Пространственно-временная организация рассказа; как конструирует писатель хронотоп лагеря?

Урок № 90

Александр Исаевич Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

План:

1. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.

2. Образ Ивана Денисовича Шухова.

3. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни.

4. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

  Цель:

1. Познакомить с рассказом;

2. Показать мастерство писателя;

3. Раскрыть значение произведения Солженицына;

4. Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.                                                                       

Материал для самообразования.

 

    Произведению А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный в 1959 году,

был задуман еще в лагере в 1950 году. Первоначально название рассказа «Щ-854 (Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст

между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…»  - Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

 

    Как  же родился замысел «Одного дня…»?

    Как пишет сам Солженицын, замысел

рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного

человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни,с их подлинными биографиями.                                                                     

Восстановите прошлое Ивана Денисовича.Как он попал в лагерь?

Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в лагерь. В 1941 году он, простой человек, крестьянин,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену. Бежав из плена,он попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание». Шухова сильно избивали, и он решил подписать признание. Так Иван Денисович оказался в лагере.

 

Почему день,описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?                                                                                                                     

Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

Какие «счастливые события» происходят с героем?                                                                                                                                  

 

Ивана Денисовича не посадили в карцер.Он не попался на шмоне,купил табачку,не заболел.

 

Почему для рассказа автор выбрал именно «счастливый день»?

                                                                                      

 Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

Что помогает герою устоять, остаться человеком?

 

Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой,не мучается размышлениями:за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно,как на воле,у себя в колхозе. Работая,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь.Здравый смысл помогает ему выстоять.

 

О ком из зеков автор пишет с симпатией?

Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе  , кавторанге Буйновском,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине.

Бригадир Тюрин для всех «отец» от того,как «процентовку» закрыл,зависит жизнь бригады.Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

Кто из героев противопоставлен Шухову?

Шухову противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович.У него меховая шапка,присланная с воли. Все работают на морозе,а Цезарь в тепле.  

 

Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева

 

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

 

Л.Н. Толстой и А.И. Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.                                                                                            

И Шухов, и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

Вывод:

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем много деталей: бытовых, поведенческих,психологических, что говорит о мастерстве писателя.    

 

Устно проанализируйте «Один день Ивана Денисовича» по следующему плану:

1. Проблематика произведения:

- реализация проблемы свободы (личной и общественной, физической и духовной, внешней и внутренней) и насилия, жизни и существования; покажите, какие персонажи участвуют в решении этих проблем, проанализируйте их характеры и поведение;

2. Система образов:

- принципы ее конструирования; образы главных героев (дайте подробную характеристику, включая анализ пространственно-временных представлений героя).

- Как, по мнению А. Солженицына, человек может противостоять лагерной (шире -тоталитарной) системе?

- можно ли утверждать, что Иван Денисович является воплощением русского национального характера? Какими чертами наделяет его Солженицын?

Пространственно-временная организация рассказа; как конструирует писатель хронотоп лагеря?

4. Особенности стиля произведения:

- проанализируйте лексический состав рассказа, специфику употребления цифровых и буквенных обозначений;

- дайте целостный анализ эпизода рассказа (от «А миг – наш!» до «А лучше б и еще помедлили»), обратите внимание на повествовательную организацию фрагмента.

Перейдите по ссылке и посмотрите, пожалуйста, фильм

«Один день Ивана Денисовича»  (1970)...

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=11892259273918937659&text=Смотреть%20Один%20день%20Ивана%20Денисовича&path=wizard&parent-reqid=1587633028921696-288688011120362345100287-production-app-host-vla-web-yp-238&redircnt=1587633109.1

Если вас заинтересовала экранизация 1970 года, перейдите по ссылке

https://tvrussian.net/odin-den-ivana-denisovicha и посмотрите «Один день Ивана Денисовича» (2019)... и сравните.

 

Запишите в тетради цитату  академика Дмитрия  Сахарова  

 

«Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости … Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: