ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Биология
(продолжительность урока-30 минут)
Дата:29.04.2020
Учитель: Е.В. Мызникова
№ п/п | Этап урока | Формы работы |
1. | Тема урока: | 1. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. |
2. | Проверка домашнего задания: | Проверь выполнил ли ты Лабораторные работы № 9 и 10? |
3. | Изучение нового материала: | 1. Просмотри прикрепленный ресурс; https://youtu.be/dPL0_tKIln4
Почитай: Размножение и развитие. Органами размножения самцов служат парные семенники. В семенниках вырабатываются сперматозоиды. Органы размножения самок — яичники. В них развиваются яйцеклетки, которые имеют микроскопические размеры. Оплодотворение (слияние сперматозоида с яйцеклеткой) у млекопитающих внутреннее, как у пресмыкающихся и птиц. Происходит оно в верхней части яйцеводов (см. рис. 198).
Оплодотворенная яйцеклетка начинает дробиться уже при движении по яйцеводу и превращается в многоклеточный зародыш. В расширенной части женской половой системы, то есть в матке, оболочка зародыша соединяется со стенкой матки (рис. 199, А).
Рис. 199. Схема строения матки (А) и стадии развития зародыша у млекопитающих (Б): 1 — матка; 2 — зародыш; 3 — плацента; 4—7 — последовательные стадии развития зародыша
Ворсинки зародышевых оболочек врастают в стенку матки, образуется детское место, или плацента. Принципиальное отличие млекопитающих от других позвоночных заключается в развитии плаценты в матке. Кровеносные сосуды развивающегося зародыша плотно соприкасаются с кровеносными сосудами матери. Через них к зародышу поступают питательные вещества и кислород от матери и удаляются углекислый газ и вредные продукты обмена.
Первые стадии развития зародыша млекопитающих такие же, как и у других хордовых животных: сначала зародыш одноклеточный, потом многоклеточный, однослойный, двухслойный, трехслойный. В дальнейшем он последовательно приобретает черты позвоночных. Сначала становится похожим на развивающихся рыб: имеется длинный хвост, зачатки жаберных щелей (рис. 199, Б). Затем эмбрион приобретает большое сходство с развивающимися рептилиями. А на последних стадиях развития он покрывается шерстью и приобретает черты млекопитающих.
Длительность развития зародыша в матке у разных млекопитающих различна. Чем больше размеры животного, тем продолжительнее беременность. Продолжительность развития эмбриона зависит и от экологии вида. У животных, рождающих детенышей в норах с теплыми гнездами, беременность короткая: у домовой мыши — 1 8 суток, у серой полевки — до 23 суток. Больше она у крупных норников (например, у сурков) и у белок, устраивающих гнезда на деревьях, — около 30-40 суток. Наиболее продолжительная беременность у зверей, детеныши которых сразу же после рождения следуют за матерью: у коровы — 9 месяцев, у крупных китов — почти год.
Млекопитающие заботятся о потомстве: выкармливают детенышей молоком, защищают от врагов, согревают своим теплом. Длительное время родители обучают детенышей находить пищу, охотиться. У некоторых млекопитающих в воспитании потомства принимают участие подросшие дети из предыдущего выводка. Известны такие пестуны у медведей.
Годовой жизненный цикл. Как и у других животных, жизнь млекопитающих меняется по сезонам года. Это связано с сезонными изменениями условий обитания и важнейшими этапами годового жизненного цикла животных: размножением, воспитанием потомства, зимовкой.
Подготовка к размножению сопровождается образованием семейных пар, табунов, гаремов. Спариванию предшествуют турнирные бои между самцами (рис. 200), которые выражаются у одних только позами угрозы и выпадами в сторону конкурента, у других — настоящими побоищами. Иногда между спариванием и появлением детенышей проходит довольно длительный период. Например, у многих оленей спаривание бывает осенью, а детеныши появляются весной.
Рис. 200. Турнирный бой самцов оленей
Появление детенышей приурочено к наиболее благоприятному периоду для выращивания потомства: в основном к концу весны — началу лета. К этому времени животные перемещаются в заросли кустарников, овраги, нагромождения камней и другие укрытия, чтобы устроить нору, логово, подготовить гнездо.
