Последовательность действий

1. Записать в рабочих тетрадях число, вид работы, тему урока

2. Пройти по ссылке, посмотреть и послушать видеоурок и чтение стихотворений Иосифа Бродского

3. Прослушайте песню в исполнении барда Олега Митяева https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=pY6ttbObvw0&feature=emb_logo

4.  С упоминания этого стихотворения И. Бродского начинается разговор о нём в статье учебника (стр. 349 – прочитать)

5. Записать в тетради: Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах.

6. Прочитайте следующую часть статьи учебника (стр.350-352)

7. Прослушайте выразительное чтение стихотворения «На смерть Жукова» https://www.youtube.com/watch?v=B-TumZpR2MQ

8. Прочитайте статью-анализ стихотворения «На смерть Жукова». Совпадает ли данный анализ с вашим восприятием стихотворения?

9. По признанию И. Бродского, он был «заражён нормальным классицизмом». Появлялось это и в выборе жанров поэзии. Прослушайте стихотворение И. Бродского «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…» https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=l-upey55NYY&feature=emb_logo

10. Познакомьтесь с тем, как объясняет своё восприятие этого стихотворения не литературовед, а просто вдумчивый читатель, любящий поэзию:

Это стихотворение Иосиф Бродский написал в 27 лет, и обращено оно, судя по всему, Марине Басмановой — главной женщине его жизни, с которой у них был сын и полная драматизма история любви. Но это сейчас не так важно. Потому что мы будем говорить не о Бродском, а о лирическом субъекте, который переживает нераздельную, утерянную любовь.

Итак, перед вами всего три предложения. Второе выделено с двух сторон многоточиями. И это неслучайно. Разберемся с каждым по очереди.

Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало

мое существованье для тебя.

Переводим на русский. «Мне жаль, что я не значу для тебя столько же, сколько ты для меня»

Это размышление. Особенно на фоне коротких слов выделяется длиннющее «существование». Это даже нечто больше, чем любовь к человеку, это тяга к его существованию. Типичный пафос для Бродского.

...В который раз на старом пустыре

я запускаю в проволочный космос

свой медный грош, увенчанный гербом,

в отчаянной попытке возвеличить

момент соединения...

Это предложение, в отличие от первого, – сюжетное. Давайте его дешифруем:

«старый пустырь» — видимо, какая-то площадь или пустая улица

«медный грош, увенчанный гербом» — монета, если быть точным, двухкопеечная, раньше такие опускали в таксофонный аппарат, чтобы поговорить по телефону (дальше станет понятно, почему)

Как можно с помощью монеты создать момент соединения с другим человеком? Речь, конечно, идет о телефонном аппарате, уличном таксофоне. Тогда «проволочный космос» —это бесконечность телефонных проводов

11. Запишите самое главное из статьи о художественных особенностях И. Бродского как поэта. Художественные особенности. Большинство писавших о Бродском-поэте отмечали его тягу к повествовательности, виртуозное владение стихом, набегающие, словно волны, и несколько монотонные ритмы, а также демонстративный аполитизм, служение «поэзии ради поэзии». Его стихи пространны и являют собой редкий в русской поэзии пример монументализма, опирающегося на традиции «латинства» (Ю. Кублановский). Бродский находит новый жанр — большое стихотворение («Большая элегия Джону Донну», «Холмы», «Исаак и Авраам»). По словам историка и поэта Якова Гордина, «это не поэмы. Это развернутые на огромном пространстве стихотворения... Нужны, может быть, утомительные длинноты, завораживающие. Это некая новая магия. Это тоже имеет отношение к проблеме языка, к проблеме повторов, к проблеме протяженности такого чисто языкового пространства, когда даже уже и смысл не явен, а играют роль сами по себе слова, фонетика, ритмика и т. д. Тут можно вспомнить одический сомнамбулизм Ломоносова...» Добавим, с одной только существенной разницей, что Ломоносов во всем остальном, кроме «пространства», является полным антиподом Бродского, ценя в поэзии прежде всего смысл, подчинив Музу интересам державной России и воспевая ее вождей. Аполитизм поэта во многом мнимый.

Все исследователи поэзии Бродского отмечали у него обилие цитат, аллюзий (намеков на известное литературное произведение или историческое событие) ассоциаций, скрытых ссылок на великих предшественников (от боготворимого им Державина и Пушкина до Хлебникова и Пастернака), следование за Ахматовой и Мандельштамом; его стихи — это насыщенный раствор, из которого постоянно выпадают кристаллы книжной культуры. Это поэзия для «немногих», «избранных». Религиозно ли творчество Бродского, в постоянном борении поэта с трагизмом бытия? Да, отвечает Ю. Кублановский, но скорее в форме богоборчества: «Он, несомненно, чувствует, что он сталкивается с чем-то сверхъестественным в этом смысле. Через опыт ему дано метафизическое ощущение мира и ощущение Творца. И он постоянно ведет с Творцом своего рода тяжбу». Нет, с оговорками возражает старший товарищ и наставник Бродского Евгений Рейн: «Конечно, он не вульгарный безбожник, но в его стихах совершенно нельзя найти благолепия церковного, того, что, скажем, отмечало отчетливо религиозную поэзию Хомякова или поэзию некоторых новых поэтов, например, Кублановского...»

 

Домашнее задание: Выучить наизусть 1 стихотворение.Докажите справедливость утверждения о насыщенности поэзии цитатами, аллюзиями и ссылками на великих предшественников на примере следующего стихотворения И. Бродского (перейти по ссылке и прослушать его) https://www.youtube.com/watch?v=r6V4GK4hqxY&feature=emb_logo


                                                                                                Иосиф Бродский

            Я вас любил

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

1974 г.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: