов. (5 мин)

А. Верны ли суждения о роли государства в экономике?

А. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.

Б. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?

1. Акцизный сбор

2. Таможенный сбор

3. Подоходный налог

4. Налог на продажу товаров

5. Налог на имущество

 

V. Домашнее задание:
Для всех учащихся: параграф 23стр.193-197. Записать – все что выделено желтым; Функции налогов.

Дополнительная информация

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства - 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.

На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2016 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2016 году чувствуют себя люди в Канаде.

Для того чтобы умень­шить свои из­держ­ки и по­лу­чить при­быль, любой про­из­во­ди­тель будет стре­мить­ся на чём-то эко­но­мить. Самый оче­вид­ный для про­из­во­ди­те­ля спо­соб сэко­но­мить – это сэко­но­мить на окру­жа­ю­щей среде. Чаще всего бы­ва­ет так, что про­из­во­ди­те­ли не за­ду­мы­ва­ют­ся о том, как имен­но их пред­при­я­тие может на­вре­дить при­ро­де в бу­ду­щем, ведь глав­ное – по­лу­чить при­быль се­год­ня.

На­при­мер, пред­при­ни­ма­тель по­стро­ил цел­лю­лоз­но-бу­маж­ный ком­би­нат около озера Бай­кал. И он не за­ду­мы­ва­ет­ся, что будет с озе­ром потом, он жаж­дет по­лу­чить при­быль. Судь­ба озера вол­ну­ет толь­ко некую груп­пу учё­ных-эко­ло­гов и мо­ло­дёжь, ко­то­рая стре­мит­ся за­щи­тить окру­жа­ю­щий мир от гло­ба­ли­за­ции и все­мир­но­го гла­вен­ства ком­па­ний. Но круп­ные про­из­во­ди­те­ли не при­ни­ма­ют их все­рьёз, они счи­та­ют, что день­ги пер­во­сте­пен­ны по от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щей среде. Ис­хо­дя из этого, угро­за эко­ло­ги­че­ской ка­та­стро­фы ста­но­вит­ся всё более ре­аль­ной.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: