Слово учителя. Подведение итогов

Двадцать девятое апреля

Классная работа


Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Цели урока:

рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

соединялись с глубоко личными переживаниями;помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;развивать навыки выразительного чтения.

 


Слово учителя

Ежегодно в канун Дня Победы мы проводим уроки мужества.

Тема сегодняшнего урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Эпиграфом урока я взяла строки поэта-фронтовика Александра Прокофьева: «Чтобы ненависть была сильнее, давайте говорить о любви».

Я хочу, чтобы мы сегодня как бы услышали голос поэтов-фронтовиков, погрузились в атмосферу фронтовой лирики, узнали истории стихотворений, ставших песнями.

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил.

До песен ли в такое тяжёлое время? В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Самое удивительное, что большинство песен военных лет–это песни о любви. Впервые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши. И появилась призывно-торжественная песня «Священная война» на слова В.А. Лебедева-Кумача. Позже становятся популярными другие песни, с другой мелодией, иной интонацией. Наибольшее признание получают песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Александровича Суркова и «Жди меня» – Константина Симонова. Прослушай песни:

https://www.youtube.com/watch?v=yxVYDvWWikg

 

https://www.youtube.com/watch?v=6zMyXLFzsWE

 

 

В чём же секрет необыкновенного песенного успеха «Землянки»?

История песни «Землянка».

 

Слово учителя

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом», не зная имени автора.

Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».

 

https://www.youtube.com/watch?v=B-hJo4zooSQ

 

 

Сообщение ученика. История песни «Катюша».

 

Слово учителя

Да, «Катюша» имела многочисленные текстовые варианты (более 100). Вот один из них на стихи неизвестного автора, непосредственно связанный с городом Курском:

Я помню суровую осень, разрывы снарядов в лесу.

Там пела Катюша у сосен заветную песню свою:

Садами ты густ, любимый мой Курск,

Родная сторонка моя…

Кем только ни была Катюша! И бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его в далёком тылу, и парашютисткой, и партизанкой, и учительницей, и фронтовой санитаркой.

В Италии песня стала боевым гимном бойцов Сопротивления, в Болгарии – партизанским паролем. Со знаменитой «Катюшей» на фронте произошёл случай, ставший почти легендой. Однажды под вечер, в часы затишья, немцы вдруг прокрутили её раз, второй, третий… Это разозлило бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»? Дело кончилось тем, что группа солдат бросилась в атаку на вражеский окоп. В результате – и пластинка, и патефон были доставлены к своим. И сейчас в век компьютерных технологий очень приятно, что создаются такие миниатюры…

Тема любви в песенной лирике Исаковского не всегда радостна, не всегда связана с символами цветущей природы. Тема любви, верности приобретает глубоко трагическое звучание в стихотворении: «Враги сожгли родную хату…»

https://www.youtube.com/watch?v=SO_JT_x8CbI

История песни «Враги сожгли родную хату…»

Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», – писал о феноменальной песенности стихов Фатьянова поэт Михаил Матусовский.

В 1942 году Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню, которую маршал Жуков назовёт одной из лучших песен военной эпохи.

Чтение стихотворения «Соловьи».

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят...

Пришла и к нам на фронт весна,
Ребятам стало не до сна
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Но что война для соловья,
У соловья ведь жизнь своя...
Не летит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут

А завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жен, от наших нив,
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят...

https://www.youtube.com/watch?v=ErOIVHoR1n0

 



















Слово учителя

Стихотворение «На солнечной поляночке» Фатьянов не решался показать даже Соловьёву–Седому, не отдавал в газеты, не верил, что стихи могут появиться в печати. Первая запись песни состоялась в 1943 году.

Прослушивание песни «На солнечной поляночке»

https://www.youtube.com/watch?v=S0TpuPkMADk

Ещё одно стихотворение, ставшее поистине народной песней. Лев Ошанин «Эх, дороги»

Чтение стихотворения «Эх, дороги»

https://www.youtube.com/watch?v=li_nlAFbCoI

 

Слово учителя

Евгений Винокуров ушёл на войну, не закончив 10 класс. На фронте был артиллеристом, о том, что он поэт, узнали после войны. Стихотворение «Москвичи», ставшее известной песней, было написано в 1953 году. Это стихотворение–воспоминание о друзьях, которые уже никогда не вернутся с войны.

Слово учителя. Подведение итогов

А каково значение этой фронтовой лирики в наше мирное время?

Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки – заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи и песни о войне – это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они – почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи.

Обратите внимание на книги, представленные здесь…

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эти песни несут в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

В чём хотели убедить нас авторы? Да, ребята, вам жить на этой земле, в нашей стране. Вы не должны допустить, чтобы снова была война.

Особенно остро воспринимаются эти песни сейчас, накануне праздника. 28.04 стартовала акция «Георгиевская ленточка», песни военных лет предлагаются сотовыми операторами в качестве гудка, льются с экранов телевизоров, радиоприёмников, напоминая о наследии Великой Победы.

Домашнее задание

Выучить наизусть одну песню (на выбор), записать в тетрадь историю создания и анализ песни.

Выслать до 05.05.2020

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: