Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Роль государства в экономике
План урока
I. Организационный момент
«Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский
II. Проверка домашнего задания
2. Целеполагание
· Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?
· А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?
· Какой главный институт политической сферы?
· Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.
· Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?
· От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.
Далее работа со схемами: «Типы экономических систем».
Выводы:
Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.
Командная система: государство полностью контролирует экономику.
|
|
Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)
Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику
Тема. Роль государства в экономике.
План изучения нового материала.
1. Зачем экономике государство.
2. Налоговая система.
III. Изучение нового материала (22мин)
Зачем экономике государство
Эпиграф:
· Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».
· Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»
Работа с учебником.
функции правительства по А. Смиту
1) обеспечение национальной обороны;
2) отправление правосудия;
3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
4) сбор налогов для оплаты нужд государства.
До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.
· Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику?
· Образование монополий, экологическая катастрофа.
· Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.
Работа с Конституцией
· Какие функции выполняет государство в современное время?
· Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?
Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ
Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд
|
|
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"
Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.
2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ
пенсии, пособия по безработице
Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ
(медицинское обслуживание, образование бесплатно)
· Почему данные институты общества должны принадлежать государству?
· Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.
· Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.
3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование
· Что относится к общественным благам? (стр. 195 учебника)
Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)
Работа с дополнительными источниками
Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?
(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)
В интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.
2015 | 12,91 |
2014 | 11,36 |
2013 | 6,45 |
2012 | 6,58 |
2011 | 6,10 |
· С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?
Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.
Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.
· Кто будет принимать решения по преодолению «провалов» в рыночной экономике?
(государство)
Стабилизация экономики
(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)
· Итак, какие функции выполняет современное государство?
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
ФИЗМИНУТКА
Учитель зачитывает высказывание на да, нет-
· Потребности – это нужда в чем-либо (да)
· Потребности бывают только материальные (нет)
· Чтение книг – это биологические потребности…(нет)
· Морская вода - это Свободные блага (да)
· Машины, оборудование –это экономические блага (да)
· Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)
· Чем выше цена, тем ниже спрос (да)
· Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)
· Земля – это фактор производства (да)
· Это единственный фактор (нет)
· Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся)
Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2015-2016 году:
1. Норвегия
2. Швейцария
3. Канада
4. Швеция
5. Новая Зеландия
Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.
Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
2.Налоговая система.
Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Начерти схему
· Итак, что такое налоги?
«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».
Проверяем схему.
Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)
1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)
2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)
|
|
3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)
4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)
5. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)
6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)
Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.
2.
· Налоги платить просто необходимо.
Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.
Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)
-Как можно озаглавить текст?
-На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?
Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.
Со следующим механизмом государственного регулирования экономики государственным бюджетом познакомимся на следующем уроке
IV.Подведение итогов. (5 мин)
А. Верны ли суждения о роли государства в экономике?
А. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.
Б. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?
1. Акцизный сбор
2. Таможенный сбор
3. Подоходный налог
4. Налог на продажу товаров
5. Налог на имущество
V. Домашнее задание:
Для всех учащихся: параграф 23стр.193-197. Записать – все что выделено желтым; Функции налогов.
Дополнительная информация
|
|
Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства - 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.
На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2016 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2016 году чувствуют себя люди в Канаде.
Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.
Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль. Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний. Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.