Волкова Виктория, НО-18

Тема: «Искусство устного и публичного выступления»

1.Искусство выступления.

Публичное выступление — это выступление с речью перед живой аудиторией. Этот тип речи структурирован тремя универсальными намерениями: информировать, убеждать и развлекать аудиторию.

Правила публичных выступлений:

Правило 1. Будьте собой

Древняя китайская пословица гласит: «Знание других ведет к мудрости, знание себя ведет к просветлению»

Чтобы быть собой, вы должны знать себя. Вы должны проанализировать свои сильные стороны и стремиться максимизировать их. Ваши слабости должны быть проанализированы, а затем сведены к минимуму.

Правило 2. Общайтесь ясно

Публичные выступления — это форма искусства. Он имеет две основные характеристики: предмет и представление. Тема касается того, что мы говорим, а презентация — как мы это говорим.

Функции речи:

  • Влиять на поведение
  • Передавать информацию и знания
  • Направлять мысли
  • Стимулировать аудиторию
  • Убеждать
  • Вдохновлять действия
  • Утешать

Правило 3. Всегда готовьтесь

Ничто не может заменить подготовку. Многие успешные ораторы готовятся месяцами и годами практикуются, чтобы отточить свои навыки публичных выступлений.

Величайшие ораторы нашего времени — Черчилль, Макартур, Рузвельт, Кинг и Обама — часами работали над правильной формулировкой послания, которое они хотели передать, а затем часами практиковали способ изложения этих слов. Они сделали это перед зеркалами или друзьями.

Правило 4. Знайте свою аудиторию

Знания аудитории наделяют оратора способностью формулировать правильные сообщения и предвидеть вопросы и проблемы.

Правило 5. Время имеет существенное значение

Время считается главной ценностью для многих. Один мудрец однажды заявил, что человек, который осмеливается тратить зря хотя бы один час, не знает ценности жизни. Нужно учитывать длину речи.

Правило 6. Ваш заголовок имеет решающее значение

Хорошая презентация состоит из четырех основных компонентов: заголовок, введение, текст и заключение.

В названии выступает первая точка контакта с аудиторией. Название, выбранное для речи, может привлечь или оттолкнуть слушателей, прежде чем человек начнет говорить.

Используйте мощные слова в своем названии, например

  • Сила
  • Золотой
  • Чудо
  • Магия
  • Секрет

Следует проявлять крайнюю осторожность, вызывая эмоции. Цель состоит не в том, чтобы привести зрителей в ярость, а привлечь их внимание. Выявление неправильных эмоций может привести к насмешкам и гневом в отношении оратора.

Правило 7. Откройте свой ум

Давайте теперь рассмотрим три компонента речи: вступление, основная часть и заключение.

а) Используйте короткие слова, которые являются яркими и знакомыми для слушателя. Например: «начать» вместо «инициировать»; «двигаться», а не «перемещаться»; «использовать», а не «утилизировать».

б) Используйте конкретные слова; например, «яблочный пирог», а не «выпечка», «свиная отбивная», а не «мясо».

в) Используйте активные слова, которые требуют действий. Например, написать, рассмотреть и разрешить.

Первая часть речи, которую следует записать, — это вступление. Пять целей, которые должны быть достигнуты вступлением:

  • Установить связь с аудиторией;
  • Поддерживать доброжелательность вашей аудитории;
  • Разжечь интерес аудитории к предмету;
  • Установить тон для основной части речи;
  • Создать баланс презентации;

Правило 8. Представьте информационный поток

Основная часть речи должна обеспечивать аудиторию логическим потоком информации. Это не даст оратору сбить с толку аудиторию.

Правило 9. Правило трех

Обычно для получения окончательного варианта речи требуется создать не менее трех «прекопий». Это явление называется «Правило трех».

Трио, тройки и триады характерны для многих составляющих западной культуры:

  • три измерения физического мира: земля, вода и воздух;
  • человек: разум, тело и дух;
  • время: прошлое, настоящее и будущее.

2.Искусство красноречия.

Искусство красноречия –  это умение овладевать вниманием публики с целью определенного воздействия на нее в момент произнесения речи.
Добиться успехов в этой сфере позволяет грамотная, непринужденная и свободная подача информации, владение методикой привлечения и удержания внимания аудитории.

Ученые выделяют два типа красноречия: естественное красноречие и ораторское искусство. Первое проявляется у человека при обычных жизненных ситуациях, не требует специальной подготовки и определенных навыков. Ораторское искусство приобретается постепенно. Добиться мастерства в этом деле позволяют частые публичные выступления, специальные методики и технологии по совершенствованию речи.

В основе искусства красноречия лежат принципы и законы риторики, которые отображают связи между обществом и речью, отношения между говорящим и слушающим.

3.Концентрация внимания слушателей.

Приемы захвата внимания:

С чего начать выступление? Существует целый ряд приемов захвата внимания аудитории в начале выступления:

Обращение к событию, времени, месту

Этот прием еще можно назвать «Когда я ехал к вам сюда…». Расскажите своим слушателям, как Вы добирались, что интересного произошло с Вами по дороге. Именно повествовательная манера изложения поможет Вам установить контакт с аудиторией, снять волнение и скованность первых фраз, забыть о дрожи в коленях и т. п.

Этот несложный прием весьма эффективен для привлечения внимания.

Возбуждение любопытства

Затроньте необычный факт, показывая слушателям, что они еще не все знают.

Пообещайте слушателям рассказать о чем-то очень интересном и малоизвестном и т. п.

Обращение к борьбе, конфликту между людьми, противоречиям, различиям во мнениях

Д. Карнеги принадлежит замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

Психологи предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением, конфликтом, борьбой. Это вызывает невольный интерес.

Демонстрация какого-либо предмета

Пример:

• У меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки… Вместе с тем, в ней нет ни слова правды…

Помните только, что Вы должны держать все, что демонстрируете слушателям, не ниже уровня плеча.

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни

Можно рассказать о своих переживаниях и ощущениях.

Пример:

• Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…
• Недавно я прочитал…
• Однажды со мной произошел такой случай…

Цитирование, упоминание мнения знаменитости

Пример

• Известно, что Петр I говорил своим сподвижникам… и т. д.

Такое начало удобно тем, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, а ее качество обеспечит привлечение внимания.

Исторический эпизод

Пример

• В XVIII в. при французском дворе был обычай…

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

Пример

• Сегодня утром в программе «Вести» я услышал любопытное сообщение…

Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем Вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слышал) тоже…» и побуждают этим остальных внимательно слушать. Это повышает доверие к оратору.

Риторический вопрос

Если риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, – задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории.

Пример

Но в риторике есть табу на то, как не надо начинать выступление.

Запомните!

? Не признавайтесь, что вы не оратор.
? Не начинайте выступление с извинений.

4.Наиболее распространенный ораторский прием.

Сравнение является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит: все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью примеров и сравнений, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь.

Кроме обычного сравнения существуют также отдельные его формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок.

5.Речь преподавателя.

Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать её доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Мастерство учителя включает в себя большое количество различных элементов, но культура речи занимает главную позицию. Если педагог владеет культурой речи, профессиональными знаниями и умениями, то он непременно добьётся больших успехов в обучении студентов.

Будущий учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.

Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная окрашенность, дикция.

Педагогу необходимо выработать оптимальный для урока темп речи. Если учитель будет говорить слишком быстро, ученикам трудно сосредоточиться на содержании информации, успеть осмыслить ее; очень медленный темп речи действует на учеников утомительно.

Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу.

6.Понятие «выразительность языка».

Выразительность речи — одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на прагматическом и эстетическом качестве речевых произведений, а именно: обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия путём особой организации речи и текста. Выразительность речи усиливает воздействие на адресата, привлекает и удерживает интерес и внимание, удовлетворяет его эстетическое чувство в языковой сфере.

Выразительность речи создаётся самыми разными средствами и способами, в числе которых отбор фактов, ритм, экспрессивный фонд языка и речи, в том числе стилистически окрашенные языковые средства и специальные средства выразительности: тропы  и фигуры речи.

Выразительность речи делится на две разновидности: логическая выразительность более всего характерна для «строгих» функциональных стилей: официально-делового и научного, эмоциональная выразительность, обращённая к чувствам адресата, ярко проявляется в художественной, разговорной, публицистической речи. В пределах второй разновидности можно также выделить изобразительность — создание наглядно-чувственных образов средствами языка и речи. Как логическая, так и эмоциональная выразительность может быть реализована разными способами. Открытый способ связан с использованием интонационных и лексических выразительных средств, с внешними приёмами (например, в газетах наиболее сильный по воздействию материал даётся на первой полосе, коротко, крупным шрифтом, с иллюстрацией); скрытый способ — грамматическими средствами, лаконизмом, особым размещением акцентируемого материала в тексте.

7.Ораторское искусство.

Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.

Цели ораторского искусства:

- донести информацию, до слушателей;
- огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы;
- защитить собственное мнение;
- вступить во взаимодействие с обществом, узнать его;
- переубедить в чем-то;
- побудить аудиторию на действия.

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом. Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении.

Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну. При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое — быть услышанным. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения - это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт. В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Многогранное искусство ораторского мастерства включает не только выступления перед большой аудиторией, но и ведение диалога с собеседником, дебаты, дискуссии, а также другие виды речевой коммуникации. При этом речь оратора должна всегда поражать железной логикой, но вместе с этим быть искренней и чувственной. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность слушателя и его расположение.

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: