Класс Сольфеджио. Музыкальный словарь от Гудиновой В.В.
В первый год обучения очень важно освоить «музыкальный алфавит», а во 2-м классе уметь бегло читать ноты:
1. Ноты скрипичного и басового ключа.
Знаки альтерации:
диез повышает звук на полутон |
} |
Без изменения названия ноты
|
бемоль понижает звук на полутон | ||
бекар – знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации. | ||
дубль диез повышает ноту на тон | ||
дубль бемоль понижает ноту на тон |
2. Длительности нот и соответствующие им паузы.
Из этих длительностей и пауз складывается все разнообразие ритмов.
3. Метр. Ритм.
В музыке, как и в речи, есть ударные и безударные звуки. Их принято называть сильными и слабыми долями.
В этом примере размер такта 2/4, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте (еще можно назвать шагов, ударов музыкального пульса, хлопков), а нижняя – длительность доли. Чередование долей можно сравнить со стихами.
Метр – это пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей.
|
|
В какой связи находятся метр и ритм? Метр вносит порядок, а ритм наполняет доли метра ритмическим рисунком.
4. Тональности.
Мы знаем, что нот всего семь. Если назовем их подряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – получится гамма До мажор. В тональности До мажор нота до – первая ступень, самая главная, ее должность называется Тоника.
I III V – работают устойчивыми ступенями II IV VI VII - неустойчивыми
Неустойчивые ступени притягиваются к устойчивым, это притяжение называется разрешение.
А бывает еще опевание устойчивых ступеней – два неустойчивых звука окружают один устойчивый и в него разрешаются. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу.
Каждая нота может стать I ступенькой, тоникой своей собственной тональности. Когда вы вырастите, то тоже захотите иметь собственную семью. Так образовали свои тональности Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор и др.
В новых тональностях так же семь ступенек, но отсчет ведется от ноты, которая дала ей название. Например, в соль мажоре мы начинаем с ноты соль: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. Вы заметили, что когда нота До находится в до мажоре - она I ступень, но в соль мажоре - она IV. Ваша мама, для вашей бабушки – дочь, и вы, оставаясь детьми своих родителей, являетесь сестрами или братьями, учениками, друзьями и подругами, - у каждого из вас может быть несколько «ролей».
В каждой тональности остаются те же законы, есть устойчивые (I III V) и неустойчивые ступени.
Важная отличительная черта каждой тональности – знаки, которые стоят в начале произведения, при ключе. Это как флаги разных государств.
|
|
Каждая мажорная тональность имеет параллельную минорную. Параллельными называются две тональности, которые имеют одинаковые знаки, их тоники находятся на расстоянии м3.
До мажор Ля минор | Не имеют знаков | |
Соль мажор Ми минор | 1 диез - фа♯ | |
Ре мажор Си минор | 2 диеза - фа♯ до♯ | |
Фа мажор Ре минор | 1 бемоль - сиb | |
Си бемоль мажор Соль минор | 2 бемоля - сиb миb |
5. Интервалы.
То, что мы напеваем, слушая музыку, является мелодией. Каждая мелодия имеет свой рисунок. Мелодический рисунок может развиваться плавно шагая по ступенькам вверх или вниз – гаммообразно. Может перепрыгивать сразу через несколько ступенек – скачок на интервал.
Интервал - расстояние между двумя звуками.
Эти расстоянияизмеряются ступенями, которые охватывает интервал. Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервалы имеют итальянские названия.
Если оба звука в интервале звучат одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический, ведь любая мелодия – это последовательность интервалов.
Помимо ступеневой величины, интервалы имеют еще тоновую величину. Тоновая величина показывает количество тонов в интервале и обозначается словами большой, малый, чистый, увеличенный, уменьшенный. Например, между I и II ступенями в мажоре целый тон, поэтому секунда будет большая (б2), а между VII и I всего пол тона, поэтому секунда будет малая (м2).
Трезвучие.
Если для любого интервала нужно два звука, то для трезвучия, как вы уже догадались – три.
Трезвучие – три звука, взятые по терциям. Если они звучат одновременно, - то это аккорд, в нотной записи он выглядит как «снеговик».
Мелодия тоже может шагать по звукам трезвучия. Самое главное трезвучие – это тоническое трезвучие, которое состоит из устойчивых ступеней I III V. Но есть еще два главных трезвучия: субдоминантовое S, которое строится на IV ступени и доминантовое D, которое строится на V ступени.
Существует два типа записи ритма – инструментальная и вокальная группировка. Они не перемешиваются в одном произведении.
7. И еще некоторые сведения по музыкальной грамоте, которые мы с вами используем:
Секвенция: повторение музыкального мотива от разной высоты.
Регистры: нижний, средний, верхний
Темп (скорость): быстрый, умеренный, медленный
Динамические оттенки: f (форте) - громко mf (меццо-форте) - не очень громко
p (пиано) – тихо mp (меццо-пиано) – не очень тихо
8. Несколько практических советов для записи музыки:
· Когда мы записываем музыкальное произведение, каждая строчка начинается с музыкального ключа и знаков тональности.
· Размер пишется один раз, только в начале произведения, при ключе, после знаков.
· В последнем такте произведения ставится двойная тактовая черта.
· Штили у нот пишутся с правой стороны вверх, и с левой стороны вниз.