Разделить с остатком число а на число b – это значит найти такие q и r, что а = bq + r, где b > r > 0.
Для изучения темы "смысл деления с остатком" берут задания на деление по содержанию и разбирают его, составляя графическую модель и запись.
17:3
Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17?
O O O | O O O | O O O | O O O | O O O | O O
В 17 содержится 5 раз по 3 и еще остается 2. Решение записываем так:
17:3=5 (ост. 2) или так _17 | 3
15| 5
2
Таким образом, в результате получили 2 числа – частное и остаток.
После объяснения предлагаем упражнения на закрепление, в которых, чтобы найти результат деления с остатком, надо выполнить модель.
Это такие задания.
1. По рисунку составь запись.
O O | O O | O O | O O | O (9:2=4 (ост. 1))
2. По записи составь рисунок.
9:2=4 (ост. 1)
3. Установите соответствие между несколькими записями и несколькими рисунками.
|
|
4. Исправь ошибку в записи, чтобы она соответствовала рисунку.
5. Исправь ошибку в рисунке, чтобы он соответствовал записи.
6. Закончи рисунок по этой записи.
7. Закончи запись по этому рисунку
Также в этой теме выводят правило:
«При делении остаток всегда меньше делителя».
Для доказательства этого правила предлагаем детям выполнить задания:
а) Найди остатки при делении на 2.
Сделай рисунки и закончи каждую запись.
9:2 Дети по рисунку заканчивают записи, затем сравнивают
10:2
11:2 получившиеся остатки с делителем 2. Это 0 и 1, они < 2, следовательно, остаток меньше делителя.
б) Аналогично делим на 3 и для этого строим модели в тетради или на парте.
6:3 Сравниваем остатки с делителем (получаем 0, 1, 2 < 3), следовательно,
7:3 получаем такой же вывод: остаток меньше делителя.
8:3
9:3
в) Аналогично делим на 4 и для этого строим модели.
8:4 Сравниваем остатки с делителем (0, 1, 2, 3< 4), следовательно,
такой же вывод.
9:4
10:4
11:4
г) Делаем общий вывод: остаток всегда меньше делителя.
Затем предлагаем задания на закрепление этого вывода:
- Может ли при делении на 6 получиться остаток 7? (нет, так как остаток всегда меньше делителя).
- Какие остатки могут получиться при делении на 8?
и т.д.
ПО ПРОГРАММЕ МОРО
По программе М.И.Моро тему "деление с остатком" изучают в М3М, ч. 2
На первом уроке М3М, ч. 2, стр. 26 рассматривают конкретный смысл деления с остатком.
После введения темы используют УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
например
По записи составь рисунок (№2 стр.26)
|
|
На странице 27 выводят правило " При делении остаток всегда должен быть меньше делителя "
Для доказательства этого правила предлагаем детям выполнить задание № 1:
а) Найди остатки при делении на 2.
9:2 Дети по рисунку заканчивают записи, затем сравнивают
10:2
11:2 получившиеся остатки с делителем 2. Это 0 и 1, они < 2, следовательно, остаток меньше делителя.
б) Аналогично делим на 3 и для этого строим модели в тетради.
6:3 Сравниваем остатки с делителем (получаем 0, 1, 2 < 3), следовательно,
7:3 получаем такой же вывод: остаток меньше делителя.
8:3
9:3
10:3
в) Делаем общий вывод: остаток всегда меньше делителя
Затем предлагаем задания на закрепление этого вывода:
- Почему при делении на 4 остаток не может быть равен 4, 5?
ПО ПРОГРАММЕ ИСТОМИНОЙ
По программе Н.Б. Истоминой тему "деление с остатком" изучают в М4И ч.1
На М4И ч.1 стр. 38-39 рассматривают конкретный смысл деления с остатком.
На странице 40 используют упражнения на ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1. Выбери рисунок, которому соответствуют все три записи (№104)
2. Выполни рисунки к равенствам (№105)
3. Выбери записи, которые соответствуют рисунку (№106)
Также на странице 40 вводят правило " остаток при делении всегда должен быть меньше делителя "
Для закрепления данного правила используют №108 на странице 41
ПО ПРОГРАММЕ ПЕТЕРСОН
По программе Петерсон тему "деление с остатком" изучают в М2П ч.3
На М2П ч.3 стр. 76 рассматривают деление с остатком.
На странице 77 вводят правило " остаток от делении всегда меньше делителя "
ПО ПРОГРАММЕ АРГИНСКОЙ
По программе Аргинской тему "деление с остатком" изучают в М3А ч.1
На М3А ч.1 стр. 36-37 рассматривают деление с остатком.
Затем на 37 странице дается упражнение (№72), в котором создается проблема, как же разделить число 64 на 7. Ниже даются рассуждения учеников - Юли и Сережи, с одним из которых автор просит учащихся согласиться. Затем вводится само понятие «деление с остатком». Здесь же можно увидеть правильную запись выражения с остатком. В программе Аргинской, в отличие от других программ, не дается два варианта записи выражения с остатком.
На странице 47 в № 97 детей подводят в выводу правила "остаток всегда меньше делителя"
Вывод: Проанализировав 4 программы, можно сделать вывод, что во всех данной теме уделяется большое внимание. По программам М.И.Моро и Истоминой введение и изучение происходит через графические модели. По программе Петерсон используется числовой луч. И только про программе Аргинской изучение идет теоретически. Далее по программам изучается правило, что остаток всегда меньше делителя. Во всех программах эти правила сформулированы и понятны детям.В учебнике Моро на отработку конкретного смысла действия деления с остатком выделяется достаточно заданий, многие из которых задачи. У Истоминой больше заданий на соответствие, которые очень интересны детям своей наглядностью. По программам Петерсона и Аргинской заданий мало, но они объемные