МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Методы обучения | Обучение грамоте | Чтение | Русский язык | Развитие речи (уровень текста (уровень связной речи)) | ||||||||
Методы организации и осуществления учебно-позна-вательной деятельности (1 группа).
| Обучение чтению | Обучение письму | Литературное | Внеклассное | Лингвистичес-кое понятие | Орфографическое правило | Изложение | Сочинение | ||||
Объяснение понятий, словесное пояснение звуковых схем, значений слов. Работа с иллюстрацией, схемами слов. Фонематиче ские упражнения. | Объяснение написания букв, соединений букв (слогов), слов, предложений Практическая работа в прописи. Аналитико-синтетичес-кие упражнения. | Рассказ-вступление об авторе. Иллюстрирова-ние произведений, демонстрация фильмов. Работа с портретом автора. Практическая работа с текстом. | Рассказ-вступление об авторе, рассказ –изложение о книге. Демонстра-ция книг, их иллюстриро-вание. Практичес-кая работа с текстом. Метод чтения-рассматривания. | Объяснение ЛП (зависит от вида понятия).
Составление схемы ЛП. Упражнения на закрепление ЛП (фонетические, грамматические лексические; опознаватель-ные классификаци-онные, аналитические); метод языкового анализа (грамматичес-кий разбор как один из видов упражнений).
| Объяснение ОП (зависит от вида правила). Составление схемы ОП, алгоритма его применения. Орфографичес-кие упражнения (списывание с заданиями, диктанты, метод решения грамматико-орфографичес-ких задач, орфографичес-кий разбор). | Объяснение вида изложения: подробное, выборочное, сжатое. Оформление доски (план, опорные слова с выделением орфограмм). Практическая работа с текстом. Имитативные методы. | Объяснение темы, её связи с типом речи, стилем. Зависит от вида: по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, картине. Оформление доски (план, опорные слова с выделением орфограмм). Самостоятель ная работа по созданию текста. Коммуникативные методы. | |||||
Рассказ-заключение с целью подведения итогов урока. Беседа с целью актуализации знаний, введения в тему, обобщения. | ||||||||||||
Методы стимулирова-ния и мотивации учебно-позна-вательной деятельности (2 группа). | Дидактичес-кая игра со словами. Создание ситуации заниматель-ности. | Дидактичес-кая игра со словами. Создание ситуации заниматель-ности. | Учебные дискуссии в соответствии с учебной задачей анализа произведения. | Учебные дискуссии о содержании книг, героях. | Подбор ряда заданий нарастающей сложности, дифференци-рованный подход. | Подбор ряда заданий нарастающей сложности, дифференци-рованный подход. | Дифференциро-ванная помощь (задания одинаковой сложности).
| Дифференциро-ванная помощь (задания одинаковой сложности). | ||||
Создание ситуации успеха, занимательности, стимулирование долга и ответственности, упражнения в выполнении требований, убеждение, поощрение. | ||||||||||||
Методы контроля и самоконтроля (3 группа). | Устный опрос. Письменный (тетрадь для печатания) опрос. Элементы теста (срезовые работы). | Устный (элементы букв, правила записи слов и предлжений)и письменный (работа в прописи) опросы. | Устный опрос, эссе; возможно тестирование. | Устный опрос, эссе; возможно тестирование. | Тесты, письменные работы, грамматические разборы; диктанты по пунктуации. | Различные виды диктантов: объяснительный, проверочный, творческий, контрольный; тесты. | Написание изложений. | Написание сочинений. | ||||
Средства обучения + ИКТ и ТСО.
| Учебник «Азбука», схемы слов, предложений. | Прописи, элементы букв для конструиро-вания, разлинован-ная доска для показа написания букв, слогов, слов, предложений | Хрестоматия и тетрадь по литературному чтению, портрет автора, книжная выставка. | Книга/книги для рас-сматривания, чтения, обсуждения, реклама книги.
| Учебник по русскому языку + тетрадь к нему (если есть). Схема ЛП, алгоритм его нахождения. Разлинованная для чисто-писания доска, карточки со словарными словами. Грамматиче-ские таблицы. | Учебник по русскому языку + тетрадь к нему (если есть). Схема ОП, алгоритм его применения. Разлинованная для чисто-писания доска, карточки со словарными словами.
| Наглядность к проведению подготовительной работы. На доске (или раздаточный материал): план, опорные слова, синонимы, слова для орфографической работы.
Речевые таблицы (схемы), например: диалог-монолог, речевая ситуация, коммуникативный акт). Репродукции картин. Иллюстрации. | |||||
Электронные сопровождения к УМК, собственные презентации, видеофильмы, аудиозаписи, записи на СД, интернет ресурсы и т.п. Компьютерные классы, мультимедийные проекторы. | ||||||||||||
Классификация методов обучения
(Бабанский Ю.К.)
1 группа Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | |||
по источнику передачи и восприятия учебной информации | по логике передачи и восприятия учебной информации | по степени самостоятельности мышления учащихся | по характеру управления учебной работой |
Словесные: - рассказ, - беседа, - лекция, - конференция, - объяснение. Наглядные: - иллюстрация, - демонстрация. Практические: -лабораторные опыты, - упражнения, - практические работы. | Индуктивные Дедуктивные | Репродуктивные Продуктивные: - проблемное изложение (решение проблемы учителем, проблемная ситуация, проблемная задача, вывод делает учитель); - частично-поисковый (эвристическая беседа, диспут, вывод делают совместно); - исследовательский (опытническая работа, творческая работа, вывод делают учащиеся) | Работа под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся: - работа с книгой - лабораторные работы - письменные упражнения |
2 группа Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности | |
Стимулирование интереса к учению | Стимулирование долга и ответственности |
|
|
3 группа Методы контроля и самоконтроля | ||
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля |
|
|
|
|
|