В период выращивания потомства млекопитающие очень уязвимы для врагов, поэтому они ведут очень скрытный образ жизни. У кроликов в хорошо защищенном гнезде рождаются беспомощные детеныши, а у оленей, не имеющих укрытий, детеныш сразу же способен следовать за родителями (рис. 201). О потомстве в основном заботятся самки. Они строят укрытия и гнезда, кормят детенышей молоком, охраняют их, согревают. У некоторых хищников самец заботится о потомстве: приносит корм, охраняет нору, гнездо.
Рис. 201. Новорождённые детеныши благородного оленя и европейского кролика
Когда детеныши подрастут, семьи перемещаются в наиболее богатые кормом места: долины рек, луга. Родители учат детенышей находить корм, охотиться и спасаться от врагов.
Период подготовки к зиме у млекопитающих отличается интенсивным питанием — они жируют (жир откладывается под кожей). Некоторые к тому же запасают на зиму сухие корма. В определенное время звери линяют: сменяют летнюю шерсть на зимнюю, густую, а иногда также — темный шерстный покров на белый (рис. 202).
Рис. 202. Заяц беляк в зимнем (вверху) и летнем меху
Относительная приспособленность животных, меняющих к зиме окраску, очевидна в том случае когда снег долго не выпадает и уже перелинявшие к зиме белые зайцы, горностаи, ласки становятся очень заметными на фоне темной почвы. Запасы корма делают многие грызуны. Белки заготавливают в дуплах орехи, желуди, шишки, сушат грибы, нанизывая их на острые сучки. Большие запасы (до 3-4 кг) делают лесные мыши. Около 10 кг семян, корней, побегов растений запасает на зиму в норах полевка-экономка. Большие запасы веточного корма делают бобры, затаскивая его в воду вблизи от хатки.
Некоторые млекопитающие объединяются в группы, что облегчает им зимнее существование, добывание пищи. В крупные стада объединяются олени, в стаи — волки. Летучие мыши, китообразные, копытные осенью совершают настоящие миграции к югу. Однако для млекопитающих далекие миграции не так характерны, как для рыб и птиц.
Зимовка — заключительный этап годового жизненного цикла. При уменьшении запасов корма и ухудшении условий его добывания некоторые млекопитающие впадают в спячку. В настоящую зимнюю спячку впадают суслики (рис. 203), сурки, ежи, летучие мыши — у них снижается температура тела, уменьшается число дыхательных движений и сердечных сокращений. У медведей, енотовидных собак, барсуков зимний сон неглубокий, температура тела и частота дыхательных движений меняются мало. В малоснежные теплые зимы такие звери могут не впадать в зимний сон. Хорошо известны не залегшие в берлогу медведи-шатуны. Зимой в берлоге у медведицы появляются медвежата.
Рис. 203. Спящий в норе суслик
Изменение численности. Численность многих мелких и средних млекопитающих существенно меняется по годам. Это связано с изменением обилия кормов, заболеваниями, численностью врагов, наличием укрытий, другими факторами.
Прогнозирование массового размножения грызунов, вредящих сельскохозяйственным растениям, важно для эффективной борьбы с ними.
Численность белки существенно зависит от урожая хвойных растений. В неурожайные годы белки тратят больше времени на поиск других кормов, совершают большие перемещения. У них бывает меньше детенышей, иногда они даже гибнут от голода и холода. Резкое увеличение численности мелких грызунов происходит в «мышиные» годы. Известны активные перемещения и гибель грызунов-леммингов после их массового размножения и истощения кормов.
Млекопитающие — высшие теплокровные живородящие позвоночные. В матке зародыш через плаценту получает от материнского организма кислород и питательные вещества, избавляется от углекислого газа и вредных продуктов обмена. Выкармливают они детенышей молоком. Образ жизни и поведение млекопитающих меняются по сезонам и этапам годового жизненного цикла. Осенью и весной звери линяют. Некоторые звери зиму проводят в укрытиях в спячке, другие делают запасы кормов на зиму. Немногие совершают миграции. Численность млекопитающих зависит от обилия кормов, болезней и хищников.
2.Выполни упражнения по пройденному материалу письменно
|
4. | Домашнее задание: | 1. Просмотри технологическую карту урока; 2. Выполни все задания согласно инструкции; 3. Задания выполняй своевременно и добросовестно. 4. Отправь учителю на электронную почту: myznikowa.lena@yandex.ru |
|
|
|
|
|
|
|
|