2.Настраиваемся на тональность до минор. Поём эти упражнения. Помните, при сольфеджировании мы поём со знаками.
3.Поём досочинённую мелодию с дирижированием (это ваше домашнее задание). 4.Находим в учебник Е.Давыдовой «Сольфеджио» 3 класс №259 (Стр.61). Это пример для чтения с листа. Внимательно посмотрите на размер мелодии, на ритмический рисунок, на движение звуков мелодии; обратите внимание, какой вид минора используется в этой мелодии. А сейчас постарайтесь мелодию просольфеджировать в медленном темпе. 5.Разбираем новую тему. Записываем в своих тетрадях Главные ступени лада. Трезвучия главных ступеней.
Трезвучие в тональности можно построить не только от тоники. Они строятся от каждой ступени. Вот, например, рассмотрим трезвучия в тональности Ре мажор:
Сыграйте все эти трезвучия (только не забывайте, что при ключе у вас есть фа-диез и до-диез) и послушайте, все ли они звучат одинаково? На каких ступенях трезвучия звучат мажорно? Если вы правильно играли и внимательно слушали, то трезвучия с мажорной окраской прозвучали от I, IV и V ступеней. Эти трезвучия будут называться главными, потому что они утверждают мажорный лад. В минорном ладу на этих же самых ступенях будут образовываться минорные трезвучия. И эти трезвучия в минорном ладу так же будут утверждать минорный лад и называться главными трезвучиями. Если трезвучия называются главными, то и ступени, на которых они образуются, будут называться главными ступенями. Запомните, I, IV и V ступени - главные ступени в ладу:
I ступень называется тоника и обозначается Т, t;
IV ступень именуется субдоминанта, обозначается S, s;
V ступень - это доминанта с обозначением Д, d.
Приставка «суб» в слове субдоминанта переводится как «перед», т.е. перед доминантой. А теперь дадим название каждому из главных трезвучий: трезвучие I ступени называется тоническим (Т5/3, t5/3), трезвучие IVступени называется субдоминантовым( S5/3, s5/3) и трезвучие V cтупени называется доминантовым (Д5/3).
Запомните,в минорных тональностях доминантовое трезвучие мы с вами будем строить мажорное, используя гармонический вид, и обозначать на письме - Д5/3. |
А сейчас посмотрите внимательно на мелодию «Немецкой песни». Определите тональность и найдите в мелодии движение звуков по трезвучиям главных ступеней. Обведите их скобочкой и подпишите аккорд обозначением:
6.Домашнее задание:
1.Записать своими словами правило по теме «Главные ступени лада. Трезвучия главных ступеней» и выполнить (для примера) построение главных трезвучий лада в До мажоре и ля миноре.
2.Построить в тональности Си-бемоль мажор Т5/3 с обращениями, S5/3 и Д5/3.
Дорогие ребята, удачи вам при выполнении всех заданий!
Свою работу (запись правила с нотными примерами, построение аккордов в тональности Си-бемоль мажор и запись «Немецкой песни» с подписанными аккордами) отправляйте мне в личные сообщения в vk до 15.00. 08 мая.